Как это было: восемь отчаянных недель, которые спасли SpaceX от провала

26 Сентября 2018, Илья Хель 67

Они ночевали в двустороннем прицепе, ютились на матрасах и в спальных мешках, спали по десять человек в комнате. По утрам пировали омлетом. По ночам, под самыми темными небесами на Земле, они жарили стейки и задавались вопросом, можно ли добраться до небес. Почти все они едва вышли из юношеского возраста и оказались на богом забытом острове в центре Тихого океана. Вокруг них не было ничего. И они работали. Они работали отчаянно: мастерили, пробовали, правили, надеясь, что в этот раз все точно получится. Их небольшая ракета уже трижды оплошала. Еще один неудачный запуск и Space Exploration Technologies пришел бы конец.

Трижды, в 2006, 2007 и 2008 годах, SpaceX пыталась запустить ракету Falcon 1 с острова Омелек в Тихом океане, коралловый берег которого возвышался на метр над морем и был размером с три футбольных поля. Меньше чем за два месяца после последней неудачи деньги практически закончились. SpaceX могла запустить еще одну ракету, после чего на фабрике в Калифорнии остались бы только запчасти.

«Мы все знали, что ставки невероятно высоки», вспоминает тот лихорадочный период 2008 года Зак Данн. На тот раз Falcon 1 была обязана взлететь. И все об этом знали. Данн, который год как закончил аспирантуру и был всего двадцати шести лет, служил в роли старшего инженера первой ступени ракеты. «Напряжение было сильным. Было много давления».

Сегодня трудно представить аэрокосмический мир без SpaceX. United Launch Alliance, Arianespace, «Роскосмос», Китай — все они с удовольствием доминировали бы в ракетном пространстве, тщательно охраняя свои цены. Еще десять лет назад эти титаны отрасли видели в Илоне Маске очередного комара, которого можно было прихлопнуть, как любого, кто был до него. Идея повторного использования орбитальной ракеты для снижения стоимости выхода в космос была смехотворной. Марс?! Этот шутник из Южной Африки даже не может вывести крошечную ракету с одним двигателем на орбиту.

Это и многое другое висело в воздухе 28 сентября 2008 года, когда SpaceX, наконец, удалось стать первой компанией, которая в частном порядке разработала ракету, которая успешно достигла орбиты.

«Прежде такое осуществляли только целые страны, потому что барьер для входа был очень высок», говорит Чад Андерсон из инвестиционной группы Space Angels. «От нуля до единицы очень и очень трудно перейти. Но SpaceX это удалось. Тот парень и его компания поплыли против течения и сражались с ним так долго, что им удалось запустить эту махину».

За десять лет аэрокосмическая отрасль претерпела радикальную реструктуризацию. Титаны аэрокосмической промышленности зашевелились, чтобы измениться или умереть в новом мире, где героем — уже не претендентом — стал Маск. На волне успеха SpaceX более 100 частных компаний в мире попытались и продолжают пытаться повторить этот подвиг с ракетами разных размеров.

Все началось в тихоокеанских тропиках. За несколько дней до четвертой и, возможно, последней попытки запустить ракету Falcon 1 Данн отплыл с Омелека на лодке, направляясь на Квадж, как называют остров Кваджалейн. Он тоже крошечный, всего четыре километра в длину и несколько сотен метров в ширину. Но по сравнению с Омелеком он был континентом. Также на нем находился центр управления полетом SpaceX.

В то утро Данн сел за консоль на Квадже, чтобы следить за состоянием двигателя «Мерлин-1» и топливных баков первой ступени. Когда ракета взлетела, он внимательно следил, надеясь, что та не взорвется. Через три минуты полет в бункере взорвались только аплодисменты, и от ракеты отделилась вторая ступень. Затем наступили мучительные шесть минут, когда двигатель верхней ступени Falcon под названием Kestrel должен был прожечь топливо. Это было необходимо, чтобы показать потенциальным клиентам, что ракета сможет выводить спутники на нужную орбиту. И он прожег.

«Когда Kestrel отключился, все вокруг просто взорвалось», вспоминает Данн. «Мы просто сошли с ума. Прыгали. Обнимались. Кричали. Это было заслуженное празднование».

Вечеринка в Тихом океане продолжалась всю ночь. На следующий день SpaceX снова примется за попытки завоевать аэрокосмический мир. И на этот раз не подведет.

SpaceX: начало

Ганс Кёнигсманн присоединился к SpaceX четвертым сотрудником. Он попал в SpaceX в 2002 году из другой аэрокосмической компании в Южной Калифорнии, Microcosm. (Президент SpaceX Гвинн Шотуэлл перейдет вслед за ним из той же компании через несколько месяцев). Очень скоро Кёнигсманн приступил к работе над системами авионики для ракеты — мозгами, которые контролируют ее во время полета.

Получив указание от Маска сокращать расходы, Кёнигсманн должен был решать, что покупать и что строить на месте, также ему пришлось нанять команду инженеров. Покидая уже «вставшую на ноги» компанию, потомственный немец Кёнигсманн шел на большой риск — он уходил с комфортной работы в совершенно новое предприятие, основатель которого грезил полетами на Марс.

Кёнигсманн присоединился к SpaceX не потому, что поверил в эту миссию. «Я просто хотел разработать ракету с небольшой командой, а не с 15 000 человек, как это приходилось делать в прошлом, — вспоминает он. — Я хотел показать, что это можно сделать и силами 200 человек».

