Минусы футурологии: когда будущее оказалось не таким

Илья Хель

Обдумывая, с чего начать эту статью, я задумался о том, что мы, люди, склонны ошибаться. Но наши ошибки можно условно разбить на две категории: первая — это ошибки серьезные, нежелательные, которые вытекают из нашего стремления сделать что-то хорошее, либо в процессе научных изысканий. Эйнштейн посчитал космологическую постоянную своей величайшей ошибкой. Но спустя 80 лет стало почти очевидно, что она существует, и величайшей ошибкой Эйнштейна вполне могло стать удаление этой космологической постоянной, внесенной в его уравнения его же руками.

Минусы футурологии: когда будущее оказалось не таким. Космос до сих пор хранит в себе много тайн. Фото.

Космос до сих пор хранит в себе много тайн

Ошибки футурологов

Вторая категория ошибок — это ошибки простительные, несерьезные, которые появляются из пустяков. Такие ошибки носят исключительно метафорический характер, поскольку не ломают судьбы и не сводят на нет результаты дорогущих экспериментов. Мы ставим на победу «Ливерпуля» и ошибаемся; думаем, что дождя не будет — и, ой, кажется, начинается. Пытаемся угадать чувства своей crushy и упускаем тонну возможностей. Такие ошибки — призрак чего-то неслучившегося. И если бы моего соседа десять лет назад попросили угадать результат весьма дорогого и длительного эксперимента LIGO, который недавно нашел гравитационные волны, или поисков бозона Хиггса, его ошибка ничего бы не стоила. Но людям, которые стоят за LIGO и Большим адронным коллайдером, она могла бы стоить рабочего места.

Ошибки футурологов. Так выглядит доказательство существования черных дыр. Фото.

Так выглядит доказательство существования черных дыр

Мы люди, и ошибаться — наше хобби. Но есть особенная область, в которой ошибаться — не просто хобби, а целая работа. Это футурология. И каждый из нас футуролог с детства. Мы мечтаем, грезим о будущем, загадываем наперед, пытаемся выстроить прямые линии (хотя должны бы выстраивать экспоненты) и угадать, что будущее нам готовит. Люди много лет строят прогнозы любых масштабов: начиная с того, что у нас на обеденном столе, и заканчивая освоением далеких галактик. И неизменно ошибаются. Вот об этом мы сегодня и поговорим: как менялись представления людей о будущем.

Один из ключевых героев азимовской серии «Основание», оракул Гэри Селдон изучал темные века галактики, используя «психоисторию» — математическую социологию, которая способна предсказать человеческое поведение в крупных масштабах. Как и психоистория Селдона, футурология включает науку, однако уязвима к случайным событиям. В отличие от психоистории, футурология больше полагается на искусство и инстинкты, чем на науку. В этом отношении она ближе к научной фантастике.

Когда мы пытаемся увидеть будущее, мы зачастую пренебрегаем общественным мнением. Никто не будет спорить с тем, что Интернет можно назвать одним из столпов нашего времени, но скажите честно, как много писателей-фантастов предсказали его появление?

Пилюля — друг, но вкусное дороже

Пилюля — друг, но вкусное дороже. Готовы ли променять вкусную еду на пилюли? Фото.

Готовы ли променять вкусную еду на пилюли?

Как бы ни хотелось начать с покорения других планет, у нас есть проблема посущественнее: опасность перенаселения. Земля — добрая хозяйка, и всегда приветливо делится своими ресурсами. Но людей на этой планете становится все больше, а поскольку вертикальный мир мы не строим и океаны особо не заселяем, пищи начинает остро не хватать. И вроде бы решение фантасты уже давно придумали: пищевые пилюли — таблетки, заменяющие бодрый завтрак, сытный обед и легкий ужин. Но у такого решения возникла проблема с чисто человеческим происхождением: мы любим вкусно поесть. А глотать белковый концентрат (вспоминаем эту мерзкую кашу из «Матрицы») или таблетки, не обладающие даже запахом, мы не согласны. Поэтому пища в таблетках, тюбиках, пилюлях и концентрированных брикетах останется пока уделом космонавтов.

Все самые свежие новости из мира высоких технологий вы также можете найти в Google News.

По правде говоря, фантастам, которые пишут о будущем, в котором мы будем питаться таблетками, никто не верил. Возможно, поэтому у Роберта Хайнлайна никто никогда ничего не ест, а вот у Роджера Желязны всегда кушают и весьма обильно — хлеб, сыр, мясо, холодное пиво. И что самое забавное, мы двигаемся в совершенно другом направлении: от пищевых таблеток к пищевым изыскам.

