Готовы ли мы к самоуправляемым автомобилям?

1 Сентября 2015 в 14:20, Илья Хель 4 506 просмотров 55

Автомобили

Я вполне уверен в своих водительских навыках сегодня, но моим навыкам водителя будущего еще предстоит пройти проверку. Общепризнано, что появление самоуправляемого транспорта сделает наши дороги безопаснее, однако остаются серьезные сомнения о том, как мы, люди, адаптируемся к роботам-автомобилям. Научиться водить самоуправляемый автомобиль может быть куда сложнее, чем кажется. Одна лаборатория изучает нашу возможную реакцию на передачу рулевого колеса компьютеру.

«Пройдя через дверь, вы можете даже не понять, что это полноразмерный автомобиль», — говорит доктор Ануй Прадхан, показывая мне невзрачный офис на верхнем этаже Института исследований транспорта при Мичиганском университете, рассказывает корреспондент BBC Джек Стюарт.

Авто

И он прав. Комната внутри куда больше, чем я ожидал, а в ее центре находится обычный на вид семейный хетчбэк. Это особенная комната, вдоль всех ее стен тянутся гигантские экраны, готовые забросить меня в самую разную водительскую среду. Это будет такой опыт погружения, вроде виртуальной реальности, только учиться я буду не вождению, а не-вождению.

«Мы хотим имитировать возможности самоуправляемого транспорта, чтобы понять поведение человека-водителя во время езды», — говорит Прадхан. И поправляет себя: «Если они не водят сейчас, они не водители и не операторы». Даже исследователям, работающих в этой области, быстро меняющийся мир автомобилей без водителей и терминологии может доставить неудобства.

По мере того как мы движемся вперед, я ощущаю вибрацию и слышу шум мотора — из басовитых динамиков. Пока мы не достигнем точки, когда автомобили будут самоуправляемы на 100%, люди будут перехватывать контроль в экстремальных обстоятельствах, когда компьютер решит, что есть задачи, с которыми он справиться не может. Этот переход от человеческого контроля к компьютерному будет крайне важным.

Сидя за рулем, я начинаю понимать, какие типы сценариев изучают ученые. Я ставлю ногу на тормоз и передвигаю автоматический селектор передач на Drive. Мы начинаем движение, и я чувствую вибрацию и шум двигателя. Такая езда напоминает мне что-то среднее между реальностью и игрой, довольно весело. Я знаю, что вокруг ветрового стекла есть четыре камеры, так что ученые точно знают, на что я смотрю. Чувствую себя слегка неловко, но концентрируюсь на полосе движения и жму кнопку ON на рулевом колесе.

Опасности отвлечения

Женский голос из компьютера оповещает: «активирован автоматический режим», и я слегка расслабляюсь. В этот момент, я знаю, изучается моя реакция. Сначала было тяжело оторвать глаза от дороги. Десятки лет вождения научили меня, что это плохо. «Люди не привыкли водить автоматический транспорт, поэтому мы на самом деле не знаем, как будут реагировать водители, когда контроль будет брать на себя автомобиль», — говорит Прадхан.

Водитель

Сможем ли мы расслабиться, начать строчить эсэмэску, вздремнуть? Или будем сидеть, сжимая руками руль, напряженно и с ожиданием готовясь перехватить управление? Большое обещание автоматизированного транспорта в том, что мы сможем отвлечься, когда захочется. Опасность появляется, когда человек не сконцентрирован на дороге, а автомобиль внезапно захочет передать ему контроль. Водитель, который смотрел в свой телефон, теперь не знает, где находится, что вокруг, что происходит. В считанные секунды он должен будет все оценить и принять правильное решение. Ирония в том, что происходит такое только в чрезвычайных обстоятельствах.

«Вождение — во многом это, по сути, знание ситуации», — говорит Прадхан. Вы можете проверить его слова на себе. В следующий раз, когда будете за рулем, потратьте минуту, пытаясь осознать все, что вы знаете о ситуации. Возможно, за рулем автомобиля, который вы обогнали, сидел молодой юноша, поэтому с ним нужно было быть осторожнее. Возможно, автомобиль впереди готовится затормозить, поэтому и вам нужно будет успеть нажать на тормоз. Впереди пост ДПС, значит вам нужно внимательнее следить за скоростью.