Изначально SpaceX хотела запускать ракеты с базы ВВС Ванденберг, расположенной в нескольких часах езды к северу от штаб-квартиры компании в Южной Калифорнии. Но большие ракетные компании, Boeing и Lockheed Martin, запускали с этой площадки свои ракеты, а военные и подрядчики очень не любят делиться с выскочками.

Поэтому SpaceX обратилась на запад. Далеко на запад, к армейской базе в 8000 километрах, окруженной необъятными просторами голубого океана. Никого другого поблизости не было. Когда SpaceX нуждалась в приоритете, она его получала. «Мы не были в тени других крупных компаний, и это нам помогало», говорит Кёнигсманн.

Даже сегодня он помнит дорогу на Квадж из Лос-Анджелеса. Вылетаете в полдень или вечером из Лос-Анджелеса на Гавайи. Проводите там ночь, а в 7 утра летите на Маршалловы острова с 14 терминала. На пути у этого рейса было несколько остановок, одной из которых был Квадж.

Оказавшись там, сотрудники SpaceX передвигались по острову в основном на мотоциклах, среди песка, прибоя и пальмовых деревьев. Если не нужно было присутствовать на Омелеке, они оставались в отеле Кваджалейна — «Мэйси». «Звучит так, будто это тропический остров, но это армейская версия тропического острова», говорит Кёнигсманн. «Поэтому отель был армейской версией отеля. На каждом предмете мебели стоял государственный номер США».


На то, чтобы с помощью лодки добраться до острова Омелек, уходил час. Там SpaceX построила собственную стартовую площадку и ангар для ракеты Falcon 1. Обычно, ракета приезжала за три-четыре месяца до запуска и требовала длительной цепочки обработок и испытаний перед днем запуска.

«Это было довольно уникально, и людям это либо нравилось, либо совсем наоборот; никто не оставался безразличным», говорит Кёнигсманн, вспоминая островную жизнь. Хоть он и немец, оказавшийся за полмира от своего дома, ему нравилось под темными тихоокеанскими небесами. Остров напоминал ему, зачем он приехал туда в первую очередь. «Он заряжал меня чувством удаленности и напоминал, насколько большая у нас планета».

И еще он научил его тому, насколько чертовски трудно вырваться из земного гравитационного колодца.

Три провала

Основанная в 2002 году SpaceX вывезла ракету на стартовую площадку всего через четыре года. Утром 24 марта Falcon 1 отправилась в свой девственный полет с Омелека. Сперва небольшая ракета стабильно поднималась над маленьким островком. Но уже через полминуты, благодаря утечке топлива внутри ракеты, аппарат буквально сжег себя в процессе подъема. Кусочки ракеты Falcon 1 упали на Землю.

Через несколько часов инженеры выехали из Кваджа на Омелек, чтобы спасти все, что осталось. Для молодых успешных выпускников, которые собрались в SpaceX с большими надеждами, это был жестокий отрезвляющий момент.

«Спускался и собирал кусочки того, над чем я лично страдал несколько месяцев», вспоминает Кёнигсманн. «Я не привык к неудачам. Но это часть дела, и мне пришлось к этому привыкнуть. С этим приходится бороться, и очень сильно, потому что иначе вы проиграете».

Почти через год, поборов демонов первого полета, Кёнигсманн и другие инженеры вернулись на Омелек со второй ракетой Falcon 1. Этот полет оказался более перспективным. Ракета-носитель достигла высоты 289 километров, вышла в космос и легла на заданный маршрут. После выгорания первой ступени, отделилась и вторая. Но через 265 секунд полета начались гармонические колебания, которые нарастали до 474 секунды, пока двигатель Kestrel не отключился преждевременно. Команду порадовала только работа первой ступени.

«Эта миссия представляет собой большой шаг вперед для SpaceX и ракеты-носителя Falcon 1», говорится в летном обзоре компании. «Несмотря на неполный успех, значительная часть задач миссии была выполнена как с программной, так и с технической точек зрения».

Многообещающий второй полет заложил основу для третьей миссии, и ценный груз, выбранный для этого полета, отражал уверенность SpaceX и ее клиентов. NASA, Министерство обороны и частная компания Celestis — все они полетят в этот раз.

SpaceX провела 17 месяцев, подготавливая ракету Falcon 1, усовершенствуя ее главный двигатель и проверяя его, чтобы убедиться, что все пройдет гладко во время августовского запуска 2008 года. SpaceX также начала набор новых сотрудников, предвосхищая прекрасные будущие деньки. Данн был официально принят на работу в 2007 году, будучи интерном на протяжении целого года. После того, как старший менеджер над ним уволился, Данн нашел в себе достаточно ответственности, чтобы отвечать за первую ступень, и занял место у консоли в бункере на Квадже.

Сидя в диспетчерской с Кёнигсманном и 10 другими операторами во время третьего полета, Данн давал обратный отсчет и смотрел за запуском на экране компьютера. На нем показывались данные, отображающие состояние двигателей и давление в камере сгорания. Данн был взбудоражен и напряжен одновременно.

Данн вспоминает, как потерял счет времени во время подъема Falcon 1, хотя работу первой ступени Маск позже описал как «кинематографически идеальный» полет. Однако после того, как первая ступень отделилась от второй, новый двигатель «Мерлин» проработал чуть дольше, чем ожидалось и выдал остаточные выхлопы, что привело к столкновению двух ступеней.

«Когда случилась аномалия, моя голова была опущена», вспоминает Данн. «Я смотрел на данные. И услышал этот протяжный вздох. Я поднял голову и понял, что все не так как должно быть. Это стало понятно сразу. Это было невероятно разочаровывающим. Команда вокруг меня тоже была разбита». Некоторые плакали.

