Где нас нет: зона отчуждения Чернобыля стала природным заповедником

10 082 просмотра
Об авторе

Чернобыль

Прошло 30 лет с момент самого ужасного ядерного инцидента в истории нашего мира, и до сих пор непонятно, насколько плохо он сказался на местной дикой природе. Конечно, мы говорим об аварии в Чернобыле. 26 апреля 1986 года эксперимент, предназначенный для проверки безопасности ядерного реактора, пошел не так, как планировалось. Произошла авария, и радиация выплеснулась в наш мир. С тех пор Чернобыль стал синонимом ядерной катастрофы.

За несколько недель были эвакуированы сотни тысяч людей в зоне отчуждения в 30 километров вокруг станции. На сегодняшний день эта зона остается в основном необитаемой. Но назвать ее безжизненной нельзя. Зону отчуждения посещают смелые туристы, также можно увидеть, что местная дикая природа процветает.

И вот вопрос: означает ли это, что окружающая среда может оправиться от ядерного потрясения даже в масштабах Чернобыля?

Чернобыль

Конечно, никто не спорит, что для экологии последствия чернобыльской аварии были разрушительными.

В одной только лесной области в 4-5 квадратных километров погибло много хвойных деревьев. Умирающие иглы стали ржаво-красными, из-за чего эта область получила новое название: Рыжий лес.

«В первый год в наиболее загрязненных районах погибло много почвенных беспозвоночных, а небольшая популяция млекопитающих резко снизилась», говорит Ник Бересфорд из Центра экологии и гидрологии в Ланкастере, Великобритания.

Тем не менее на больших площадях зоны отчуждения уровень радиации резко снизился в течение проходящих месяцев, говорит Джим Смит из Университета Портсмута в Великобритании. Дикая природа начала поправляться, воспользовавшись отсутствием людей.

Сказать точно, почему, как и даже когда началось это восстановление, нельзя. Но Чернобылем интересуются во всем мире: ведь это одно из немногих мест нашей планеты, на примере которого можно изучить восстановление дикой природы после ядерной катастрофы. Полученные знания могли бы пригодиться в дальнейшем, если наши игры с ядерным оружием зайдут слишком далеко.

Чернобыль

В те времена железный занавес разделял запад и восток, и чернобыльский регион посещался только советскими учеными. Вполне понятно, что первые их исследования были посвящены воздействию радиации на людей и на снижение этого воздействия.

Тем не менее в конце 1980-х местные ученые развернули программу изучения трех диких видов с воздуха: лосей, косуль и кабанов. Исследования показали медленный, но стабильный рост населения среди трех этих видов.

«Эти данные с вертолета не были идеальными, — говорит Смит. — Подсчеты проводились раз в год и не учитывали общую площадь. Но они показывают, что через год-два после аварии популяция местной фауны начала восстанавливаться».

В середине 1990-х мы лучше узнали о том, что происходит.

Чернобыль

Группа американских и украинских экологов использовали ловушки для изучения того, как реагируют небольшие млекопитающие. Они поймали несколько полевок, мышей и землероек — и выяснили, что обилие животных и разнообразие видов было более или менее одинаково как внутри, так и за пределами зоны отчуждения.

Другими словами, за 10 лет после катастрофы популяции небольших млекопитающих перестали проявлять болезненные эффекты от радиации.

Не стоит удивляться этим результатам, считает Смит. «На протяжении десятилетий было достаточно радиобиологических исследований, чтобы выяснить, что нужно, чтобы действительно навредить популяциям животных, чтобы нанести серьезный ущерб для репродуктивной функции этих животных. И по большей части в этой зоне отчуждения дозы были недостаточно высокими, чтобы возыметь такой эффект.

В прошлом году Смит и его коллеги из Беларуси, Великобритании, России и Германии опубликовали детали самого глубокого исследования на сегодняшний день, посвященного популяциям в зоне отчуждения. И опять же они пришли к выводам, что радиация оказала весьма ограниченный эффект на дикую природу.

