Lockheed Martin разрабатывает наследника легендарного самолета-шпиона SR-71 Blackbird

4 Ноября 2013 в 17:00, Николай Хижняк 3 360 просмотров 9

sr-72-0

Когда в далеком 1998 году совершил последнюю посадку SR-71 Blackbird, американская авиация лишилась не только одного из самых высокотехнологичных самолетов, который когда-либо был построен, но и одного из самых красивых летательных аппаратов в мире. Подразделение компании Lockheed Martin, конструктор авиационной техники Skunk Works, объявил на днях о том, что ведет разработку преемника легендарного Blackbird («Черный дрозд»), который получит название SR-72. Обладая новым сверхзвуковым двигателем, сочетающим турбины и прямоточную воздушно-реактивную тягу, новый SR-72 сможет развивать скорость в 6 Махов, что практически в два раза больше показателя, на который был способен его предок.

SR-71 Blackbird является одним из самых выдающихся летательных средств в истории авиастроения. Он был построен во время холодной войны в начале 1960-х годов компанией Lockheed на одном из засекреченных заводов их подмастерьев Skunk Works. Период эксплуатации самолета-разведчика составил 32 года (с 1966 по 1998 год). Его титановый фюзеляж, покрытый черной краской, был разработан таким образом, чтобы аппарат мог выдерживать нагрузки на высоте 24 000 метров при дальности полета в 5400 км.

sr-72-5

Blackbird летал настолько быстро и высоко, что в прямом смысле мог обгонять вражеские ракеты, которые его хотели сбить. И что интересно, ему действительно приходилось это делать. Следует сказать, что из 32 машин, которые были построены, ни одна машина не была уничтожена вражеским огнем (самолеты-перехватчики, просто не могли угнаться зам Blackbird). Хотя 12 из них все же были уничтожены в результате аварий, не связанных с действиями противника. Корпус самолета креп с каждым полетом. Фюзеляж при сверхвысоких скоростях нагревался до такой степени, что титан буквально закалялся каждый раз, когда самолет выходил на очередную разведывательную миссию.

sr-72-2

Максимальная скорость SR-72 будет составлять 6 Махов

Известным SR-71 делают также и поставленные им рекорды. Он установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями. И рекорд этот он удерживает до сих пор. 1 сентября 1976 года стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71 Blackbird преодолел расстояние от Нью-Йорка до Лондона за 1 час 54 минуты и 56,4 секунд, развив максимальную скорость в 3,2 Маха (3920 км/ч). К настоящему моменту ни одному воздушному летательному средству не удалось добраться до этого показателя скорости.

Даже к концу своей карьеры SR-71 продолжал ставить все новые и новые рекорды. После окончания холодной войны программа была закрыта, и большинство оставшихся «Черных дроздов» отправились в музеи. Когда один из SR-71 переправляли (своим ходом) в Смитсоновский институт в 1990 году, самолет побил четыре рекорда скорости полета между Лос-Анджелесом и Цинциннати, Огайо.

Идея о создании приемника SR-71 горела в умах инженеров на протяжении многих лет, и теперь Lockheed может наконец-то объявить о том, что работает над SR-72. В отличие от своего предшественника, получившего неофициальное название «Черный дрозд», имя нового самолета-разведчика решили оставить более лаконичным. Однако даже это не помешает ему развить скорость в 7350 км/ч — вдвое выше, чем у SR-71.

sr-72-4

Система двигателя SR-72

Задачей SR-72 станет не только обеспечение Соединенных Штатов Америки новой сверхзвуковой машиной, но и повышение вооруженной мощи страны.

«Сверхзвуковые самолеты, оснащенные сверхзвуковыми ракетами смогут проникать в закрытое воздушное пространство противника и наносить удар в любой части континента, добравшись туда менее чем за один час», — говорит Бред Леланд, руководитель программы Hypersonics.

«Скорость станет следующим ключевым показателем в современной авиации нового поколения на протяжении последующих нескольких десятилетий. Технология станет таким же переломным моментом, требующим изменения «правил игры», каким в свое время было внедрение технологии стелс».

Со слов Леланда, при скорости 6 Махов, SR-72 сможет оставить потенциальным врагам не только минимум времени для ответных действий, но и удивить показателями высокой эффективности в запуске сверхзвуковых ракет. Поскольку для их запуска не потребуется ракетоноситель, скорость ракет сможет в шесть раз превысить скорость звука, а их конструкция будет намного легче — как в плане веса, так и в плане самого строения.

sr-72-3

Гиперзвуковой летательный аппарат Falcon HTV-2 разработки DARPA

Сердцем SR-72 станет, как его называют в Lockheed, турбина на основе комбинированного цикла работы, сочетающая в себе технологии двигателя «гиперзвукового летательного аппарата» HTV-2, который развил скорость в 20 Махов (24 501 км/ч) в рамках тестовых испытаний. В свою очередь SR-72 имеет два двигателя и при этом каждый из них по сути является двойным. Каждый из них использует сложную объединенную конструкцию из воздухозаборников и сопла, подключаемых к двум разным источникам питания, что позволяет существенно снизить лобовое сопротивление воздуха.