Для Кёнигсманна, который никогда не переживал настолько уничтожающего провала, но теперь буквально рывком возвращался в реалии космических полетов, третий запуск был особенно болезненным.

«Мы отправились домой, и Илон просто сказал: у нас есть еще одна ракета, давайте запустим ее как можно быстрее», говорит он. «Было такое в целом ощущение, что эта ракета покажет себя лучше или у нас будут проблемы».

На прошлой неделе, на пороге 10-летия четвертого запуска ракеты Falcon 1, Маск признал это сполна. «Если бы мы не достигли орбиты с этой попытки, SpaceX бы не было», говорит он. «Это был очень тяжелый запуск эмоционально».

Затаенная революция

В то время мало кто понимал это, но на американском материке правительство начинало готовить почву под революцию в области космических полетов. Она почти наверняка не осуществилась бы, потерпи SpaceX провал.

Во время президентства Джорджа Буша, агентство NASA запустило свои пальцы в коммерческие космические полеты, выделив несколько сотен миллионов долларов SpaceX и другим частным компаниям на разработку ракет и космических аппаратов для доставки грузов на Международную космическую станцию. Но Конгресс, чувствуя угрозу существующей правительственной программе, наотрез отказывался выделять бюджет на приватизацию такого рода сервисов. Череда неудач SpaceX подтверждала заявления о том, что только правительственные аппараты вроде космических шаттлов способны на серьезные полеты в космос.

Космическая политика была не готова к таким переменам на момент президентских выборов, но к сентябрю 2008 года Лори Гарвер уже работала над предварительными пунктами президентской программы Барака Обамы. Позже она воплотит их в команде космической политики и станет заместителем администратора NASA. Она поддерживала те коммерческие инициативы, которые предлагал Буш, и хотела, чтобы ее непосредственный босс также их поддерживал. Но было крайне трудно качать на руках ракету Falcon 1, которая продолжала падать.

«Я уже объяснила важность развития коммерческих космических запусков ключевым советникам по науке и технологиям Обамы, и мы двигались по этому пути», говорит он. «Но если бы не успех [SpaceX], было бы гораздо труднее отдать коммерческим исполнителям доставку грузов и экипажей».

В первые годы правления Обамы разразилась война между Белым домом, который хотел приватизировать ключевые части NASA для снижения издержек, и Конгрессом, который отказывался предпринимать шаги, которые привели бы к потере традиционных рабочих мест вблизи полевых центров NASA.

Целенаправленная кампания от пригревшихся у кормушки аэрокосмических компаний подогревала битву за финансирование в Конгрессе. За несколько лет эти атаки снизили финансирование коммерческих грузовых, а затем и пилотируемых инициатив на 50%. Но эти атаки происходили не только за пределами космического агентства, говорит Гарвер.

«Внутри NASA предпринимались попытки саботировать эту программу, и это было труднее всего преодолеть», говорит он. Очень немногие переходили на другую сторону.

Со временем эти тактики ведения боя угасали. Среди них были попытки отдать программы по доставке грузов и экипажей одному оператору. Порой положительные данные о коммерческих компаниях скрывались, либо преувеличивали успехи собственной ракеты агентства Space Launch System. Коммерческие контракты обрастали требованиями. Саботаж был везде и всюду, включая собственную администрацию NASA, директоров центров, уполномоченных представителей и даже порой во внешнем консультативном совете.

«Если бы Falcon 1 не вышел на орбиту с этой миссией, силы, которые пытались столкнуть нас с курса, вероятнее всего, преуспели бы», говорит она.

Четвертый полет

В назначенный день старта на берегу Тихого океана инженеры Кваджа проснулись задолго до рассвета. Не то, чтобы Данну не спалось. Он сравнивал беспокойство той ночи с выпускными экзаменами. Для команды SpaceX этот полет был тестом с двумя вариантами ответов: провалиться и отправиться искать менее нервную работу; преуспеть и продолжить покорять мир.

После быстрого перекуса в армейском отеле следовала 45-минутная поездка на мотоцикле в контрольный центр навстречу ветру. Постоянные ветры продували Маршалловы острова с востока на запад, а из-за положения Кваджа это означало, что путь к контрольному центру был с поддувом.

Ночная дежурная группа подготовила ракету к запуску — например, загрузила гелий в аппарат. Но Данн, Кёнигсманн и другие были в контрольном центре за пять-шесть часов до запуска. Чтобы понаблюдать за последними заправочными операциями на Омелеке.

Всегда бывали технические проблемы, которые требовали возни, но все пока укладывалось в график. В 11:15 по местному времени, за 15 минут до старта, Кёнигсманн, главный инженер, и Тим Буцца, директор запуска, дали добро на запуск Falcon 1. Финальное решение поступило от Маска, который был в Калифорнии с остальной частью команды.

Затем она взлетела. «После этого вы не можете ничего сделать», говорит Кёнигсманн. «Вы просто наблюдаете. Мы сидели за консолью, но не могли повлиять на результат».

Инженеры наблюдали за тем, как ракета делает то, что в точности от нее хотели. Первая ступень отлично прожглась, проблем с отделением не возникло. После того, как включился двигатель Kestrel, он также планово прогорел. Обтекатель отделился. «На тот момент это было самым прекрасным зрелищем в мире», говорит Кёнигсманн.

Затем они должны были смотреть за своей птичкой около получаса. Еще один прожиг был запланирован через 45 минут, обычно необходимый для размещения спутников на финишную орбитальную траекторию. Станция слежения на острове Вознесения в Атлантике подхватила сигнал Falcon, и второй прожиг также прошел гладко. После этого батарея второй ступени должна была умереть, но она продержалась достаточно долго, чтобы наземный контроль в Кваджалейне снова ее уловил.