Все это знание ситуации — картинка, которая автоматически выстраивается со временем, а не просто моментальный снимок. Поэтому когда компьютерный голос закричит «автоматический режим отключен», а вы увидите задницу грузовика, в который мчитесь на высокой скорости, вы либо успеете среагировать, либо нет. Вы окажетесь в неудобном положении. Как показывает эксперимент BBC, за рулем автономного автомобиля довольно легко расслабиться.

Отчасти интересный вопрос возникает, когда мы думаем о водителя-новичках. Люди, которые водят всего несколько лет, скорее всего, будут принимать на себя контроль в крайне редких ситуациях, но эти ситуации могут оказаться наиболее экстремальными и опасными. «Должны ли мы допускать к возможности управления самоуправляемым транспортом лишь водителей с пяти-семилетним стажем? — задается вопросом Прадхан. — Самоуправляемые автомобили существуют, это круто. Технологии осуществляют прорыв, но сейчас, я думаю, нам нужно больше заняться поведением людей — этих манекенов за рулем».

Технологии могут быть готовы, но большой вопрос: готовы ли вы?

Готовы ли мы к самоуправляемым автомобилям?

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

55 комментариев

  1. storm X

    я вот планировал сдать на права и купить хотя бы поддержанный автомобиль..что изменилось в мире за каких-то пару недель? достаточно, чтобы пересмотреть свои планы: в Москве запускают систему кар-шеринга (значит, машину личную можно не покупать! минус 600 тыс экономия), теперь читаю. что к 2020 машины станут беспилотными! значит второй фактор - можно не сдавать на права! это еще 50 тыс экономии... прочтя новости за какую-то неделю, я усомнился, а зачем мне теперь вообще машина, прав. автошкола...

    • Alexx

      Есть такая птица, на иве живёт. Наивняк называется :D

    • Uglik

      Не переживайте. В ближайшие лет эдак 50 в нашей стране никаких самоуправляемых машин в массовом порядке не будет. Так что расслабьтесь и смело шагайте в автошколу. ;)

    • Kiryan

      Даже и не думайте про самоуправляемые авто. На ваш век хватит баранку покрутить (я уверен). Действительно, идите в автошколу...

    • BIN_Diesel

      не ходите в автошколу!
      передвигайтесь общественным транспортом!
      а то нам, автомобилистам, и так тесно на дорогах)

    • 89030576450

      Автомобиль с автопилотом можно построить и испытать за месяц. Технических проблем нет. Проблемы экономические и организационные. Если автопилот применять только на скоростных участках, то беспилотник можно запустить через пол года. Однако права нужны будут.

  2. zaycan

    Один из недостатков самоуправляемого автомобиля это то что ему нужна дорога причём Желательно с разметкой. Так что пока в России не построят дороги то права третье будут нужны.
    Не или выйдет самоуправляемая лада для (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • 89030576450

      Это не недостаток, а достоинство. В России то по чему мы ездим трудно назвать дорогой. Строительство дорог для беспилотников позволит поднять всю экономику страны и слезть с нефтяной иглы. География России позволит получать прибыли от перевозок больше, чем от нефти и газа.

  3. pochi

    "Должны ли мы допускать к возможности управления самоуправляемым транспортом лишь водителей с пяти-семилетним стажем?"
    Тогда теряется сам смысл самоуправляемого автомобиля. Это как допускать пассажиров к поездкам в метро только после сдачи ими экзаменов на машиниста поезда.
    Тут ещё следует уточнить, что мы имеем в виду, когда говорим о самоуправлемом автомобиле - действительно самоуправлемый автомобиль или автомобиль с сильно продвинутым интеллектуальным круиз-контролем? Пока очевидно, что второе, но стремимся то мы именно к первому.

  4. Pashtet495

    Пока нельзя спать по дороге на работу утром - это не машина с автопилотом. Это машина с полуавтоматом, как старые стиралки с полуавтоматом, когда надо было переводить режимы по ходу работы машинки, но всегда надо было быть рядом с машиной, следить за звуком стирки, ждать окончания выбранной части стирки. Ни отдохнуть, ни другую работу сделать. Машина с автопилотом требующая водителя ничем не лучше, чем машина с электростеклоподъёмниками.

