Почему у самолётов такие маленькие колёса? Это точно надёжно!?

Вера Макарова

На фоне гигантского фюзеляжа и размаха крыльев самолётные колёса действительно выглядят несерьёзно. Но не стоит недооценивать их. Каждое из них выдерживает вес полноценного грузовика, работает в условиях экстремального трения и разгоняется до тысяч оборотов в минуту. Всё это — без подвески и амортизации, на жёсткой стойке, под сотнями тонн веса. Инженеры рассчитывают размеры и количество колёс с ювелирной точностью: чуть больше — будет лишний вес, чуть меньше — катастрофа. И всё ради одной цели — безопасного взлёта и посадки.

Почему у самолётов такие маленькие колёса? Это точно надёжно!? Колёса самолёта — это не слабое звено, а инженерный шедевр прочности и надёжности. Фото.

Колёса самолёта — это не слабое звено, а инженерный шедевр прочности и надёжности.

Сколько колёс у самолёта и почему они такие маленькие

Колёс у авиалайнеров много — не одни и не два. Например, у Boeing 777 — 14, у Airbus A380 — 22, а у самого большого самолёта в истории, Ан-225 «Мрия», — 32. Зачем так много? Чтобы равномерно распределить вес на взлётно-посадочную полосу и снизить износ шасси.

Средний диаметр колеса самолёта — около 110–130 см, это сравнимо с колёсами крупного внедорожника. Но размеры тут вторичны: каждое колесо рассчитано на нагрузку до 30 тонн, а то и больше.

Сколько колёс у самолёта и почему они такие маленькие. Шина напоминает слоёный пирог: в её составе, помимо резины, есть синтетический и натуральный каучук, технические ткани, а также стальные, нейлоновые и арамидные шнуры корда. Источник изображения: life.ru. Фото.

Шина напоминает слоёный пирог: в её составе, помимо резины, есть синтетический и натуральный каучук, технические ткани, а также стальные, нейлоновые и арамидные шнуры корда. Источник изображения: life.ru

Маленькие на вид, эти колёса содержат мощнейшие углеродно-керамические тормоза — такие же по технологии, как в болидах «Формулы-1», но с поправкой на вес в сотни тонн.

Что происходит с колёсами при посадке и взлёте

Во время взлёта самолёт разгоняется до 250–300 км/ч за несколько секунд. Колёса вращаются со скоростью до 4500 об/мин — и всё это без привода: их раскручивает сама посадка. Ведь при касании с полосой они неподвижны и мгновенно получают полный оборот. Это невероятная нагрузка и перегрев.

Обычная авиашина весит от 80 до 120 кг. Но при этом она может выдержать вес в 30 тонн и скорость более 300 км/ч. А при экстренной посадке — не лопнуть от температуры, сравнимой с жаром в кузнице.

При торможении температура в колёсах самолёта может достигать 500 °C, особенно при аварийной посадке. Поэтому на многих шасси установлены термопредохранители — чтобы выпустить давление и не допустить взрыва шины.

Это интересно: Почему в самолет не пускают с гипсом, если он наложен менее 48 часов назад.

Кстати, в шинах самолёта не воздух, а азот — чтобы снизить риск возгорания. Даже давление в них — не как в машине, а до 15 атмосфер. Это в пять раз больше, чем в шинах внедорожника.

Что происходит с колёсами при посадке и взлёте. Колёса самолёта — часть шасси, которое обеспечивает опору летательного аппарата на земле, во время взлёта и посадки. Источник изображения: sciexaminer.com. Фото.

Колёса самолёта — часть шасси, которое обеспечивает опору летательного аппарата на земле, во время взлёта и посадки. Источник изображения: sciexaminer.com

Каждая посадка — это испытание. После неё специалисты проверяют колёса на:

  • трещины и грыжи;
  • порезы и неравномерный износ;
  • повреждение корда;
  • остаточную глубину протектора (по индикаторам);
  • давление и балансировку.

Читайте также: В небо поднялся полностью российский самолет «Суперджет»: внутри нет импортных деталей!

Шины самолёта восстанавливают, но не более пяти раз, чтобы сохранить безопасность. При этом старый протектор полностью снимается, а затем наносится новый слой резины, после чего покрышку тестируют на прочность — с помощью рентгена, ультразвука и давления. Это называется ретрединг — восстановление шин.

Было интересно? Больше статей на наших каналах в Telegram и Дзен.

Новости партнеров
Биткоин и другие монеты всё ещё не восстановились после обвала. Чего от рынка ждут эксперты?
Биткоин и другие монеты всё ещё не восстановились после обвала. Чего от рынка ждут эксперты?
Apple вернула нормальную галерею на iPhone. Обзор приложения «Фото» из iOS 26
Apple вернула нормальную галерею на iPhone. Обзор приложения «Фото» из iOS 26
Мессенджер MAX станет обязательным приложением уже 1 сентября. Получится ли его удалить?
Мессенджер MAX станет обязательным приложением уже 1 сентября. Получится ли его удалить?