«Было замечательно видеть, как возвращается нечто, что вы запустили полутора часами ранее», говорит Кёнигсманн. «Это прекрасно иллюстрировало понятие земной орбиты».

Удар по отрасли

Первый успешный полет Falcon 1 послужил катализатором для коммерческой космической отрасли. Финансируемая частными источниками разработка новых ракет и космических аппаратов, а также коммерческий бизнес в космосе за пределами телекоммуникаций годами наблюдали взлеты и падения, но продолжительного успеха — никогда. Второй успешный запуск ракеты Falcon 1 в 2009 году, когда она вывела на орбиту коммерческий спутник, зафиксировал успех.

«Влияние, которое на космическую отрасль оказал первый успешный коммерческий запуск ракеты, невозможно переоценить», говорит Андерсон, управляющий инвестиционной группой Space Angels, которая тесно связана с государственными и частными инвестициями в космос. (Он инвестировал в SpaceX несколько раз за эти годы).

Эти первые два запуска были настолько значительными и потому, что SpaceX запустила небольшой спутник для частного клиента намного дешевле, чем могла любая другая компания: 7 миллионов долларов. Что более важно, компания опубликовала свои ценый онлайн. О такой прозрачности раньше и не мечтали.

«Она приоткрыла занавес в темный уголок», говорит Андерсон. «До нее было несколько компаний, обслуживающих нужды правительства и коммерческих клиентов, но это было больше похоже на картель».

По сути, если компания хотела запустить спутник, старший мог прилететь в Париж и встретиться с Arianespace — потолковать. Обсудив требования, спутниковая компания могла отправиться домой дожидаться, пока компания по запуску не обсудит эти требования в устном черном ящике и не назовет цену.

«Чтобы запустить спутник до появления SpaceX, деньги не должны были быть проблемой. Это могло стоить 90 миллионов, или 170 миллионов, или сколько они захотят. Невероятно высокий барьер для нового предприятия».

Ценовая прозрачность и представление ракеты Falcon 9 в 2010 году за 60 миллионов долларов помогло снизить эти барьеры до разумного уровня. Со временем эта новая волна инноваций принесет космос в руки широкого круга предпринимателей.

Андерсон говорил, что до того, как SpaceX начала летать с ракетой Falcon 1, было несколько десятков финансируемых в частном порядке компаний, которые были глобально задействованы в космическом деле. Сегодня их 350 и они привлекли 15 миллиардов долларов частного капитала.

Это также облегчило путь для Гарвера и других сторонников частных космических полетов, чтобы убедить Белый дом поддержать финансирование доставки коммерчеких грузов на космическую станцию, а затем и экипажей. NASA также открыло возможность использовать станцию коммерческими предприятиями, чтобы другие компании смогли опробовать новые концепции в космосе, проверить их работоспособность и однажды извлечь прибыль.

Одна из компаний, которая этим воспользовалась, это Made in Space, компания 3D-печати. Ее главный исполнительный директор Эндрю Раш связывает превращение Международной космической станции в национальную лабораторию с запуском Falcon 1. По его словам, более дешевый доступ к космосу  помог запустить хрупкую экономику на низкой околоземной орбите.

«Эта коммерческая инфраструктура очень важна для компаний вроде Made in Space», говорит Раш. «Нам не нужно отправляться и изобретать дешевые ракеты. Мы можем полагаться на дешевые ракеты. Я бы сказал, что в ретроспективе это было отправной точкой».

«Орбита»

После того первого запуска Данн и другие инженеры контрольного центра мчались на своих байках как полоумные через Квадж, чтобы встретиться с командой, которая заправила утром ракету в Омелеке и затем вернулась на большой остров. В конце концов, они встретились на пляже возле дока. Затем скандировали «Ор-би-та!» снова и снова.

Этот первоначальный успех помог заключить многомиллиардный контракт на доставку грузов на космическую станцию с NASA и разжег буйное десятилетие, в течение которого SpaceX перешла от ракеты с одним двигателем к ракете с 9, а затем и 27 двигателями. Компания также разработала два космических аппарата, Dragon 1 и 2, и посадила дюжину первых ступеней.

Если не брать в расчет СССР с 1957 по 1967 год и NASA с 1961 по 1971 год, трудно найти компанию или страну, у которой было бы более динамичное десятилетие в космосе, чем эта.

Для первых сотрудников вроде Кёнигсманна и нескольких блестящих инженеров, которые присоединились к компании в то время, этот долгожданный успех вселил также уверенность в амбициозных планах Маска на Марс. Поселить там людей было бы прекрасной целью, теперь — возможной.

«Должен сказать, мое видение было слишком ограниченным», говорит инженер. «Я понял, что должен ставить цели чуть выше. Как насчет Марса? Что ж, вполне. У Илона все прекрасно получается. Он по сути расширяет горизонты людей и объясняет, почему Марс должен быть нашей следующей целью, почему мы должны работать не покладая рук, чтобы это сделать».

Две трети из тридцати инженеров Кваджа и Омелека, который были в компании в тот первый успешный запуск, и поныне работают в SpaceX. Подобный опыт, от разрушительного провала третьего полета, все эти ночи в тропиках, и до этого финала, безусловного успеха, для всех очень важен. Это было настоящее приключение.

После того, как полоумные команды встретились на пляже Кваджа, они обнаружили один из двух баров острова. Весь Кваджалейн знал про SpaceX и что она пыталась сделать. Они знали, что SpaceX было нелегко, и многие военные поддерживали эту настойчивую компанию. Поэтому многие жители острова присоединились к празднеству.

