#галерея | История развития гоночных рулей McLaren Formula 1

Когда речь заходит о «Формуле-1», то здесь не остается места для компромиссов. Если команда хочет занимать первые места, то технологии, которые используются для достижения этой цели, должны постоянно развиваться и двигаться вперед. За многие годы существования «Формулы-1» гоночные болиды кардинально изменились, превратившись в настоящие стремительные гиперкары. И одним из самых заметных примеров этих постоянных изменений и переработок является гоночный руль. За долгое время гоночные рули перерабатывались, изменялись и улучшались, пока не стали намного легче, чем раньше, намного дороже и, что более важно, намного сложнее.

historyОфициальный сайт McLaren Mercedes решил поделиться историей развития и совершенствования своего гоночного руля, и сегодня мы предлагаем с ней ознакомиться.

1969 год. Руль машины M7C Брюса Макларена

M7C_1

Четкий. Простой. Классический. Типичный гоночный руль для болидов 1960-х годов. Крепился к рулевой колонке гоночного автомобиля M7C. Основные отличительные черты этого руля: четкие линии и самая простая функциональность. Руль обладал двумя единственными функциями — повернуть налево и повернуть направо.

1974 год. Руль машины M23 Эмерсона Фиттипальди

M23_2

В течение четырех последующих лет мало что изменилось. На руле болида M23 появился один-единственный тумблер — аварийный выключатель подачи топлива. Двигатели того времени оснащались дроссельными заслонками, которые могли заклинивать, если внутрь выдвижного механизма попадала грязь. Этот тумблер на руле позволял полностью перекрыть подачу топлива к двигателю, если во время гонки дроссель заклинивало.

1988 год. Руль машины MP4/4 Айртона Сенны

MP4-4_1

В 1980-х годах гоночные рули начали оснащаться быстросъёмными механизмами, позволяя гонщику самостоятельно устанавливать или снимать их. Благодаря этому кокпиты удалось сделать более эргономичными и просторными.

Удивительно, конечно, сейчас, но по тем временам этот гоночный руль значительно продвинулся в использовании технологий по сравнению с 1960-ми годами. Он оснащался двумя кнопками: кнопкой для радиосообщений (зеленая), а также кнопкой буста (наддува). Но так как в 1988 году уровень наддува для гоночных болидов был ограничен 2,5 барами, то кнопка чаще, скорее всего, использовалась для обогащения смеси в момент обгонов соперников.

1999 год. Руль машины MP4-14 Мики Хаккинена

MP4-14_1

Дебют полуавтоматических коробок переключения передач в «Формуле-1» состоялся в 1989 году, после чего они быстро обрели популярность и стали неотъемлемой частью любого гоночного болида. McLaren впервые стали использовать такие технологии на машине MP4/7 1992 года.

Если кратко, то данный гоночный руль является настоящим квантовым скачком вперед, по сравнению с теми рулями, которые использовались до него, и представляет собой наследие возросшего уровня автоматики, скачок использования которой произошел в «Формуле-1» в 1990-е годы. К концу того десятилетия машины гран-при уже находились на грани того, чтобы превратиться в самые сложные технологические агрегаты, во всю использовавшие и полагавшиеся на автоматические системы, особенности управления болидом из пит-зоны, а к началу 2000-х и на добавление антипробуксовочной системы. При этом две последние особенности из этого списка сейчас находятся под запретом.

Кнопка «PLS», расположенная в левой части на этом руле, включает режим ограничения скорости, справа находится выключатель PLS. Рядом с основанием руля расположены круглые переключатели, отвечающие за работу двигателя и дифференциала и позволяющие адаптировать сцепление с дорогой во время гонки. Помимо этого, к внутреннему краю кокпита между рулем устанавливается отдельный дисплей, который выводит различные технические показатели.

2008 год. Руль машины MP4-23 Льюиса Хэмилтона

MP4-23_1

Как и в машине 1999 года, цифровая панель с техническими показателями располагается на внутренней кромке фронтальной части кокпита. В 2009 году цифровая панель переместилась на руль для экономии веса болида.

С этого момента вся ответственность за принятые решения во время гонки возлагается на самого гонщика, сам же руль обретает невероятное количество всевозможных кнопок, переключателей и тумблеров, чья общая задача сводится к максимальному балансу машины и производительности во время очередного гран-при.

Как и в случае с автомобилем Мики, Льюис имеет доступ к серии вращающихся переключателей, расположенных у основания руля. Они позволяют повышать или понижать мощность двигателя, изменять режим работы дифференциала, а также производить настройки сцепления машины с гоночным треком.

Также на руле отчетливо видны кнопка нейтральной передачи (зеленая кнопка в верхней левой части руля), а также ограничитель скорости на питлейне (желтая кнопка «P» в верхней правой части руля). Два зеленых функциональных переключателя (+10 и +1) можно запрограммировать на выполнение различных функций. Обычно программирование происходило после того, как пилоту болида передавались соответствующие инструкции по радио.

2014 год. Руль машины MP4-29 Дженсона Баттона

MP4-29_2

Современный век. Отражая всю сложность нынешних технологий, руль машины MP4-29 оснащается новым большим LCD-экраном, обеспечивающим гонщика доступом и управлением огромным объемом информации. Как можно заметить, экран занимает большую часть руля. В результате этого все больше и больше функциональных переключателей перекочевывают на боковые части органа управления болидом.

Вне поля зрения (располагается позади руля) находится кнопка DRS (управляет задним антикрылом).

Теперь обычным местом для функциональных кнопок (зеленые) является верхняя часть руля (расположены с каждой стороны), желтая кнопка «OT» (обгона) теперь расположена посередине слева, а желтая кнопка «PLS» (ограничитель скорости на питлейне) расположена в верхней правой части руля. Центральный же селектор отвечает за выбор шин. Она автоматически адаптирует настройки сцепления с треком при учете выбранного типа резины.