    • Megard

      Полностью с вами согласен, вы все правильно подметили

    • 89030576450

      Могу привести пример развития техники в области стирки белья. Хождение на реку, пользование водопроводом, ведро с мотором и ст машина Милли. Любой этап внедрения автоматики обусловлен развитием промышленности и в любом случае полезен. Сегодня можно сделать автопилот для движения по магистралям. Это даст быстрый экономический эффект и спасёт много жизней. Подробно на http://dyukov.in.nn.ru

  5. mr Vanya

    Важный аспект - погода.
    Из вики
    Susceptibility of the car's navigation system to different types of weather. (As of 2014 Google's prototype has not driven in snow or heavy rain.) [70]
    https://en.wikipedia.org/wiki/Autonomous_car

  6. VZH

    Мне кажется, что гораздо более серьезная проблема мелькала в одной из недавних статей переведенных Ильей - этическая. Как должен поступить автомобиль в спорной с этической точки зрения ситуации - задавить ребенка на дороге или угробить всех пассажиров внутри машины? То что приведено тут и не проблемы вовсе.

    • mr Vanya

      Народ переоценивает автомобиль. Распознавалка в нём пока на таком уровне, что просто пытается повторять ситуационные решения заданные ранее человеком-инструктором и сохранённые в её базе знаний.
      Распознать именно ребёнка, определить его пол, возраст, цвет кожи, социальный статус, идентифицировать по сетчатке глаза, оценить при этом параллельно вероятность гибели всех пассажиров компьютер возможно теоретически способен, но никто ему такой задачи даже и не думает ставить.

      • VZH

        Но тем не менее, судить его будут потом люди и судить будут строго, принимая во внимание все вышеперечисленные факторы...

        • mr Vanya

          За то что он задавил ребёнка хотя мог просто врубиться в лобовую в другую машину в которой погибло бы 10 младенцев?
          Я вас умоляю.

          • VZH

            Он мог бы выскочить на бордюр, где никого не было и в машине все остались бы живы, а вместо этого он "решил" что столкновение с ребенком неизбежно... Как вам такой вариант?

            • Hellalu

              вы рассматриваете весьма непростую ситуацию, не проста она тем что ее появление весьма мало вероятно, вы должны учесть что для автомобиля ребенок или старушка на дороге всего лишь препятствие которое мешает его движению, как бы цинично это не звучало, и автомобиль не знает что он может проехать сквозь человека и при этом не повредится, и не повредить пассажиров, ведь это может оказаться не мягкий человек а бетонное заграждение и врезаться в него небезопасно для пассажиров, поэтому думаю авто будет стараться минимизировать свои повреждение оперативно перестраиватся оттормаживать и следить не только за объектами на дороге но и за объектами на обочине и просчитывать эти варианты, а тротуар от дороги отделить газоном и если что то движется от тротуара к дороге машине наперерез, то нужно принять меры заранее что бы не получить повреждения так что этот этический вопрос лишь в том случае если пешеходы так и будут перебегать где попало,

            • Hellalu

              если смотреть с вашей точки зрения уровень вождения такого авто чуть выше чем 0 если он в сложной ситуации тупо едет на препятствие и не ищет выход из ситуации, примерно как анекдотичные блондинки путающие педали, газа с тормозом и лево с право

          • mr Vanya

            В дополнение к HELLALU скажу что в Калифорнии например необычайно высокий бордюрный камень на улицах. Связано это с хоть и редкими но сильными ливнями в зимний период. Когда вода рекой идёт по проезжей части.
            Так вот не факт что выезд на бордюр в экстремальной ситуации вообще возможен физически для скажем небольшой тойоты ярис.
            Слишком всё сложно получается. Софт ещё и должен как бы учитывать технические характеристики конкретной машины в применении к местности.