В ту ночь в баре выпили всё.

Следующая цель — Марс? Расскажите в нашем чате в Телеграме.

Метки: , .

67 комментариев Оставить свой

  1. Plazmatron

    Я не знаю, как они это сделали. Выглядело всё как авантюра. В итоге ребята оказались не реально крутые!

  2. xelax

    Круто!)

  3. vladgans

    Дорогу осилит идущий

  4. VERBA DARE IN VENTOS 123

    Хорошая статья)

  5. flugsondo

    Все стартапы выглядят как авантюра, а в результате 2 из 10 выстерливают и создают что-то выдающееся.
    А ведь Илон задумал SpaceX после того, как в России ему отказались продать три баллистических ракеты за $21 млн., хотели такую сумму за каждую. А Илон хотел всего лишь доставить цветы (точнее теплицу с растениями) на марс.
    В результате Илон подумал и сказал, что сможет сделать ракету дешевле....

    • VERBA DARE IN VENTOS 123

      flugsondo, Мне нравится то , что делает Илон, но вот эта история с ракетами не внушает доверия. Правда где-то посередине. Да и был ли Маск в России, тоже вопрос, а если и был почему фоток не запилил?)
      Конечно, возможно что ему было не до фоток, но всё же. Очень провокационно и как-будто данная статья в книге написана под заказ. Нехорошо.

      • VERBA DARE IN VENTOS 123

        VERBA, P.S. " для особо одаренных"
        (Таких как путник и иже с ним)
        Я имел ввиду историю о ракетах, которые Маск хотел (возможно хотел)
        или (якобы хотел) купить в России.

    • Putnik1964

      flugsondo, .
      > А ведь Илон задумал SpaceX после того, как в России ему отказались продать три баллистических ракеты за $21 млн., хотели такую сумму за каждую.

      Откуда у Вас такие цены?

      Цитата:
      "В феврале 2002 года Маск вернулся в Москву с портфелем, полным долларов, намереваясь купить уже три ракеты. На встрече с представителями «Космотраса» ему была названа цена $8 млн за ракету. Маск предложил ту же сумму за две. Последовал отказ, и предприниматель покинул Москву ...".

      rbc.ru/business/14/05/2015/5554d2549a7947f13bdf3360

      • flugsondo

        Putnik1964, "Oткуда у Вас такие цены?"

        /https://www.inverse.com/article/34976-spacex-ceo-elon-musk-tried-to-buy-icbm-rockets-from-russia

        Но это случайный источник. Раз цены насходятся, то лучше всего посмотреть в книге-биографии Маска, изданной одним из его бывших сотрудников (женщиной, имени не помню).

        • it_sanya

          flugsondo, Самая напряженная встреча состоялась в богато украшенном, но
          обветшалом дореволюционном здании недалеко от центра Москвы.
          Лилась водка, звучали тосты — «За космос! За Америку!» — а Маск сидел
          на 20 миллионах и надеялся, что их хватит на три МБР, которые можно
          будет переделать для полета в космос. Разгоряченный водкой Маск
          спросил напрямик, сколько будет стоить баллистическая ракета. Ответ
          был: восемь миллионов за каждую. Маск сделал ответное пред​ложение:
          восемь за две. «Какое-то время они сидели и смотрели на не​го, —
          вспоминал Кэнтрелл. — А потом сказали что-то вроде: „Молодой человек,
          нет“. Кроме того, они намекали, что у него нет таких денег».

          • Putnik1964

            it_sanya, в итоге Маск мог бы и 20 лямов предложить за 3 ракеты, раз именно с этим и приехал. 4 ляма по опту ему вполне могли скинуть.
            Пожадничал видимо. :-)

            • Prox Vesor

              Putnik1964, зрело рассудил, что невыгодно скорее - счяс у него ракеты и лучше, и ему доступней, и сам прибыль получает ) )

  6. amd212

    Трогательная история. Прямо ирония судьбы. Человек с друзьями идёт в баню. Там они выпивают и ему пьяному не продают баллистические ракеты. Он просыпается один на острове на военной базе и решает самому строить ракету. Так США через 10 лет оказывается с "прикольным" полуторазовым Фалконом, но без Шатлов и программы Антарес.

    • Vladimir8

      amd212, Не понял иронии. Какая разница как он придумал строить ракеты? Пьяным в бане или сидя на толчке. До него никто не верил что 200 человек могут сделать то что только передовые страны делали с мощнейшими институтами. Я думаю всем понятно что космические полеты это вершина технологии человечества. То что ребята запустили производство летающих ракет - это запредельно круто. Они реально изменили расстановку сил. Насчёт возвращаемых ступеней я до сих пор не верю что одноразовые дороже. Слишком уж сложно возвращать отработанную ступень (имею в виду требования к качеству проверки).

      • amd212

        Vladimir8, 200 человек делают ракету фалкон 9? И за какой срок? На каком оборудовании? Отверточная сборка? Модульная? Кто собирает движки?
        Там тысячи людей. Задействованы производственные мощности NASA, Boeing, ULA, Propulsion Lab.
        Допуски к гостайне, архивы - наработки как США так и СССР ... и многое, многое другое

        • bilif

          amd212, Да, да - мы помним что ты сильно не любишь Маска. Да, истории "с соплями" про "американцкую мечту" торчат из всех статей "как это было".
          Но и "архивы" - это бред. Недавно довелось полистать альбомы совеццкого военпрома. Объяснять что такое "синьки" сшитые нитками с пломбами и печатями секретного отдела? А по этим чертежам до сих пор изготавливаются "изделия", которые до сих пор летают! И это тоже "история с соплями" о том "как все начиналось".
          Нельзя зайти в реку два раза, уж не знаю к счастью или к сожалению. Но новое поколение инженеров делает свою историю. И это тоже достойно уважения, а иногда даже восхищения.

