DARPA ищет способ ускорения процесса обучаемости

7 933 просмотра
Об авторе

Если мозг представляет собой обычный набор биологических «проводов» и «микросхем», то почему нельзя просто модернизировать его компоненты, чтобы сделать нас лучше и умнее? По крайней мере такая теория стоит за новым проектом секретного исследовательского отдела Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), согласно анонсу, сделанному на этой неделе. Задача проекта – поиск возможностей улучшения когнитивных способностей человека путем активации так называемой синаптической пластичности мозга.

Недавние исследования показывают, что стимуляция работы определенных периферических нервов (каналов, передающих сигналы от головного и спинного мозга в остальные части тела) путем инициирования производства нейрохимических веществ, реорганизующих нейронные связи, способна повысить возможности человека к обучению. В рамках своей программы «Направленной тренировки нейропластичности» (Targeted Neuroplasticity Training) DARPA финансирует восемь различных исследовательских проектов, направленных на поиск методов повышения эффективности обучаемости с помощью электрической стимуляции. Конечная цель – адаптация этой технологии на практике для повышения эффективности обучаемости солдат. В идеале «модифицированный» таким образом солдат сможет, например, выучить новый язык всего за несколько месяцев, а не лет. В конечном же итоге, если DARPA удастся найти способ таким образом модифицировать мозг, то результаты, скорее всего, найдут свое применение не только в военной, но и гражданских сферах.

«Цель проекта направленной тренировки нейропластичности – понимание нейронных процессов, регулирующих когнитивные функции, отвечающие за обучаемость человека», — комментирует руководитель программы Даг Вебер.

Другими словами, DARPA будет изучать фундаментальную биологию и разрабатывать нейростимулирующие устройства, которые, используя наши «биологические провода и микросхемы», смогут повысить обучаемость.

Одна из финансируемых DARPA команд, работающая в стенах Университета Джона Хопкинса, сосредоточится на изучении и анализе процессов, отвечающих за нашу речь и слух. Исследователи планируют провести эксперименты со стимуляцией блуждающего нерва и проверить, способна ли его стимуляция ускорить процесс понимания и обучения новому языку. Другая команда, базирующаяся во Флоридском университете, будет изучать, как стимуляция блуждающего нерва будет влиять на восприятие, способность к целенаправленной деятельности, принятие решений, а также пространственную навигацию у лабораторных грызунов. Команда из Университета штата Аризона займется изучением эффектов стимуляции тригеминального нерва и ее воздействия на зрительную, чувствительную и моторные функции добровольцев-военных, изучающих принципы разведки, наблюдения, стрелковой подготовки и принятие решений.

Следует отметить, что на рынке уже присутствуют продукты, предлагающие улучшение когнитивных, психологических и физических способностей. Однако уровень понимания того, как на самом деле работают эти продукты, крайне низок. По мнению многих ученых, эти продукты вовсе не работают. По крайней мере так, как нам обещают производители в своих рекламных кампаниях. Поэтому целью программы DARPA является более четкий разбор и исследование эффективности как имплантируемых, так и неинвазивных методов повышения способностей человека, а также проверка фактической работы доступных сейчас методов.

«Мы обладаем некоторыми знаниями о связях периферических нервов, однако практически ничего не знаем об эффектах, которые могут вызываться нейростимуляцией их функций», — говорит Вебер.

Если между нейростимуляцией и повышением эффективности в обучаемости будет обнаружена реальная связь, то следующей фазой данной программы станет разработка устройств, позволяющих повысить скорость обучения иностранных языков, эффективность анализа изображений, а также решения задач, связанных с пространственной навигацией.

«В общем плане аналогия между компьютером и мозгом, конечно, не верна», — говорит Майкл Килгард, ведущий исследователь команды Университета Техаса в Далласе, принимающей участие в этом проекте.

«Однако в мозге между точками «А» и точками «Б» действительно есть определенные связи. Когда вы обрезаете эти связи, вы теряете функцию. Суть в том, что эта «проводка мозга» может создавать новые соединения. А у нас есть технологии, позволяющие посмотреть и изучить эти соединения».