Медведь

В период с 2008 по 2010 год они обследовали сотни километров тропинок животных, чтобы оценить плотность популяций лося, волка, кабана, косули и лисы. Выяснилось, что плотность следов была аналогична той, что была записана в четырех природных заповедниках Беларуси, в которых нет радиации.

Более того, волки в Чернобыле чувствуют себя лучше, чем в других заповедниках. Данные показывают, что их там в семь раз больше. Бересфорд и его коллега Майк Вуд из Солфордского университета в Великобритании также сообщили о неожиданных результатах.

Они установили камеры, реагирующие на движения в зоне отчуждения, чтобы лучше понять риски для людей и дикой природы, связанные с воздействием радиоактивности. И обнаружили, что видов действительно довольно много. Были бобры, барсуки, рыси и зубры, даже бурый медведь показался.

Однако было бы неверно говорить, что ученые единогласно считают, что дикая природа Чернобыля пребывает в уверенном здравии.

Лошади

В зоне отчуждения живут редкие лошади Пржевальского

Андерс Мёллер из Университета Париж-Юг и Тимоти Муссо из Университета Южной Каролины в Колумбии провели 15 лет, изучая влияние на дикую жизнь в этой области. И пришли к противоречивым выводам.

«Почти во всех случаях есть четкий сигнал негативных эффектов радиации, оказываемых на дикую жизнь», говорит Муссо. «Даже на песню кукушки».

К примеру, в 2009 году Мёллер и Муссо осуществили собственный подсчет млекопитающих в зоне отчуждения — хоть и в меньших масштабах, чем в исследовании Смита и его коллег. Результаты, опубликованные в 2013 году, показали, что где радиация выше, там следов активности меньше.

Другое их исследование за 2009 год показало, что насекомых и пауков гораздо меньше в областях зоны отчуждения с высоким уровнем радиации.

Исследование показало, что влияние на насекомых проявилось даже в местах, где радиация была, но низкой.

Животные

«Основываясь на чернобыльских исследованиях, не только на наших, можно отметить, что многие ученые указывают на существенные генетические последствия воздействия низких доз радиации», говорит Муссо. Эти последствия приходят либо в форме повреждения хромосом, либо в повышенной частоте мутаций.

«Они говорят об эффектах радиации, уровень которой сопоставим с фоновым излучением Великобритании», говорит Вуд. Как это возможно, что радиация с уровнем ниже того, что считают вредным, оказывает существенное влияние на жизнь животных?

Мёллер и Муссо утверждают, что исследования, которые должны определять уровень безопасности радиации, по большей части проводятся в лабораторных исследования. В реальном же мире животные сталкиваются с многочисленными факторами экологического давления, которое нельзя воспроизвести в лабораторных исследованиях. В природных условиях животные могут быть слабее и более уязвимы к эффектам низких доз радиации.

Тем не менее Мёллер и Муссо практически в одиночку отстаивают свои взгляды. Большинство других исследователей, которые работали в Чернобыле, оспаривают их результаты.

Полевки

«Я очень сомневаюсь, что указанные уровни радиации могут повлиять на насекомых, — говорит Смит. — Мы проводили исследования на водоплавающих беспозвоночных. И не обнаружили этих эффектов даже в самых загрязненных озерах».

Мёллера и Муссо критикуют не только за их результаты, но и исследовательские методы. В 2002 году датский комитет по непорядочности в научной сфере постановил, что Мёллер сфабриковал данные, не увязывающиеся с исследованием, что он сам впоследствии всегда отрицал.

Одно из последних исследований ученых показывают, что в зоне отчуждения необычно высокое число катаракт у полевок и что это связано с уровнем радиации. Исследование было опубликовано в январе 2016 года.

