Технологии могут быть неудобными. Наши карманы отягощают гигантские смартфоны, которые невозможно быстро вытащить, если куда-то бежишь. Попытки сделать наши устройства более доступными с помощью умных часов пока сложно назвать успешными. Но что, если бы часть вашего тела стала компьютером, с экраном у вас на руке и, может быть, даже прямой связью с вашим мозгом?
2016 год был давно, но это не означает, что мы не можем назвать самые быстро развивающиеся, а вместе с тем и важнейшие для нашего будущего технологии того времени. Журнал Scientific American собрал десятку громких названий, о которых мы писали, пишем и будем писать еще неоднократно. Возможно, именно они изменят этот мир. Возможно, именно они сделают будущее таким, каким оно должно быть.
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) завершили первый отечественный проект по производству газотурбинного двигателя с помощью аддитивных технологий. Изготовленный функциональный прототип представляет собой перспективную разработку малогабаритного двигателя для беспилотных летательных аппаратов. Как отметил генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов, некоторых уникальных характеристик, включая конструкцию камеры сгорания с толщиной стенок всего в 0,3 мм, удалось добиться только благодаря использованию 3D-печати. Напомним, что ранее ВИАМ изготовил 3D-печатные завихрители фронтовых устройств камер сгорания для двигателей ПД-14, разработанных для эксплуатации на перспективных магистральных авиалайнерах МС-21 и в настоящее время проходящих летные испытания.
Даже в самых продвинутых электромобилях используются аккумуляторы, которые рано или поздно разряжаются, поэтому, проехав сотню-другую километров на своей Tesla, всё равно придётся останавливаться и заряжать батареи на протяжении нескольких часов. А что, если электромобиль будет заряжаться электроэнергией прямо от дороги? Шведскому правительству тоже показался интересным этот вопрос, поэтому оно запустило специальную программу, в рамках которой исследует возможности создания такого электрифицированного дорожного полотна.
Началось всё с кнопок. Мы нажимали их для того, чтобы набрать телефонный номер, изменить громкость динамика смартфона или найти в адресной книге нужного нам человека. На смену кнопкам пришли сенсорные экраны, а чуть позднее и голосовые ассистенты вроде Siri и Cortana. Вполне очевидным этапом эволюции пользовательских интерфейсов станет управление смартфоном или планшетом при помощи одного вашего взгляда. Именно такую систему и разрабатывает в данный момент международная команда исследователей.
Воздух, которым мы дышим, не всегда такой чистый, как нам этого хочется. Согласно исследованиям, проведённым учёными в Калифорнийском университете, расположенном в Беркли, смог убивает около 4000 жителей Китая в день. В США тоже не всё гладко — почти половина жителей этой страны живут в не самых благоприятных условиях и регулярно дышат загрязнённым воздухом. Ситуация в России тоже далека от идеала — более 50 процентов городов тоже страдают от недостатка чистого воздуха и других загрязнений.
Интеллектуальные системы поддержки принятия решений для охраны сухопутных границ РФ на Урале, Дальнем Востоке и юге России разрабатываются силами Объединённой приборостроительной корпорации. Системы помогут собирать данные о наземной, морской и воздушной обстановке, умеют решать оперативные, служебные задачи, а также окажутся полезны, если нужно спланировать действия и работу пограничных служб.
Что, если бы колёса могли вращаться не только вперёд и назад, но и в перпендикулярной своему обычному движению плоскости? Это бы раз и навсегда изменило процесс парковки. Британский изобретатель Уильям Лиддьярд воплотил эту невероятную идею в жизнь и наглядно продемонстрировал её на примере реального автомобиля. Попытки создать нечто подобное были и ранее, но уникальность конкретно этого изобретения состоит в том, что автомобиль не нуждается в каких-либо серьёзных модификациях для того, чтобы установить на него такие колёса.
Сперва компьютер побил человека в шахматы, затем в более сложную настольную логическую игру го. Теперь пришло время для действительно серьезных и взрослых игр — ближнего воздушного боя. Как вы уже могли догадаться, и здесь бездушная машина одержала верх над человеком.
Аэрокосмическое агентство NASA провело успешное испытание одного из двух 77-тонных ракетных ускорителей космической системы SLS, которая отправится на Марс. Испытания проводились наземные. Ускоритель поместили на специальную платформу и провели запланированный 2-минутный прожиг.
