Почему в фильмах стало больше насилия и что с этим делать?

За последние полвека исследования неоднократно доказывали влияние насилия в медиа на поведение детей и взрослых. Агрессия, тревожность, депрессивные симптомы, а также искаженное восприятие окружающего мира могут усиливаться под воздействием регулярного просмотра жестких и кровавых сцен. Научные и медицинские организации уже более 50 лет предупреждают об опасном воздействии подобных материалов на психику. Но действительно ли кинематограф стал более жестоким в абсолютных цифрах? И что это говорит о современном обществе? Давайте разбираться!

Почему в фильмах стало больше насилия и что с этим делать? Фильмы становятся все более жестокими. Изображение: hollywoodreporter.com. Фото.

Фильмы становятся все более жестокими. Изображение: hollywoodreporter.com

Хлеба и зрелищ!

Знаменитое выражение древнеримского поэта-сатирика Ювенала «Хлеба и зрелищ!» (лат. panem et circenses) использовалось им для описания устремлений римского народа, жаждущего дорогостоящих цирковых игр и других видов развлечений. То же верно и в отношении современной публики, бесперебойно поглощающей медиа-контент.

Вопрос о росте экранного насилия также поднимается не впервые – в 2013 году американские исследователи сообщили об увеличении сцен с применением огнестрельного оружия в популярных фильмах более чем в два раза с 1950-го года. Более того, в фильмах с возрастными ограничениями (PG-13 – просмотр не рекомендован лицам младше 13 лет) подобные кадры встречались в три раза чаще.

Хлеба и зрелищ! Кадр из фильма «Пушки Акимбо». Изображение: platform.polygon.com. Фото.

Кадр из фильма «Пушки Акимбо». Изображение: platform.polygon.com

Теперь авторы нового исследования, опубликованного в журнале JAMA Pediatrics, рассмотрела динамику упоминаний насилия в англоязычных фильмах – в первую очередь убийств – за последние 50 лет (с 1970 по 2020 год). Опираясь на на базу данных OpenSubtitles.org — масштабного онлайн-архива, в котором собраны субтитры к фильмам, сериалам и другим видеоматериалам, ученые проанализировали частоту использования персонажами таких слов, как «убить» и «зарезать» (в английском kill и murder) в разных жанрах.

Это интересно: В каких случаях полезно смотреть фильмы ужасов

Убить всех Билла

Чтобы расставить все точки над i, авторы научной работы проанализировали субтитры более чем к 160 тысячам англоязычных фильмов, снятых в период с 1970 по 2020 год. Выбор субтитров для исследования обусловлен тем, что в подавляющем большинстве случаев они содержат точный текст диалогов, а значит, могут служить неплохим цифровым отражением того, кто и что говорит на экране.

С помощью алгоритма обработки естественного языка (NLP), в частности инструмента Stanford NLP Group, исследователи искали глаголы с корнем, указывающим на убийство и затем проверяли, кто именно (какой герой или героиня) их произносил. Важным моментом было исключение пассивных конструкций (например, «его убили») и вопросов («неужели она его убила?») — таким образом, команда стремилась учесть только активные высказывания вроде «он убил Х» или «она зарезала Y».

Убить всех Билла. Кадр из фильма «Убить Билла». Изображение: i.ytimg.com. Фото.

Кадр из фильма «Убить Билла». Изображение: i.ytimg.com

Кроме того, для выявления тенденций, ученые рассчитывали процент «убийственных» глаголов от общего количества глаголов в диалогах конкретного фильма. Таким образом, если в картине содержалось большое число реплик, учитывалась общая «грамматическая» пропорция, а не абсолютное число изучаемых слов. Такой подход, по мнению исследователей, должен был сгладить возможные несогласованности из-за различий в длительности фильмов, обилии диалогов и так далее.

Еще больше интересных статей читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен – там регулярно выходят статьи, которых нет на сайте!