Смит, Бересфорд, Вуд и несколько их коллег оставили длинный комментарий под интернет-версией этой работы. Они подчеркивают, что работа имеет кучу проблем и научных несоответствий. В частности, они подчеркивают, что заморозка животных для последующего изучения может непреднамеренно вызвать помутнение их глаз таким образом, что покажется, будто они имели»>Лес Чернобыль
И все же Мёллер отрицает все нападки. «Нет такого эффекта от заморозки, не было и нет», говорит он.

Это продолжающееся противоречие означает, что к 30-й годовщине чернобыльской аварии есть две точки зрения на последствия этой аварии, и они диаметрально противоположны.

Либо свидетельства, полученные в зоне отчуждения, показывают, что экосистемы куда более устойчивы к последствиям ядерных катастроф, чем мы думали, либо куда более уязвимы, чем можно было представить.

Это важно, потому что для того, чтобы узнать, что делать с зоной отчуждения, нам нужно знать, как реагирует жизнь. Все больше исследований выбирают своей целью Чернобыль и его окрестности. В исследованиях должны принимать участие ученые, разбирающиеся как в экологии, так и в радиации непосредственно, чтобы не было вопросов к качеству проводимых исследований.

Остается надеяться, что к моменту сорокалетия чернобыльской аварии наследие катастрофы станет прозрачным и однозначным.

Где нас нет: зона отчуждения Чернобыля стала природным заповедником

1. DONKEYPUH1

Существует два подхода на экологические следствия человеческой деятельности.
    1. Научный.
    2. Мошеннический.

По первому методу превалируют наблюдения и количественный анализ результатов, сравнение того, что было без человека и установилось в результате воздействия человека. Получившийся массив данных используется для анализа благополучия человека, выработка методов и инструментов, повышения благополучия человека.
    По второму методу работают с привлечением общественности, политиков, призывов, апелляции любви к животным и природе, к иррациональному, сборов пожертвований. К сожалению, второй способ сейчас пользуется невиданной популярностью. Многие миллиарды по всему миру вымогаются экологическими "активистами". В законодательство протаскиваются безумные нормативы на экологические мероприятия и нормативы выбросов. Так, в нашей стране, нормативы на сброс в водоемы рыбохозяйственного назначения (в реальности - это все сточные водоемы) более жесткие, чем норматив на питьевую воду по ряду пунктов. Сколько предприятий остановило деятельность или заморожено строительство под влиянием экотеррористов, включая нашу страну...
    Теоретики экотерроризма в "научных" изысканиях исходят из парадигмы священной неизменности природы. Из того, что человек - грешен от природы, потому что он, скотина, перерабатывает окружающую среду для своего метаболизма. И единственное, что он должен - ликвидировать все последствия своего пребывания на планете и использовать "зеленые технологии" под руководством мудрых и бескорыстных эконаставников.
    В общем - святая Экологическая Церковь во всей красе.
    Ну, и в заключение - если этим экодятлам европейским так удивительно было наблюдать восстановление биоценоза после Чернобыльского выброса, можно было бы съездить в американский Триал Айленд, к нам в Свердловскую область, в Пермский край, на брошенные угольные карьеры, урановые рудники, в Хиросиму и Нагасаки.. Да и как бы еще в старых учебниках, 60-70 х годов было написано об увеличении вредного воздействия радионуклидов и ионизирующего излучения по мере увеличения сложности организмов. Самые уязвимые - мы.
    Так что опять освоение грантов, опять информационные помои.

• Groxrmmm

- Патетика
      - Отсутствие пруфов
      - Обвинение кого-либо
      И что это, ваш коментарий, как не вброс? Фразы про "человеки енто самые уязвимые + экодятлы европейские токмо гранды и могуть освоить" просто улыбнули, учитывая, как много "дятлы" для Европы сделали. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

