Что будут делать самоуправляемые автомобили в чрезвычайных ситуациях?

Вопрос, который все мы часто задавали хотя бы сами себе. Первые самоуправляемые автомобили, как ожидается, появятся в автосалонах в течение пяти лет. Их автономные возможности будут ограничены скоростными дорогами, на которых нечасто появляются пешеходы и велосипедисты; вы сможете довериться автомобилю. Пока путь чистый, он будет ехать. Когда у компьютера возникнут проблемы вроде дорожных работ или плохой погоды, он передаст вам руль.

Проблема в том, что этот переход не может произойти мгновенно.

Видеорегистратор

Основное преимущество автономной технологии заключается в повышении безопасности и снижении количества пробок. И уже вторично, такая машина позволит вам сосредоточиться на работе, переписке или что вам там захочется поделать. И хотя правила наверняка поначалу будут запрещать сон за рулем, кто-то наверняка попробует.

Тесты Audi показали, что требуется в среднем 3—7 секунд — до 10 — на то, чтобы водитель взбодрился и взял ситуацию под свой контроль, даже при разного рода предупреждениях. Это значит, что инженеры должны сделать так, чтобы автономная Audi могла справиться с любой ситуацией хотя бы в течение этого времени. Это важно, потому что за 10 секунд может случиться всякое, особенно когда ваш автомобиль движется со скоростью больше 30 м/с.

Это приводит нас к видеорегистраторам. Если вы действительно хотите понять задачи, стоящие перед инженерами, программирующими эти машины, нет лучшего способа проиллюстрировать бесконечные события, которые могут и случаются на общественных дорогах. На видео ниже — небольшой выборке из гигантской видеотеки YouTube — люди падают с мостов, коровы выпадают из грузовиков, налетают цунами и взрываются дома.

Весьма впечатляет, когда водители на видео уворачиваются от угрозы, и они вполне заслуживают презумпцию невиновности, когда им этого не удается. Самоуправляемые автомобили встретятся с более высокой планкой, потому что каждый раз, когда они не будут справляться с опасностью, будет серьезным ударом по репутации и, возможно, юридической ответственности автопроизводителя. У технологий есть преимущества: они не пьют, не бесятся, не отвлекаются и не хотят спать. Они игнорируют идиотов, которые их подрезают, и не поддаются искушению показать, кто из вас двух — король дороги. При всем этом реакция компьютера в разы превышает человеческую в скорости. Они заменяют человеческие инстинкты — которые за рулем часто дают сбой — определенным сводом правил.

Одно базовое правило работает для многих непредвиденных ситуаций на дороге. Ударить по тормозам и попытаться избежать объекта, который движется неправильно. Но это работает, когда вы наблюдаете за коровами, валящимися из грузовика:

Или за парнем, который прыгает с моста на дорогу и куда-то идет:

Или когда грузовик уходит под асфальт:

Программное обеспечение автомобиля не должно знать, что корова — препятствие, которое следует избежать. Но, к нашей радости, видеорегистраторы позволяют нам смоделировать массу ситуаций, в которых компьютер сделает правильное решение. Но что делать, если цунами?

Или когда здание разваливается (после попадания машины) и обломки падают на дорогу?

Или самолет падает почти на дорогу, пугая, но не представляя угрозы для водителей?

Или начался лесной пожар?

Суть в том, что дороги мира — безумные непредсказуемые места, на которых может случиться всякое. И на них может даже не быть пешеходов, велосипедистов, автобусов и такси, которые добавляют проволочек в корзину. Как же подготовить себя к любой возможной ситуации?

Да никак.

Вы можете использовать компьютерное моделирование и научить автономное программное обеспечение выруливать в самых безумных обстоятельствах, которые только можно представить, говорит Юрг Шлинкхейдер, глава по системам помощи водителю в Audi, но этот подход не лучший: это огромный объем работы, и вы никогда не предугадаете, какой в точности будет роковая ситуация. «Даже если речь идет об одном случае, это уже проблема. И вам придется сортировать их». Иными словами, вы никак не спасете первый автоматизированный автомобиль, который столкнется с наводнением или селями.

Это не значит, что человек-водитель берет верх в такой ситуации. Если один автомобиль окажется в неожиданной и опасной ситуации, он может послать сигнал тревоги на сервер, который предупредит другие машины в округе, тем самым в потенциале спасая жизни людей. Что более важно, эта технология может обучаться: сортировка данных означает, что автомобиль как минимум узнает такую ситуацию в будущем. Это знание не останется с отдельной машиной, а достанется и другим автомобилям (возможно, даже и произведенным конкурентами). То есть, когда первый торнадо унесет самоуправляемый автомобиль, вы ничего не сможете поделать. Но во второй раз вы уже будете готовы.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.