          • AMDRYZEN

            bilif, Да это зависть и ничего более , когда нет своё остаётся 0б¢ир@ть чужое .

        • Blatskovich

          amd212, Не стоит это рассказывать хомячкам, ибо они веруют в Маска, и услышать не способны, и с анализом у них не очень :)

          • Prox Vesor

            Blatskovich, анализы впору неверущим сдавать : неуверовать весьма проблемно - его достижения и далеко в космосе, и возвращаются массово обратно, ... гений уровня Королёва-фБрауна ... )
            - или вы и в тех не веруете всё ещё ? ; )

  7. AMDRYZEN

    Был документальный фильм про историю маска от самой идеи до полёта хэви , правда там на английском смотреть придётся , хотя может уже есть перевод .

  8. vahtang1961

    Отказали в ракетах? Возьми и сделай их сам! Как в 20-тые годы авиаконструкторы и просто пилоты делали себе самолеты! Но вначале найди спонсоров и 10 млн. наличными!))) Советы от И. Маска из книги "Как я делал Фалькон".

  9. Putnik1964

    Как выше уже отметили, статья действительно сильно похожа на з.а.к.а.зную.
    Типа почти н.и.щ.е.б.р.оды, сидя на острове, запустили ракету на земную орбиту...

    Но если погуглить, то окажется что денег на деле у них было мягко говоря много. :-)

    В феврале 2002 года Маску отказали в России в продаже ему готовых ракет и он решил сделать свою сам.
    В октябре 2002 года компания PayPal была продана корпорации eBay за 1.5 миллиарда долларов, в которой у Илона было 12%. Т.е. на руках у Маска оказалось порядка 180 миллионов долларов!
    Неплохо для стартапа, верно? :-)

    Будь всего 1 миллион зелёных у российского самодельщика и такая же Falcon-1 через год подымется на орбиту... И таких ребят у нас найдётся не один десяток.
    Так что пример Маска не заразителен, с таким баблом и телега полетит...

    _________
    Парсер постов на этом сайте конечно эпичный... Порой хрен угадаешь, на какое слово он срабатывает... :-)

    • Putnik1964

      Putnik1964, Чтобы не быть г.о.л.о.с.л.овным:
      Вот этот парень, Игорь Негода, в своём гараже буквально на коленке собрал самодельный турбореактивный двигатель и установил его на свой самодельный же самолёт:

      youtu.be/jlYdP4A46Mo?t=719

      Нетрудно догадаться, что бы Игорь смог сделать на 180 млн. долларов... ;-)

      • Putnik1964

        Putnik1964, Как всё изготавливалось, если кому интересно:

        youtube.com/watch?v=sHuqoJmuvxE
        youtube.com/watch?v=BbFBrC7PkUo
        youtube.com/watch?v=sHuqoJmuvxE

        • Putnik1964

          Putnik1964, прикол, но одним постом эти все 3 части не проходили.

          • Babay-7

            Putnik1964, "дурень думкою багатіє" --- отличная поговорка для твоего коммента.
            На расии миллиардеров больше чем где либо. а про миллионеров и не стоит вспоминать! И нытье тут, что у Ивана нет 1млн, а если б он был то мы бы показали кузькину мать этим арекосам проклятым, не уместна!)
            И все эти рассуждения если б да кабы.... За границей берут и делают.
            И PayPal не проста так Маску с неба на голову упала. Это все то что на Росии некогда не произойдет! Некогда не будет вот таких как Маск. Уровень деградации населения очень критичный им подавай путина в телеке и виртуальные победы на пиндасами и проклятым $. Ну еще и войнушки в с соседями и все Иван доволен за бутылочкой пивка.

            • Putnik1964

              Babay-7, проблема только в том, что миллиардеют на России исключительно воры и казнокрады, а не самоделкины.

            • Putnik1964

              Babay-7, .
              > Некогда не будет вот таких как Маск.

              У нас технический и творческий народ на порядок лучше чем Илон Маск.
              Приведённые выше мои ссылки тому в пример.

              • Prox Vesor

                Putnik1964, и чем же Илон хуже ? - его «самоделки» круче летают !
                - или ВЫ хотите сказать, Страна плохая ? Власть ? ; )

                • Putnik1964

                  Prox, видимо головой и руками хуже.
                  Раз у него при полном расходе 180 лямов зелени обычная ракета с одним двигателем взлетела только с 4-го раза...
                  Больше нечем. :-)

                  • Prox Vesor

                    Putnik1964, это косм. программа, вряд ли Вы в курсе сложностей, как и цен на ...
                    ракеты успешно взлетают, на лямы он не жалуется, ... )

                    - разумеется нечем - только лучше : осуществил возврат ступени .. )

            • flugsondo

              Babay-7, Согласен с вами.
              Вот поэтому Маск и выбрал Америку, хотя являлся канадским гражданином. В Америке имеются наибольшие возможности для раскрытия потенциала: наибольшая капитализация (венчурный капитал, без которого успешные стартапы невозможны), наименьшая бюрократия со стороны государства. Да и условия для запуска (ближе к экватору) лучше, чем скажем в Канаде, хотя поначалу он о космосе совершенно не думал. Кстати, он приехал в Америку с $2000 (то есть без денег) и начал с нуля.