Пища будущего

Вместо того чтобы ставить на производство белковый концентрат, мы создаем целое искусство вкусно пожрать: от молекулярной кухни до целой индустрии ароматических добавок. Нашим возможностям воссоздания химического вкуса жареной курицы в жвачке позавидовал бы сам Уильям Гибсон. Помимо того что натуральная пища становится симулякром — натуральные добавки по своей сути хуже созданных в лабораториях, так как вытягиваются экстрактом, а не создаются из чистых ингредиентов — мы все чаще задумываемся, как сделать вкусную и вредную пищу — вкусной и безвредной. Пробирочное мясо становится все вкуснее — и мы это поддерживаем. Ведь зачем забивать животных тоннами, если можно производить мясо из чего-то, не обладающего центральной нервной системой?

Пища будущего. Мясо, выращенное в «пробирке», может спасти Землю от голода и от глобального потепления. Фото.

Мясо, выращенное в «пробирке», может спасти Землю от голода и от глобального потепления

Одним из важнейших открытий 2015 года стали водоросли со вкусом… бекона. Так называемые водоросли дульсе, которые водятся в прибрежных районах Атлантического и Тихого океана имеют в два раза большую питательную ценность и куда менее вредны. Пытаясь вывести новый вид водорослей, ученые из штата Орегон обнаружили, что при жарке дульсе приобретают ярко выраженный вкус жареного бекона — любимого лакомства многих на нашей планете. Только представьте, если бы все наши любимые и вредные продукты стали бы полезными и еще и жизнь нам продлевали, а не наоборот. Так и генно-модифицированные продукты полюбим. А куда деваться?

Конец космоса

Конец космоса. Мы все еще далеки от покорения космоса. Фото.

Мы все еще далеки от покорения космоса

Каждый уважающий себя и уважаемый нами фантаст, от Беляева до Азимова, от Брэдбери до Кларка, был уверен, что человечество станет космической цивилизацией и выйдет beyond Earth уже к 2000 году. Прости, Юра, мы не смогли. До недавних пор мы не просто летали на ракетах, созданных по чертежам 60-х годов, но и существенно откатились назад в плане освоения космоса, стремлений к нему и поставленных задач.

И конца этому туннелю не видно. Вдумайтесь: у Вернера фон Брауна, бывшего нациста и создателя ракет «Фау-2», ставшего главным идеологом NASA, были планы по освоению Марса и Солнечной системы уже в 60-х годах ушедшего века! Константин Эдуардович Циолковский, легендарный инженер и, если позволите, футуролог, грезил космическими полетами еще в конце 19 века. Где же это все? Космическая гонка завершилась, и мы остались у разбитого корыта, разбитого космического шаттла «Челленджер» и разбитой российской космической программы, которую спасло лишь глобальное предприятие в виде Международной космической станции.

Пятьдесят лет космического затишья, наконец, начало сменяться активными движениями. Во многом развитию идеи вывода человечества в космос способствуют частные инициативы — например, Илона Маска и его SpaceX, который не только хочет сделать «резервную копию» людей как вида на Марсе, но и начинает ни много ни мало с многоразовых ракет, некогда и вовсе немыслимых. Ну в какой космической опере ракеты выбрасывают после использования? Разве дожил бы «Тысячелетний сокол» до наших телеэкранов, будь он одноразовым?

Конец космоса. Вот на такое крохотное беспилотное судно SpaceX пыталась посадить свою ракету… и посадила. Фото.

Вот на такое крохотное беспилотное судно SpaceX пыталась посадить свою ракету… и посадила

Итак, мы думали, что будем бороздить Солнечную систему к концу века, но ошиблись. Еще одна ошибка заключалась в том, что мы думали, что будем жить на Луне — не зря же американцы водрузили на ней свой флаг. Оказалось, что на Марсе жить куда привлекательнее. И хотя новый директор Европейского космического агентства Ян Вернер недавно заявил о желании построить международную деревню на Луне, большая часть космических программ по колонизации (или хотя бы вахтовому пребыванию) нацелена именно на Красную планету. SpaceX планирует начать освоение Марса в 2025 году; планы NASA рассчитаны на начало 2020-х — 2030-е годы; инициатива Mars One, полет на Марс в один конец, ставит более близкие и менее реалистичные сроки. И здесь мнения ученых разделились: одни говорят, что форпост на Луне пригодился бы в качестве промежуточного этапа, другие говорят, что выбрасывать кучу денег, которых и так не хватает, на этот промежуточный этап — значит отложить колонизацию Марса еще лет на «дцать».