Верхний двигатель представляет собой турбину, которая будет использоваться SR-72 для стандартного взлета и разгона до скорости 3 Маха. Затем в действие вступит двухрежимный воздухозаборник, который будет ускорять аппарат до 6 Махов. На разработку дизайна двигателя у Lockheed и компании Aerojet Rocketdyne ушло целых семь лет совместной работы. В рамках этого времени лучшие инженеры многократно ломали головы, пытаясь выяснить, как же можно использовать имеющиеся в настоящий момент турбины совместно со сверхзвуковой системой самолета.

В интервью еженедельника Aviation Week, Леланд объяснил, что списание в отставку SR-71 оставило после себя огромный пробел в развитии спутниковых технологий (не телевизионных, а аппаратных), а также дозвуковых пилотируемых и беспилотных системах. Этот пробел решено было закрыть. Так началась программа SR-72. Статья в журнале сообщает, одним из условий разработки SR-72 является принятие во внимание требований Пентагона в рамках программ по исследованию и развитию вооружения, потому как последний диктует инженерам Lockheed временные рамки и многие другие аспекты в строительстве нового самолета.

Леланд отмечает, что для постройки SR-72 не потребуется разрабатывать новые технологии, поэтому первый демонстрационной полет нового сверхзвукового многоцелевого летательного аппарата может состояться уже к 2018 году. В эксплуатацию же SR-72 может поступить к 2030 году.

«Тестовая версия самолета — размером с F-22 (многоцелевой истребитель пятого поколения). Он имеет только один двигатель, который позволит ему держать скорость 6 Махов в течение нескольких минут», — говорит Леланд.

sr-72

«Финальная версия будет размером с SR-71, будет обладать той же дальностью полета, но сможет обеспечить в два раза более высокую скорость».

Интервью (на английском языке) с одним из бывших пилотов SR-71 можно посмотреть на видео ниже:

Lockheed Martin разрабатывает наследника легендарного самолета-шпиона SR-71 Blackbird

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

9 комментариев

  1. diablo

    Видел его в живую: красивый :)

  2. kromvell

    Добавили бы, почему был снят с вооружения SR-71
    В конце 80-х годов началась первая волна решения вопроса о снятии с вооружения ВВС США «Черных дроздов». Причин оказалось предостаточно: большое количество катастроф, высокая стоимость эксплуатации, нехватка и дорогостоимость запчастей и, наконец, уязвимость перед вышеупомянутым советским вооружением. Осенью 1989 года было принято окончательное решение о снятии SR -71 с вооружения. Противники такого решения утверждали, что никакой альтернативы SR -71 нет, а спутники-шпионы, за которые ратовали в Конгрессе и в самих ВВС не оправдывали себя ни по цене, которая в несколько раз превосходила стоимость «Черных дроздов», ни в эффективности, так как SR -71 могли вести более масштабную разведку.

    Практически все самолеты передали в музеи, по несколько экземпляров осталось в бездействии на базах, несколько самолетов передали в пользование NASA и Пентагона.

    • Николай Хижняк

      Спасибо, за пояснение. Но статья носит информацию скорее о SR-72, с добавлением некоторых исторических фактов о его предшественнике :)

  3. nadirkasimov

    Также видел в живую ) Великолепное зрелище!

  4. zaycan

    а в россии пока еще нет 5поколения а в америке уже 2разрабатывают. стыдно за родину

    • ilich2

      Что то мне подсказывает чутье. Если у нас не говорят это не значит что не ведутся разработки или испытания.

  5. Bezdelnik

    Blackbird - легендарная машина, опередившая время, а потому была дорогая и ненадежная.

  6. deholder

    Полагаю, если пилот на скорости в 20 махов резко потянет штурвал на себя, то его размажет по креслу и через 14 секунд он окажется в космосе? :)

  7. Kogosha

    Вот что мне непонятно так это на какие собственно шиши они это чудо инженерной мысли строить будут. Бюджет США трещит по швам они не могу платить зарплаты своим бюджетникам, бюджет пентагона неуклонно снижается (2011 год — $708 млрд; 2012 год — $662 млрд; 2013 год — $631 млрд; 2014 год — $527 млрд. ) они уже отказались от постройки запланированного количества F-22 Raptor. Lockheed то сможет его разработать и построить в этом сомнений нет но вот какова будет итоговая стоимость самолета, и что станет с проектом если он окажется слишком дорогой для армии США?

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.