        • mr Vanya

          Putnik1964, третий ролик из серии

          youtube.com/watch?v=jlYdP4A46Mo

      • Akibastarec

        Putnik1964, И ничего бы в России не смог сделать, даже имея миллионы. Никому такие люди здесь не нужны - по себе знаю.

      • flugsondo

        Putnik1964, Игорь Негода -- молодец, ничего не скажешь. Но от модели самолёта до космической ракеты как до луны. Так что никто не может сказать, что Игорь сделал бы за 180 млн долларов (которые, кстати, Маску никто просто так не дал, а сам заработал).
        Гениев или как их ещё называют визионеров, по пальцам сосчитать. Маск ещё в детстве практически куда-то проваливался от реальности, когда его голова буквально бурлила идеями, до такой степени, что сверстники считали его ненормальным. Это абсолютно одержимый (в хорошем смысле этого слова) человек, генерирующий совершенно невероятные идеи и реализующий их в реальность.
        Способность учиться Маска просто поражает и несравненно выше среднего человека.
        А если просто, достаточно посмотреть на результаты его деятельности.
        В завершение скажу, что окружение, конечно, (как и удача) играет большую роль. Маск, конечно же, ничего бы не достиг, скажем, в России. Или достиг бы меньшего в некоторых других странах.

        • Putnik1964

          flugsondo, турбореактивный двигатель (ТРД) по сложности сопоставим современному ракетному на жидком топливе. На твёрдом топливе двигатели вообще примитивные (такие ещё в Китае делали несколько тысяч лет назад).

          А по идеям Маска назовите хоть одну, лично им придуманную... :-))
          Многоразовость первых ступеней как всем известно тоже не его.

          • dominiti

            Putnik1964, Но Маск смогу сплотить команду талантливых специалистов, дал им идею, поставил все на кон и не опустил руки после неудач. Не спорю что Игорь Негода молодец, но просто уметь что-то конструировать недостаточно, риснул бы он, грубо говоря всей своей жизнью чтобы вывести свои "поделки" из гаража . Не думаю, просто сидит да мастерит.

            • Putnik1964

              dominiti, Так Игорь не сидит закрывшись в гараже. Он выводит все свои поделки на общее обозрение, в Ютуб и Инстаграм. Просмотров у него уже миллионы, хотя совсем недавно это были всего десятки тысяч.
              Я думаю, что в итоге его заметят не только обыватели.

              • dominiti

                Putnik1964, Его заметят продуманные люди, и будет на дядю работать, доход ему приносить. И то не факт

              • Nuttkase

                Putnik1964, Такое чувство что ты и есть этот самый Игорь , иначе я не понимаю почему ты так сильно за него впрягаешься. В любой стране мира есть свои подобные Игори , только проблема в том , что в одних странах существуют благоприятные условия для осуществления их идей , а в других существует только "стабильность" и власть , которой плевать на свою страну и ее будущее, даже если реакцию со стороны государства на успех Маска посмотреть все понятно становится.

                • Putnik1964

                  Nuttkase, государство на днях отдало Илона Маска под суд, по очень неприятной статье - мошенничество.

          • dominiti

            Putnik1964, Но Маск смогу сплотить команду талантливых специалистов, дал им идею, поставил все на кон и не опустил руки после неудач. Не спорю что Игорь Негода молодец, но просто уметь что-то конструировать недостаточно, рискнул бы он, грубо говоря всей своей жизнью чтобы вывести свои "поделки" из гаража . Не думаю, просто сидит да мастерит.

          • nubulla

            Putnik1964, В компьютерах от Able тоже нет ничего абсолютно нового, но от этого продукта получаешь истинное удовольствие.

        • Putnik1964

          flugsondo, пример ТРД:
          //https://www.youtube.com/watch?v=iEAbaHFmxtg

          Ракетный ЖРД имеет аналогичную сложность.

    • vahtang1961

      Putnik1964, Зачем 1 млн., можно и за половину этой суммы запустить!)))

      • Putnik1964

        vahtang1961, согласен... :-)
        Для любого российского самоделкина это просто космическая сумма.

    • VERBA DARE IN VENTOS 123

      Putnik1964, Не передергивайте.
      Заказная в плане водки, генералов , поездки в Россию и попытки купить ракеты.
      Да и то хз. Правда где-то посередине.

      • Putnik1964

        VERBA, Хайньюс не пишет сам новости, он их переводит с английского. ;-)
        Так что заказная статья именно в первоначальном смысле.

        • prinzip

          Putnik1964, Тоже мне бином Ньютона. Такие "самоделкиных" во всём мире навалом как пример
          wikipedia.org/wiki/Colomban_Cri-cri
          70-ый год и это не модель. И с ТРД
          youtube.com/watch?v=xGuNgWVtb_w
          На ежегодном всемирном шоу авиамоделистов половина моделей с собственными ТРД. А вот где Прохорова ёМобиль с его более чем $10 млрд?

          • flugsondo

            prinzip, Да об Иже-коби Калашникова (CV-1), "убийцы Теслы" (согласно некоторых статей) после первой публикации ничего не слышно.

            Погуглил, есть ли хоть один "послевыставочный" линк. Попался интересный комментарий:
            The car was launched in Moscow on Thursday, along with the statement that promised the car features a number of complex technological systems that ensure Kalashnikov "stand in the ranks of global electric car producers such as Tesla".
            Which is bold, given the thing looks like a fridge on wheels with an electric heater glued to the front.

            Автомобиль был представлен на выставке в Москве в четверг вместе с заявлением о том, что он содержит ряд сложных технических систем, гарантирующих то, что Калашников "будет стоять в одном ряду с глобальными производителями электромобилей, таких как Тесла".
            Что довольно смело, учитывая что он похож на холодильник на колёсах с электрической грелкой, приклеенной спереди.