• DONKEYPUH1

Патетика допустима, учитывая, сколь напакостили эти мерзавцы.
        Пруфы - мне что, ссылками и цитатами забить страницу, компенсируя лень самому поискать 3 минуты?
        "Современная экология стала средством деиндустриализации" - А. А. Ратников, экоаудитор. Поддерживаю полностью.
        " учитывая, как много "дятлы" для Европы сделали." - а я-то грешный, думал что очистку Рейна финансировал бизнес, реализовывали власти земель и подрядчики опять-таки из бизнеса. Технологию улавливания золы и тяжелых металлов из выбросов угольной энергетики разработал Siemens и Saacke. Собственно много кто из теплотехников потоптался в этой теме. Разработку очистки стоков - коммунальных и промышленных ведут уже более полутора веков технологи инжиниринговых фирм и научно-исследовательских институтов.
        В общем, сон разума рождает экологов...
        "Фразы про "человеки енто самые уязвимые " - ну, если можно понять хамскую снисходительность вкупе с недостатком образованности, как результат воспитания, то изрекание истин, опровергаемых 15-30 минутным поиском - обнаруживает лентяя и безответственного болтуна.

• Groxrmmm

Задачи эколога — мониторинг экологической ситуации, профилактика природных катастроф. Если катастрофа все же произошла, именно экологи смогут правильно и компетентно обрисовать ситуацию, найти оптимальный выход. Кроме того, эти специалисты исследуют причины различных природных катаклизмов. Собственно, это значит, что, сверх образованный и супер трудолюбивый, именно экологи разрабатывают схему / метод, в который вливает деньги бизнес. Экология - это наука. Про деиндустриализацию... Это неверное мнение и вот почему (пример): автомобиль можно произвести по старинке, на конвейере, или напечатать на принтере. Ни один из методов не является полностью экологичным, но во втором случае меньше отходов, а в скором времени будет и меньше затрат энергии. Новый этап развития индустрии. Или же немецкий "зеленый поворот".. Что, может быть в Германии меньше машин производят? Хаха. Просмотрите книгу Рифкина (стандартный шаблон, похожие встречал и раньше)
          Пора понять, что не все страны воюют на 3 фронта, у них есть база для того, что бы преобразовать индустрию под более экологичные нормы, а свежий воздух всегда лучше Пекинского:) Китайцы как раз активно работают в направлении улучшения экологии, используя всю мощь экологических институтов. Что же до оскорблений, они останутся только на вашей совести. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

• DONKEYPUH1

"Я так и понял, что кроме пустых слов от вас ничего не дождусь. Патетика уместна только для речей политиков, она скрывает слабость или отсутствие аргументов. Ну да ладно, что б другие такой ересью себе голову не забивали, отвечу."
            Трепло.

"Задачи эколога — мониторинг экологической ситуации, профилактика природных катастроф. "
            Мнда... геологи, климатологи, гляциологи, астрономы, биологи, вулканологи, эпидемиологи остались не удел. Равно как и программы мониторинга, посты наблюдений. Экология ВООБЩЕ не занимается профилактикой природных процессов. В общем, ни ВУЗовского остаточного пласта зниний о предмете, ни 5 минут на Википедию или ВУЗовский учебник по дисциплине. Ну, трепло же..

"Если катастрофа все же произошла, именно экологи смогут правильно и компетентно обрисовать ситуацию, найти оптимальный выход."
            Ну да, всеми МЧСами руководят экологи. Давеча паводки были, так тоже экологи, как деды Мазаи...

"Кроме того, эти специалисты исследуют причины различных природных катаклизмов." Да когда же уймешься-то стервец... Хоть бы пару фраз без ахинеи...

"обственно, это значит, что, сверх образованный и супер трудолюбивый, именно экологи разрабатывают схему / метод, в который вливает деньги бизнес"