            • VZH

              Такие ситуации, хоть и маловероятны в масштабах одной машины, однако случаются спошь и рядом в масштабах большого города и к сожалению игнорировать их не получится. Если человек сбил человека - это уголовная ответственность. Если человека сбил робот - большой вопрос кто должен за это ответить. Когда на дорогах можно будет полностью исключить человеческий фактор, тогда и только тогда можно будет сказать - сам виноват и влез туда куда не надо. А до той поры - придется иметь дело с миллионом различных вариантов, спорных с точки зрения этики. Вот вам еще пример - автомобиль едет по городу и обгоняет велосипед, вдруг - со встречной полосы вылетает на большой скорости автомобиль и идет прямо "в лоб". Единственный шанс избежать масштабной аварии с 6 трупами, уйти вправо, сбив велосипедиста. В машине с роботом, та которая обгоняла велосипед, сидит допустим еще беременная женщина. Будет ли это оправдано или нет? А если справа не велосипедист, а женщина с коляской на тротуаре? А если это автобусная остановка с 7 людьми? Кто возьмется определить и заложить в программу роботу как правильно поступить а как не правильно? Что будет если автомобили марки мерседес будут предпочитать сбивать 7 пассажиров на остановке, а автомобили марки Лада, будут смело идти "в лобовую", рассчитывая на эффективность подушек безопасности? Как пешеходы смогут по виду машины определять что данная модель машины может "выкинуть" в случае нештатной ситуации?

              • CSKA

                Это тут все уже обсуждалось. Уже даже затерлось и поднадоело) Если и делать такие машины, то нужно строить и дороги соответствующие...

                • mr Vanya

                  Не сотворяйте себе кумира. Софт не настолько крут чтобы просчитать и минимизировать последствия в таких масштабах.
                  Встречка - это табу. Последствия после лобового столкновения двух машин наименее предсказуемы в плане остальных участников движения.
                  Спекуляция жизнями - табу. Жизнь грудничка которому жить и жить юридически, этически, формально, литерально, абсолютно, относительно и т.п. РАВНА жизни дряхлого старика которому завтра на кладбище. Иначе общество обречено.

                • VZH

                  CSKA, где обсуждалось? В статье к которой я аппелирую лишь один коментарий...
                  MR VANYA, несомненно жизнь бесценна, но компьютер тем не менее должен принять РЕШЕНИЕ - крутить руль влево или вправо и тем самым обречь на смерть тех или иных участников движения. Я врядли буду готов предоставить свою жизнь в руки такой программы которая не способна в случае опасности действовать адекватно, как поступил бы любой вмеру опытный водитель, за долю секунды решив этический вопрос в пользу своей семьи, либо пожертвовав собой чтобы спасти пионерский отряд на остановке...

                  • mr Vanya

                    Здесь согласен.
                    На мой взгляд нужны финальные стендовые испытания. Эмулируется куча опасных ситуаций, опытный водитель дистанционно в кресле эмулятора их разруливает. Реальный автомобиль с манекенами на борту,повторяя команды водителя, входит в занос, вылетает через бордюр на обочину и т.п. После этого всё-всё оценивается и выбирается самый безопасный паттерн для программы управления машиной.
                    После этого повторная серия тестов без человека но с реальной машиной и манекенами.

                  • CSKA

                    Имею ввиду другие статьи, VZH)

    • CSKA

      Ну там все и прописано

    • 89030576450

      На дорогах где ездят беспилотники не должно быть детей, алкашей, велосипедов и мотоциклов. Это позволит увеличить скорость в 3-4 раза.

  7. dawson.white

    Мечта для меня такой автомобиль) Шикарно просто. Сел, делай что хочешь, пока тебя везут) (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  8. 89030576450

    Поиск автомобилем колдобин, и алкашей на дорогах - не задача для беспилотника. В любом случае для беспилотного режима нужно будет строить специальные дороги. Основное, что может дать беспилотный режим - повышение скорости в 3-4 раза при обеспечении полной безопасности. Подъём скоростной дороги для беспилотников над землёй решит не только проблему безопасности пешеходов, но и проблему уборки с дороги снега и воды. Подробно на http://dyukov.in.nn.ru

    • amd212

      Потребуется принципиально новый автомобиль. Абсолютно все современные машины не смогут выдержать долговременные поездки в режиме 400-500 км/час. Подавляющее большинство из них не способно даже кратковременно превысить жалкие 200 км/час.
      Это задача для всего человечества. GDP всех первых стран мира должно будет неоднократно быть потрачено на эти благие цели.
      Да здравствует машина! Долой самолёты! Ура товарищи!