            Кстати, у Калашникова денег хватает, как-никак оборонка.

          • Putnik1964

            prinzip, .
            > И с ТРД
            youtube.com/watch?v=xGuNgWVtb_w

            Это заводские ТРД.
            Впрочем, Вы как всегда просто флудите не в тему, потому - игнор Вам.

            • prinzip

              Putnik1964, Я и не писал, что это заводской. А что самолёт самопальный. Я сказал о моделях где половина самопальных. Вам снова нечего возразить по делу и поэтому сливаете. Не писали бы более - очередной провал. Сдаётся мне вы гуманитарий.

  10. Zamza

    Ну, всегда все забывают, когда сранивают достижения российского (или "советского") космоса и работу какого-нибудь "частника", типа Маска... Десятки "немаленьких" всесоюзных НПО, научно исследовательских интситутов, множество серьёзных предприятий, все доступные уникальные материалы....и немерянно затарат - вот чем обладал советский космос. У частника, типа Маска, всё это в очень ограниченном объёме. В целом советский космос имет намного больше достижений, чем допустим Маск, но и возможностей у советских разработчиков были вообще не сопоставимы с возможностями Маска.

    • Prox Vesor

      Zamza, у Маска настолько много достижений уже ,например Хэви, к возвращаемым ступеням и кораблям - он сровнялся с сов. разработчиками и выходит вперёд

  11. amd212

    В интервью телеканалу CNBC Маск назвал «несправедливыми» обвинения Комиссии по ценным бумагам в том, что он вводил в заблуждение акционеров. Глава Tesla заявил, что его опечалило решение открыть против него дело в федеральном суде Манхэттена.
    «Я всегда все делал в интересах правды и только правды. Порядочность всегда была одной из главных моих черт. И факты покажут, что я никогда не шел на компромиссы со своей совестью», - заявил Маск.
    Между тем, Комиссия по ценным бумагам считает, что Маск ввел в заблуждение инвесторов, когда заявил, что у него есть надежный инвестор, с помощью которого он может выкупить все акции Tesla, которые находятся в обращении на рынке. В ведомстве посчитали, что у бэтмена не было достаточных гарантий для того, чтобы выступать с такими заявлениями в своем Twitter.

    rbc.ru/business/28/09/2018/5bad607f9a794728e8a32355

    • prinzip

      amd212, Смешно наблюдать как вы с Вовой выискиваете что бы такого отрицательного в ctnb об Маске и быстрее сюда тащить делиться "радостью". Они уже об этом недавно все посты загадили. Сизифов труд.

      • amd212

        prinzip, Fresh news bro. You'd better read this link.
        Here is a real lawsuit in real federal court in real city of New York now.

        • prinzip

          amd212, hi-news.ru/auto/sec-rassleduet-tvity-ilona-maska-pro-vyvod-tesla-s-birzhi-predprinimatelya-zhdet-sud.html#comment-400536

          • amd212

            prinzip, Там была предварительная информация: "подали в суд".
            А здесь конкретика "суд принял к производству".
            В Штатах ежегодно в суды подаётся примерно 40 миллионов дел. К производству принимается только один миллион дел в год.
            Т.е. шанс отказа был 40:1

            • prinzip

              amd212, Я на свой пост дал, что в Америке столько-то уже судимы. Так что для них это нормально. Впрочем что я повторяюсь... Из чуши раздули слона с Вовой.

              • amd212

                prinzip, Тогда я не понял откуда цифра что" 80% американцев были ответчиками в суде"
                В гугле светятся факты
                - 70 миллионов американцев имеют "криминал рекорд"
                - 2.3 миллиона американцев сидят в тюрьме
                - 1 миллион освобождены досрочно
                - 1.2 миллиона осуждены условно.

                • prinzip

                  amd212, Потому что там получить судимость и не получить срок вполне обыденно. Часто заканчивается наказание в виде общественных работ. Или за какое нибудь приставание - не приближаться за 100 метров в течение 5 лет. И прочее то, чего в России нет. Т.е не нужно сидеть, что бы иметь судимость. Ну или ответчик освобождён в зале суда. Судимость не имеет, но уголовное дело было заведено. Отсюда и 80%

                  • amd212

                    prinzip, Я думал у вас линк на статью какую.
                    P.S. не приближаться за 100 метров в течение 5 лет - попытка изнасилования :-)

                    • prinzip

                      amd212, Да ладно попытка. Там и веселее бывает. Приятеля 6 лет назад выдворили из страны за то, что незнакомой девушки пытался цветы подарить (выкинуть жалко было). Как итог - сексуальное домогательство и депортация.

                      • amd212

                        prinzip, Сочувствую.
                        Title IX - страшная вещь запросто могли бы за решётку на пару лет упрятать. А там обычные мальчиков с такой статьёй не жалуют.

                      • amd212

                        prinzip, Взгляд на сам процесс суда. Актуален и поныне. Маску не позавидуешь.
                        jack-the-ripper-tour.com/wp-content/uploads/2016/01/law-suit.jpg

  12. amd212

    "Солнечные крыши"
    За два года 2016-2017-2018 Тесла поставила только 12 крыш.
    Один из счастливчиков делится экспириенсом. Крыша стоила ему 100 тысяч долларов. 15 рабочих инсталлировали её две недели. Сейчас его счета за электричество всего 40 баксов в месяц.

    Tesla made a big deal out of its Solar Roof in 2016, but two years later it has barely shipped any
    cnbc.com/2018/09/24/tesla-solar-roof-tiles-where-are-they.html

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.