Найден виновный в катастрофе суборбитального космического корабля SpaceShip Two

28 Июля 2015, Сергей Грэй 18

Частный пилотируемый суборбитальный космический корабль SpaceShip Two является детищем компании Scaled Composites LLC, которая работает по заказу Virgin Galactic. Основным назначением корабля являются туристические суборбитальные космические полёты, так как он может одновременно нести на своём борту до шести пассажиров, не считая двоих пилотов. В октябре прошлого года SpaceShip Two потерпел крушение во время испытательного полёта над пустыней Мохаве, и специалистам понадобилось почти девять месяцев, чтобы установить причину этого происшествия.

Найден виновный в катастрофе суборбитального космического корабля SpaceShip Two

31 октября 2014 года корабль проходил очередной этап испытания обновлённого гибридного двигателя, использующего топливную смесь на основе гранул полиамида и закиси азота. Он успешно отделился от самолёта-носителя White Knight Two на высоте чуть более 15 000 метров, после чего начал буквально рассыпаться в воздухе. Один из пилотов погиб, а второму удалось катапультироваться, после чего он с множественными травмами был доставлен в больницу.

Предварительной версией причины катастрофы стал несанкционированный перевод хвостового оперения SpaceShip Two в тормозящее положение. Именно об этом заявили специалисты, изучившие останки корабля ещё 3 ноября 2014 года. После тщательнейшего расследования, которое заняло почти девять месяцев, оказалось, что изначальная версия оказалась верной.

Второй пилот Майкл Олсбери действительно совершил ошибку, разблокировав закрылки, стабилизирующие корабль, на скорости 0,9 М, вместо требуемых 1,4 М. Неверное решение пилота привело к разрушению корпуса корабля и падению его на землю. Сам Олсбери во время катастрофы погиб, а его напарнику Питеру Сиболду повезло больше.

После трагического инцидента компания Virgin Galactic реализовала в обновлённой версии корабля SpaceShip Two ряд дополнительных мер безопасности, включая автоматическую блокировку закрылков и перечень дополнительных проверок систем аппарата, которые необходимо провести перед стартом. Удивителен тот факт, что оба пилота были профессионалами своего дела и ни один из них не испытывал проблем со здоровьем.

18 комментариев Оставить свой

  1. mr Vanya

    несколько раз перечитал "разблокировав закрылки, стабилизирующие корабль, на скорости 0,9 М, вместо требуемых 1,4 М."

    Т.е. он разблокировал хвост на меньшей (!) скорости, чем нужно и его оторвало.
    Как-то нелогично
    Я бы понял если бы было наоборот. Больше скорость - больше сопротивление.
    "разблокировав закрылки, стабилизирующие корабль, на скорости 1,4 М, вместо требуемых 0,9 М."

    • vinstlow

      mr, я в этом не разбираюсь, но возможно дело в турбулентности

      • vinstlow

        vinstlow, то есть на меньшей скорости вихревые потоки направлены так, что не позволяют открывать закрылки, а на большей уже позволяют. но если так, то это грубейшая ошибка наверное.

        • mr Vanya

          vinstlow, в идеале как раз здесь должен был бы сработать умный софт и сказать лётчику "ай-яй-яй"

          • vinstlow

            mr, по идее да, но всё равно для пилота такие вещи должны быть очевидны

          • Сергей Грэй

            mr, Так вот теперь-то после катастрофы они этот умный софт добавили :)

            • vinstlow

              Сергей, в 2014? поздновато как-то, я чет думал он у них стоит лет с десяток уже

              • Saire

                vinstlow, Они его специально не ставили, боялись ошибки в ПО. Где только можно ставили аналоговые приборы.

        • Tutta

          vinstlow, Зато пассажирам будет немного полегче: один баг-косяк устранили

      • mr Vanya

        vinstlow, "Чисто из пальца ..."
        Возможно передние крылья на скоростях выше 1.4М создают сильное разряженный след в котором хвост становится менее эффективным и требуется увеличение поверхности хвоста. Лётчик выпустил закрылки на хвосте при меньшей чем положено скорости, когда степень разряжения за передними крыльями была недостаточной. Плотным потоком 0.9М самолёту оторвало хвост.

    • Zacateca

      mr, At that speed, lift from the horizontal tails exceeded the feather actuator’s ability to prevent a rapid aerodynamic extension of the feather system. The feather extended rapidly without further pilot action or mechanical malfunction.

      С забугорного источника.

      • Zacateca

        Zacateca, Я не до конца понимаю перевод, но суть в том что аэродинамические силы вытянули закрылки и они открылись очень быстро.

        • mr Vanya

          Zacateca, Спасибо.
          Похоже и вправду подъёмная сила хвоста превысила конструктивно заложенный предел прочности и его оторвало. Т.е на больших чем 1.4. скоростях аэродинамическая нагрузка именно на хвост меньше. Нос самолёта создаёт колокол из сверхзвуковой волны и хвост оказывается в сильно разреженном шлейфе.

          • vinstlow

            mr, видимо так и есть

  2. tobotobo

    Многие пилоты летают как роботы, и полагаются больше на мышечную память, для них новшества это уже катастрофа. Зачастую грубейшие ошибки допускают пилоты с огромным стажем на одном судне, пересаживаться на другое в экстренных ситуациях делают все правильно по привычке, но техника ведет себя по другому. Малейшее изменение в конструкции и все меняется, и то как аппарат управляется и то как им нужно управлять.

  3. Evgen1986

    Как говаривал мой бывший босс, нах...я козе боян? Инициатива наказуема.

  4. VinniThePuh

    А чего у второго парашют то не раскрылся ?

  5. storm X

    я думал, только в Рашке ищут виноватых там, где казалось бы, это бессмыслено делать

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.