      • 89030576450

        Полностью согласен. Нужен будет принципиально новый автомобиль Тесла. К проектированию придётся привлечь Конструкторов из авиации, жд и авто транспорта. И начинать можно не с 500, а с 200. Эффект будет сразу. Расходы на проектирование вероятно не больше 10% расходов впк. В доход можно отнести 27000 человек погибающих на дорогах России в год. Подробно на http://dyukov.in.nn.ru

        • mr Vanya

          Начните с автомобиля. Срочно создайте КБ. Пока можно творить своими силами. Наймите родственников, друзей, подруг. Раздайте им бумагу, краски, карандаши.
          Самое главное в машине это ей внешний вид.
          Не зацикливайтесь на российских дорогах. Смело плюсуйте жертвы по всему миру. Ведь дело ваше всепланетарного масштаба!

          • 89030576450

            Спасибо. Для начала хочу получить отзыв от кб ГАЗ, КАМАЗ, ВАЗ, МиГ, РЖД и тд. Если можно помогите.

            • mr Vanya

              КБ Сухого и Роскосмос забыли. Впрочем всё это бесполезно, эти бюрократы только о своих ДВС и думают.
              Пишите сразу в Вашингтон! Вот где последний оплот незакостенелых умов на Земле. Приветят, выслушают, дадут грантов.

              • 89030576450

                Если Вы не отзовётесь Мы напишем в Спортлото! Там бюрократы хлеще наших. Хорошо бы нарисовать мультик, для начала серьёзного обсуждения. В решении есть слабые места. Но никто про них мне не сказал. Если хочешь участвовать, присоединяйся. нужна любая помощь.

  9. 89030576450

    Беспилотный автомобиль (ба) для скоростных дорог.

    Основное достоинство ба — возможность движения на большой скорости с повышенной безопасностью. Современное развитие автомобилей позволяет развивать скорость 300км\ч. Однако движение с такой скоростью по современным дорогам невозможно. Мешают необходимость поддерживать идеальное состояние дороги в любое время года и человеческий фактор. Любая ошибка управления на такой скорости приведёт к смерти водителя.
    Очевидна необходимость изменения конструкции дорог. Гениальная конструкция сегодняшних автодорог не изменилась с времён Римской империи и первоначально была предназначена для конных повозок. Разработка ба показывает, что изменение конструкции дороги, сможет решить все технические и организационные проблемы внедрения беспилотников.
    Проблемы: 1.Сложность и цена управляющего устройства, вынужденного учитывать множество объектов на дороге. 2.Невозможность использования ба в условиях плохой видимости и экстремальных погодных условий. 3.Юридические и организационные проблемы.
    Предлагаемые изменения конструкции дороги: 1.Убираем возможность обгона на скоростных участках. Это резко упрощает управляющее устройство. 2.Подъём дороги над землёй на 1,5-2м, что решит проблему уборки с дороги воды и снега. 3.Электрификация дороги с возможностью подзарядки аккумулятора ба во время движения.
    Такие дороги можно строить дешевле при ограничении мах веса ба до 1т. Ограничение веса грузовых ба, с возможностью использования их в качестве прицепа на обычных дорогах, приведёт к отказу использования перегрузочных складов. Продукцию с завода можно будет доставлять потребителю без перегрузки. При невозможности обгона, ширина рабочей части дороги сокращается с 3 до 0,4м, что облегчает обслуживание. Возможность подзарядки аккумулятора во время движения позволит ба передвигаться без остановок.
    Передвижение ба в беспилотном режиме только на специальных участках решает все организационные проблемы, так как не касается дорог общего пользования.
    Конструкция ба для скоростных дорог представляет из себя, электромобиль с доработанным парковочным устройством. Современные парковочные устройства обеспечивают контроль за впереди и сзади едущими ба и дают возможность грузовикам после съезда с скоростного участка самостоятельно припарковаться.
    Дюков Владимир Дмитриевич т.89030576450

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.