Мальчик... гм... деньги - это серьезно. Серьезные деньги дают для того, чтобы сгенерировать больший капитал или решить серьезные проблемы. И решение принимает всегда хозяин или топ-менеджер, отвечающий по закону за хозяйские деньги. А не какой-то там сратый чувак со стороны.
            Схему финансирования разрабатывают финансисты, а не секретарши, дворники и инженеры. И не какой-то там сратый...
            А вот создать хозяину предприятия проблемы, чтобы он захотел ввалить деньги - можно. Но это решается через бюрократию, принимающую нормативы и законы. Но она и без этого ср... придумает, как бы нагнуть бизнес для увеличения своей значимости и власти. Ну, можно придумать закон о защите цианобактерий или зайчиков, какая разница...
            "Про деиндустриализацию... Это неверное мнение и вот почему (пример): автомобиль можно произвести по старинке, на конвейере, или напечатать на принтере."
            Вы станьте сначала действующим специалистом в околоэкологических областях, юноша. Поучаствуйте в решении конкретных задач: научных изысканиях по водной среде, атмосфере, по грунтовым водам; проектированию предприятий, включая спецраздел ООС, расчету реального воздействия их на окружающую среду. Может, какие-нибудь разработки по уменьшению выбросов, сбросов, твердых отходов. После этого, увидев реальные решения в нормотворчестве, в инженерии - делайте заявления о том, что конвеер - это старинка. Собственно, одной этой фразы достаточно, чтобы понять, что Вы ни аддитивными технологиями не занимались, ни, тем более, не имеете понимания массового производства.

"Пора понять, что не все страны воюют на 3 фронта, у них есть база для того, что бы преобразовать индустрию под более экологичные нормы,"
            Наши нормы жесткие, как в методологическом смысле, так и в плане их исполнимости. А вот в ЕЭС есть концепция "наилучших достижимых технологий", на базе которых и нормируют выбросы. Так что опять не в дугу.

"Китайцы как раз активно работают в направлении улучшения экологии, используя всю мощь экологических институтов. "
            Мощь институтов - оксюморон. Экологи вообще не нужны для решения этих проблем.
            Биологи и медики выдают допустимые концентрации на основании своих исследований. Гидрологи, ихтиологи, климатологи дают модель рассеивания и локализации вредных сбросов. Из этой схемы выясняются расходы и концентрации допустимых сбросов, в том числе по населенным пунктам, рекам, морям и прочему. Затем работают технологи: теплотехники, ВКшники, технологи производства, как снять вредности перед сбросом. ПРИ ЧЕМ ТУТ ЭКОЛОГИЯ??
            У нас, например, есть специальность "эколог" - это человек для расчета акустики, воздушного рассеивания, ТБПО и прочего по специальным ненаучным, утвержденным бюрократическими организациям методикам. И проверяет все это опять таки бюрократия, в лице Росприродназора, Ростехнадзора, Рыбнадзора, Роспотребназора, государственной и негосударственной строительной и экологической экспертиз, Госстройнадзора и т.д.
            Этих "экологов" набирают из пожарных, геодезистов, менеджеров и юристов. Потому что главное - быть в курсе нормативов, которые постоянно меняются, владеть сертифицированным ПО для расчетов и иметь хотя бы образец. Все бумажки: ПДС, ПДВ, ПНООЛР, СЗЗП, паспорта, расчет платы за вредное воздействие экологическая отчетность и прочая лютая ересь - всю ее можно сварганить и успешно защитить в соответствующей организации без малейшего признака инженерных мозгов и научных знаний.

В общем, учитесь юноша, работайте и не несите лютой х..ни. Карма - она такая.. портится.

• Aspirin111

Если бы вы были такой умный как пишите то вы бы наверное знали бы на какие разделы делится Экология. И чем каждая из них занимается. И вы бы как миниму не несли бы чушь про иные науки. и то что Экология это не о чем. Мне все равно на магнатов, и их многомиллиардный бизнес. Мне не легче живется от их сверх прибылей. И тем более мне больно смотреть на то как болеют дети от ужасной экологии.

• Aspirin111

И именно экологи должны заниматься изучением Чернобыля, а не люди заинтересованные в распиле всего что плохо лежит, и плевать для них что оно радиоактивное. Свои же дети за границей, где об окружающей среде заботятся другие люди.

2. DONKEYPUH1

Описался. Three Mile Island accident.

3. iZjyka