Как археолог-любитель нашел 3000-летний шотландский меч?

Рамис Ганиев

Шотландия, занимающая северную часть острова Великобритания, имеет богатую историю длительностью более 10 000 лет. Считается, что первые люди на этой территории появились примерно 8 тысяч лет назад. Со временем там начали возникать города вроде Эдинбурга, Глазго, Данди и так далее. Разумеется, когда-то давно там жили и суровые воины, которые сражались с врагами верхом на сильных лошадях. Останки их мечей и других личных вещей до сих пор хранятся где-то под шотландскими землями и время от времени людям удается их раскапывать. Часто они обнаруживаются не археологами, а охотниками за сокровищами. Да, людей с таким необычным хобби на нашей планете очень много и одному из них пару месяцев назад посчастливилось найти настоящий клад возрастом более 3 000 лет. Найденные вещи явно принадлежали воину, ехавшему по просторам Шотландии на сильном коне.

Как археолог-любитель нашел 3000-летний шотландский меч? Археолог-любитель Мариуш Степьен на месте раскопок. Фото.

Археолог-любитель Мариуш Степьен на месте раскопок

История Шотландии

О внезапной находке археолога-любителя по имени Мариуш Степьен (Mariusz Stepien) рассказало издание The Guardian. По словам Мариуша, 21 июня 2020 года, он и его товарищи ради интереса сканировали окрестности Шотландии при помощи металлоискателя. Внезапно устройство запищало так сильно, что им стало ясно — под землей точно что-то есть. Мужчины оказались смышлеными и не стали заниматься раскопками самостоятельно, потому что они могли случайно повредить древние артефакты. Вместо этого, они незамедлительно сообщили о ситуацию сотрудникам организации Treasure Trove, которая создана Национальным музеем Шотландии.

История Шотландии. Находка была сделана неподалеку от шотландского города Пиблз. Фото.

Находка была сделана неподалеку от шотландского города Пиблз

Археологи приехали на место и убедились, что мужчинам удалось найти кое-что поистине интересное. Раскопки велись на протяжении 3-4 недель вместе с Мариушем Степьеном и его друзьями. Мужчина объяснил, что они не уехали по домам, потому что хотели участвовать в раскопках до самого конца. С каждым днем исследователям удавалось найти все больше предметов, большая часть которых находилась на глубине 1,5 метров. Самыми интересными объектами, которые хранились под землей, оказались украшенный ремнями и пряжками меч в ножнах, колпаки с колес лошадиных повозок и украшение, которое крепилось к конскому снаряжению.

История Шотландии. Колпаки с колес лошадиных повозок. Фото.

Колпаки с колес лошадиных повозок

Как именно меч и остальные вещи шотландского воина оказались на земле, ученым пока неизвестно. Человеческих останков и лошадиных костей рядом с оружием обнаружено не было. Возможно, они захоронены где-то неподалеку. А может быть и такое, что древний воин уронил свои вещи и погиб в совершенно другом месте. Вариантов очень много и правду нам, судя по всему, никогда не узнать. Сейчас важно то, что вещи возрастом более 3 000 лет отлично сохранились. Они уже считаются объектами национальной важности, потому что в музеях Шотландии очень мало экспонатов бронзового века.

История Шотландии. В твиттере Европейской ассоциации археологов можно посмотреть 3D-модель места обнаружения меча. Фото.