Не так давно, в интервью на Code Conference в Калифорнии, предприниматель и любимец технопублики Элон Маск предположил, что все мы живем в компьютерной симуляции. На первый взгляд, его заявление может показаться бредом сумасшедшего. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все куда глубже. Давайте погрузимся еще глубже и попробуем найти изъяны в теории виртуальной реальности, так сказать.
Вслед за автомобилями с автопилотом на дороги выходят самоуправляемые маршрутки. Первенцем новой концепции стал микроавтобус «Olli», созданный компанией Local Motors в сотрудничестве с IBM. Как сообщает 3Dtoday, Local Motors наиболее известна в качестве первого производителя 3D-печатных автомобилей, а IBM предоставила необходимое аппаратное и программное обеспечение для интеграции 3D-печатного транспорта в облачный искусственный интеллект IBM Watson. Благодаря высокотехнологичной начинке автобус умеет самостоятельно передвигаться по дорогам, осуществлять посадку и высадку, корректировать маршрут и даже болтать с пассажирами, рассказывая о местных достопримечательностях, отвечая на вопросы и всячески отвлекая внимание от того факта, что никто не сидит за рулем, да и сам руль отсутствует. В течение лета 3D-печатная маршрутка будет проходить испытания в округе Колумбия, после чего пополнит транспортные парки Лас-Вегаса и Майами.
То, что Microsoft всерьёз заинтересовалась системами отслеживания движений пользователя в пространстве, стало ясно в тот момент, когда в 2009 году была анонсирована первая версия сенсора Kinect. На тот момент, правда, Kinect не умел отслеживать движения отдельных пальцев, ограничиваясь лишь головой, туловищем и конечностями человека. Вторая версия сенсора хоть и стала более точной, тоже была далека от совершенства, да и не получила такого широкого распространения. Но Microsoft не намерена сдаваться на полпути.
Разработанная британским технологическим стартапом Smart Antenna Technology антенна для ноутбуков сочетает в себе поддержку следующих беспроводных стандартов: Wi-Fi, GPS, Bluetooth, 3G/4G LTE и WiGig (60 ГГц). Таким образом, разработанная учеными Бирмингемского университета (University of Birmingham) антенна позволяет заменить собой пять различных антенн. Несмотря на распространение смартфонов и планшетов, компьютеры все еще сохраняют свою значимость в такой степени, что даже обеспечивается поддержка ими приложений для мобильных девайсов.
Специализирующаяся на робототехнике компания Boston Dynamics, известная разработкой брутального и неуклюжего робота BigDog, созданного для военных целей, на этот раз показала кое-что гораздо более изящное и милое. Их новый робот выглядит как помесь средних размеров пса с жирафом. Он умеет ходить, бегать, красться на полусогнутых и даже может принести вам чего-нибудь выпить, закусить, не откажет и в просьбе прибраться, выбросив в урну мусор, а грязную посуду составив в посудомоечную машину. Классно, да?
Благодаря сотрудничеству Hyperloop с российским олигархом строительство скоростной транспортной системы может начаться в Москве. Стало известно, что между стартапом Hyperloop и группой «Сумма», российским диверсифицированным холдингом, во главе которого стоит миллиардер Зиявудин Магомедов, был подписан меморандум о взаимопонимании с Москвой. Дальнейшая совместная работа позволит сторонам изучить возможности возведения новой транспортной системы в столице Российской Федерации.
Умную машину, способную за один день построить целое здание, создаёт команда специалистов, работающая под руководством иранского профессора Бехрока Кхошневиса. Он говорит о том, что строительство — дорогостоящее, опасное занятие, и приводит цифры, свидетельствующие о смертности на возводимых объектах недвижимости, поэтому инженер считает, что необходимо использовать для строительства роботов.
В будущем технологию 3D-печати планируется использовать в условиях космоса. Астронавты смогут печатать живые ткани и органы прямо на борту космического корабля, тем самым увеличивая свои шансы на выживание в ходе особенно продолжительных космических миссий. И уже сегодня подобная технология успешно прошла необходимые испытания в условиях микрогравитации на специально оборудованном для этого самолёте.
Консультативный совет по рекомбинаторной ДНК при Департаменте здравоохранения США одобрил использование весьма перспективной технологии генетической модификации человека. Речь идет о CRISPR/CAS-9, с помощью которой исследователи планируют улучшить эффективность работы иммунной системы.
Американское космическое агентство занялось разработкой нового тестового самолёта довольно давно и сейчас готовит его к испытаниям, задача которых — протестировать уникальное крыло, в котором размещены 14 электродвигателей, приводящих в действие пропеллеры. Самолёт получил имя «Максвелл», его порядковый номер — X-57.