Не только боевики

Результаты показали, что только в 6,97% анализируемых фильмов содержались диалоги с «убийственными» глаголами. На первый взгляд, кажется, что это не так уж и много, но ученые пошли дальше и изучили динамику — то есть процентные изменения использования искомых слов от общего числа глаголов в диалогах с течением десятилетий. Оказалось, за рассматриваемый период (с 1970 по 2020 год) рост подобных упоминаний убийства был статически значимым.

Подобная картина наблюдалась не только в криминальных фильмах (чего можно было ожидать), но в других жанрах. Причем эта динамика прослеживается как в высказываниях мужских, так и женских персонажей. Единственное исключение, на которое указали ученые, — это женские персонажи в криминальных лентах. Там статистическая значимость оказалась неубедительной (хотя и наблюдались локальные всплески).

Не только боевики. Женщины в криминальных фильмах не стали произносить больше убийственные слов с течением времени. Изображение: kinotv.ru. Фото.

Женщины в криминальных фильмах не стали произносить больше убийственные слов с течением времени. Изображение: kinotv.ru

Затем, чтобы оценить связь между годом выпуска фильма и процентом «убийственных» реплик, ученые применили такие методы, как коэффициент корреляции (r) и регрессионный анализ (b-коэффициент) (более высокий коэффициент свидетельствует о явной тенденции к увеличению). Для всех категорий (кроме упомянутых «женщин в криминальных фильмах») коэффициенты оказались значимыми, что указывает на устойчивую тенденцию увеличения акцента на убийство в разговорах персонажей.

Не пропустите: Какие фильмы приносят людям наибольшую пользу?

В чем причина?

Итак, можно ли судить о реальном уровне насилия, основываясь лишь на вербальных упоминаниях убийства? Авторы научной работы отметили, что прямые выводы об объективной «кровавости» сцен делать сложно. Возможно, в кино просто стало чаще говорить о смерти, а не показывать ее на экране буквально.

Тем не менее, аналитики подчеркивают: если нет оснований полагать, что лексика героев кардинально изменилась в сторону более «словесного», но не реалистичного насилия, то можно предположить, что рост «убийственных» слов на экране кореллирует и с ростом общего уровня жестокости.

Результаты новой работы также согласуются с данными ранее проведенных исследований, согласно которым насилия в кино, судя по всему, действительно становится все больше. Вот почему ученые обратили внимание на коммерческую природу кинопроизводства – режиссеры, продессюры и студии конкурируют за внимание массового зрителя, деля все, чтобы привлечь его внимание.

В чем причина? Кадр из сериала «Игра в кальмара». Изображение: ca-times.brightspotcdn.com. Фото.

Кадр из сериала «Игра в кальмара». Изображение: ca-times.brightspotcdn.com

И хотя уклон на насилие — не единственный способ, он достаточно действенный, поскольку сцены убийств и агрессии легче прочих вызывают сильные эмоциональные реакции. Отсюда логично предположить, что фильмы «насыщаются» жестокими и кровавыми моментами, чтобы удержать интерес аудитории и обеспечить высокие кассовые сборы.

Читайте также: Видеоигры не делают нас агрессивными, но наносят вред здоровью

С этим сложно не согласиться – нашумевший сериал «Игра в кальмара» не обрел бы мировую популярность без кровавых сцен. Это же верно для таких сериалов, как «Ходячие мертвецы», «Игра престолов», серии фильмов «Голодные игры», супергеройских блокбастеров, популярных боевиков, триллеров и фильмов ужасов: все они активно эксплуатируют жестокость.

В чем причина? Кадр из сериала «Игра престолов». Изображение: hollywoodreporter.com. Фото.

Кадр из сериала «Игра престолов». Изображение: hollywoodreporter.com

Да что уж там, не грешит насилием (или его упоминанием) и комедийный жанр – авторы исследования обнаружили, что даже семейные комедии и драмы чаще используют тему убийства в диалогах. И хотя само действие демонстрируется в них реже, сюжеты на них крепко «держатся».