Заходите в наш специальный Telegram-чат. Там всегда есть с кем обсудить новости из мира высоких технологий.

Причин того, что мы не смогли в космос, много. Это и снижение мотивации, и всемирный кризис, и технические ограничения. В конце концов, раз государства не шевелятся, приходится брать все в частные руки, а частные руки не любят лишних трат — придется разгонять технологии, делать их дешевле, попутно зарабатывая деньги. Колония на Марсе — дело опасное, и для ее успешного существования нам не помешали бы постоянные рейсы кораблей, которые ходят туда-сюда раз в пару месяцев (а не раз в полгода в лучшем случае). Что будет, если у колонистов закончатся важные антибиотики? Придется либо оперативно везти, либо выращивать на месте — и в этой сфере прогресс тоже есть. А вот с двигателями проблема: ракеты до сих пор выжигают химическое топливо и, судя по всему, будут выжигать его вечно. Так считает даже сам Элон Маск, а он в этом деле собаку съел.

Технические ограничения говорят свое веское «никак нет» и в области путешествий к звездам. Разве для того я обмазывался научной фантастикой, чтобы вырасти и узнать, что сверхсветовые (и даже досветовые) скорости человечеству могут быть недоступны в принципе? Что если свет летит к ближайшей к нам системе Альфы Центавра четыре года, то самым быстрым нашим аппаратам для этого путешествия потребуются тысячи лет? И если колоссального прорыва в области двигателей не произойдет, а ведь не произойдет, то мы застряли в Солнечной системе по меньшей мере лет на пятьсот. Извините, на этом космос кончился.

Транспорт и «Интернет вещей»

Не будем о грустном: в некоторых сферах наша реальность все же неплохо переплюнула ожидания фантастов прошлого. Летающих автомобилей у нас нет — и это хорошо. Сейчас я вам докажу.

В 19:00, казалось, все застыло в мертвой точке. Мы с Элеонорой сели в флайер и взмыли в небо.

Нас окружала ночь. Мерцающий свет приборов освещал усталое лицо Элеоноры. Слабая улыбка лежала на ее губах, глаза блестели. Непокорная прядь волос закрывала бровь.

— Куда ты меня везешь? — спросила она.

— Вверх, — сказал я. — Хочу подняться над бурей.

— Зачем?

— Мы давно не видели чистого неба.

— Верно… — Она наклонилась вперед, прикуривая сигарету.

Мы вышли из облаков.

Роджер Желязны, «Момент бури»

Пятьдесят лет назад люди мечтали об аэромобилях, летающих бесколесных автомобилях (как в фильме «Пятый элемент», помните?), которые будут скользить на подушке из воздуха и облетать всю страну за два часа. Но как только космическая гонка завершилась, мир внезапно потерял интерес к этим ховеркрафтам (именно так называется транспорт на воздушной подушке). И хотя отдельные компании вроде Terrafugia продолжают разрабатывать летающие автомобили, и получается у них все лучше и лучше, наше будущее будет куда более… рациональным.

Транспорт и «Интернет вещей». Google первой начала мощное испытание самоуправляемых автомобилей и стремительно идет к успеху. Фото.

Google первой начала мощное испытание самоуправляемых автомобилей и стремительно идет к успеху

Во-первых, мы пошли по пути самоуправляемых автомобилей. Не сегодня завтра на дорогах всего мира воцарится полный порядок: быстрые, управляемые искусственным интеллектом автомобили будут держать минимальную дистанцию, не совершат человеческих ошибок и заменят таксистов и дальнобойщиков.

Во-вторых, само понятие автомобиля как частного средства передвижения претерпевает значительные изменения. В мире будущего, собственных автомобилей, гаражей на три-четыре роскошных авто на все случаи жизни и водителей как класса просто не будет. По статистике, современный автомобиль — а их уже больше, чем людей — простаивает более 80% времени. Какая ужасная трата времени. Какое ужасное применение технологиям.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.