А вы знали, почему одни люди любят фильмы ужасов, а другие нет? Ответ здесь!

Влияние на детей и подростков

Одна из основных причин, по которой изучение насилия в кино и медиа столь важно, связан с его потенциальным воздействием на молодежь: дети могут копировать агрессивные модели поведения, становиться более толерантными к насилию либо вообще воспринимать окружающий мир как более опасный, чем он есть на самом деле.

Более того, вопрос о связи фильмов или видеоигр с повышенной тревожностью и агрессивном поведении ученые поднимают не впервые, выступая за необходимость контроля, возрастных ограничений и, конечно, родительского участия в выборе контента.

Влияние на детей и подростков. Кадр из сериала «Уэнсдей». Изображение: static1.cbrimages.com. Фото.

Кадр из сериала «Уэнсдей». Изображение: static1.cbrimages.com

К слову, рейтинговую систему (G, PG, PG-13, R и т.п.) ввели именно для ограничения потребления такого рода материалов неокрепшей детской психикой. Но, поскольку уровень насилия в фильмах с рейтингом PG-13 с годами все равно вырос (как показали результаты новой научной работы) — многие подростки могут столкнуться с довольно жесткими сюжетами и героями, которые не стесняются обсуждать или совершать убийства.

Вам будет интересно: Будет ли мир после ядерной войны таким, как показано в сериале «Фоллаут»

Что делать?

Поскольку ситуация в киноиндустрии вряд ли изменится, упор необходимо делать на медийная грамотность (media literacy), обучение детей и подростков критическому восприятию информации и умению отличать художественные приемы от реальной нормы поведения — все эти факторы могут сыграть ключевую роль в смягчении возможного вреда.

Родители должны внимательно относиться к тому, что смотрят их дети, стараясь объяснять логику произведения и проговаривать моральные аспекты, а не просто запрещать, – отметили исследователи.

Среди других мер в статье предложено ужесточение возрастных рейтингов или привлечение внимания общественности к тому, какие именно темы преобладают в детских фильмах и сериалах. Впрочем, подобная публичная дискуссия ведется не один десяток лет.

Что делать? Кадр из фильма «Пила». Изображение: imagenes.elpais.com. Фото.

Кадр из фильма «Пила». Изображение: imagenes.elpais.com

В целом результаты едва ли можно назвать удивительными – насилие – по крайней мере в вербальной форме — за последние полвека закрепилось в кино как одна из ключевых стратегий для привлечения внимания зрителей, причем практически во всех жанрах. То, что слова об убийстве звучат чаще, вероятно, коррелирует с увеличением общего числа жестких сцен — данные прошлых исследований соотносятся с этим выводом.

Почему читать полезнее, чем слушать аудиокниги и смотреть фильмы

Но значит ли это, что каждое новое поколение зрителей становится более жестоким? К счастью, прямых доказательств этого нет: агрессия человека зависит от множества социальных, психологических и биологических факторов, однако на фоне масштабных наблюдений о связи экранного насилия и агрессивного поведения стоит, как минимум, рассматривать результаты подобных исследований всерьез. Ведь кино, при всем его развлекательном потенциале, в конечном итоге влияет на наше отношение к реальности.

Новости партнеров
realme 15 и realme 15 Pro вышли официально. Это смартфоны для блогеров с батареей на 7000 мАч
realme 15 и realme 15 Pro вышли официально. Это смартфоны для блогеров с батареей на 7000 мАч
Экосистема Ripple под атакой мошенников на фоне роста XRP. Информацию подтвердил руководитель компании
Экосистема Ripple под атакой мошенников на фоне роста XRP. Информацию подтвердил руководитель компании
Apple выпустила первую публичную бета-версию macOS Tahoe 26. Что в ней нового и как её установить на Mac
Apple выпустила первую публичную бета-версию macOS Tahoe 26. Что в ней нового и как её установить на Mac