Представьте: вы выходите из подъезда на работу, а вас уже ждет автомобиль, в котором вам даже за баранку браться не нужно. И когда вы из него выходите, он уже едет подвозить другого человека. Его даже не нужно покупать за бешеные деньги — платите раз в месяц компании, предоставляющей аренду транспортного средства. Никаких пробок. Никаких забитых парковок. Никакого шума в небе, вызванного рокочущими моторами летающих автомобилей, которые, не дай бог, будут управляться пьяными водилами, затмевать солнце и падать прямо на головы в случае аварии…

Во времена космической гонки Советский Союз планировал построить космический линкор, способный нападать на другие космические аппараты (например, спутники-шпионы и флотилию США) и разбивать их в щепки. Для этого пилот линкора должен был навести орудие на цель и произвести выстрел из пушки. Знаете, почему проект закрыли? С появлением более хитроумных спутников-шпионов было решено, что отправлять людей в космос нет никакого смысла. Как представлю себе этого снайпера-одиночку, который выполняет свой долг перед страной, дежуря в тесной рубке этого космического аппарата, страшно становится.

Примерно то же самое можно сказать о любом земном транспорте. Зачем человеку держать руль, если на это способен компьютер? Зачем управлять самолетом, если уже сейчас гигантские авиалайнеры могут сесть и взлететь самостоятельно? С течением времени технологии становятся все лучше, все точнее, и человеческий фактор из них просто исключается. Во многом это способствует развитию промежуточного класса неудавшихся летающих автомобилей и беспилотных спутников: дронов, или беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Транспорт и «Интернет вещей». Сегодня дроном уже никого не удивишь и не напугаешь. Фото.

Сегодня дроном уже никого не удивишь и не напугаешь

При том что БПЛА давно применяются в военных целях для обезвреживания вражеских целей, не подвергая риску людей, совсем недавно дроны, как их называют в народе, начали активно захватывать мир. И если летающим автомобилям не светит наполнить небо своим жужжанием, то вот этим крошкам — вполне. Беспилотные дроны сегодня осуществляют фото- и видеосъемку, служат в качестве игрушек и шпионов, участвуют в гонках, а очень скоро займутся полноценной доставкой и перевозкой грузов, от пиццы до посылки с eBay. И после этого вам еще нужны летающие автомобили?

Отдельно стоит сказать спасибо концепции нашего будущего, о которой фантасты даже и не подозревали: «Интернету вещей» (IoT). Да, во многих произведениях прошлого упоминаются системы автономного освещения, приготовления пищи, техники, роботов и прочего, но «Интернет вещей» — это куда большее, это Сеть, получившая начало в Интернете и обещающая связать всю технику мира в единый организм. Например, те же беспилотные дроны и самоуправляемые автомобили. Имея доступ к системе, в которой ежесекундно по миллионам или даже миллиардам датчиков определяется положение и состояние других элементов, такие беспилотные дроны и самоуправляемы автомобили будут работать безошибочно и синхронно, как один большой муравейник. Масштабируемость «Интернета вещей» позволяет связывать в системы элементы любых размеров, от холодильника с термостатом до самолета с автомобилем.

Транспорт и «Интернет вещей». Delorean — самая культовая машина будущего. Фото.

Delorean — самая культовая машина будущего

Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.

Вы просыпаетесь. Робот-уборщик заботливо все убрал. Зажигается свет. Пол теплеет под вашими шагами. В бойлере нагревается ровно то количество воды, которое вы обычно тратите на утренний ритуал в ванной. Пока вы чистите зубы и бреетесь, на кухне готовится пища, планируется кофе, предметы живут своей жизнь. Потом вы выходите в подъезд, а там… об этом мы уже сказали выше. Холодный расчет, интеллектуальные бытовые системы, экономия и эргономика. Хоть с этим прогнозом прошлого мы укладываемся в срок: такое будущее обещает прибыть раньше, чем даже колония на Марсе. Неожиданно, правда?

Транспорт и «Интернет вещей». Умный дом это уже не такое уж и будущее, а настоящее. Фото.

Умный дом это уже не такое уж и будущее, а настоящее

В попытке предсказать будущее, мы часто игнорируем общественное мнение. Потребитель — это, как ни крути, двигатель прогресса. И здесь личный комфорт значительно обгоняют наше желание выйти в космос. Желание набить брюхо вкусненьким диктует прогресс в области пищи. Желание увидеть будущее заставляет ошибаться.

Ну и что? Мы ничего не теряем, когда ошибаемся, пытаясь предсказать будущее. Без этого было бы скучно жить. Эти минусы мы готовы простить футурологии в общем и футурологам в нас самих.