До недавнего времени работа Килгарда была связана с восстановлением поврежденных путей в мозге. В областях, изучающих глубокую стимуляцию мозга (речь идет об имплантатах), а также методы транскраниальной прямой стимуляции (изменение функций работы с помощью неинвазивных электрических стимуляций) достигнут определенный прогресс. Особенно в вопросах электрический стимуляции, использующейся для корректировки работы поврежденных нейроканалов мозга, скажем, для помощи в лечении различных психических заболеваний. Тот же Килгард добился весьма определенных успехов в лечении посттравматического синдрома с помощью направленной нейропластичной терапии.

«Мы хотим понять, как вылечить повреждение мозга и что нужно, чтобы перетянуть «провода» мозга. Ведь если можно восстановить утраченную функцию, то, может, и имеется возможность повысить эффективность работы этой функции, чтобы, например, быстрее изучать новые вещи?»

По мнению Килгарда, когда-нибудь (и желательно в ближайшем будущем) мы сможем разработать устройство стоимостью всего несколько сотен долларов, способное безболезненно и легко ускорить наши возможности в изучении новых языков. При нынешнем уровне финансирования Килгард надеется в течение 5 лет разработать рабочий прототип подобного устройства и отправить его на утверждение в FDA (американское «Управление по контролю за продуктами и лекарствами»).

К сожалению, какой-то более определенной конкретики на нынешнем этапе развития проекта пока нет. Более того, можно даже сказать, что вся идея пока что держится не более чем на обычных научных догадках. Сказать о том, будет ли это работать вообще, — пока невозможно.

«Мы используем самые современные инструменты для исследования молекулярных и клеточных процессов, вовлеченных в работу функций, о которых мы сегодня говорим. Но даже самые передовые инструменты имеют свои ограничения», — говорит Вебер.

С серьезными трудностями ученым придется столкнуться и в социальном аспекте. Велика вероятность, что подобные исследования DARPA будут рассматриваться некоторыми как попытка создать новую расу когнитивно-усовершенствованных суперсолдат. Правда в том, что агентство в настоящий момент ведет еще несколько других проектов по исследованию мозга. В частности, в разработке имеются проекты по имплантации в мозг цифровых чипов, позволяющих лечить психические заболевания, а также восстанавливать моторные функции и функции работы памяти у получивших увечья солдат.

На данный момент программа направлена на то, чтобы дать мозгу «легкое ускорение», повысив его эффективность и скорость при изучении новых навыков примерно на 30 процентов, по сравнению с обычными методами обучения. Но если учесть, что использование обычных аналептиков и антидепрессантов, таких как Риталин (в России запрещен) и Модафинил, находящихся в свободной продаже в США и часто использующихся студентами для концентрации внимания и борьбы с сонливостью, вызывает множество споров среди общественности, то что уж говорить о фактической модификации работы мозга. Всегда найдутся те, кто будет категорически против.

Как правило, противники подобных методов становятся на защиту естественной природы работы человеческого организма. Сторонники, в свою очередь, говорят, что поиск способов и методов улучшения работы естественных процессов функционирования человеческого организма является логическим шагом к эволюции. Поэтому исследование DARPA наверняка запустит целую серию новых дебатов на эту тему.

«Первые волнующие вопросы при открытии любой новой технологии чаще всего связаны с ее безопасностью, равной доступностью для всех, а также свободой выбора. Очень важно ответить на каждый из этих вопросов и успокоить общественность», — подытоживает Вебер.

DARPA ищет способ ускорения процесса обучаемости

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

33 комментария

  1. kot777

    Если учесть что еще в 1998 году был успешно проведен опыть на мышке где она с помощью мысли(и электродов в голове) о голоде открывала кормушку, то думаю уже есть намного более впечатляющие результаты . Но как правильно говорит ДАРПА что это больше вопрос общественного мнения .

    • Strike529

      Вот я тысячу раз видел как управлять самолетом (работаю техником), могу от и до рассказать по пунктам от взлёта до посадки. Но если меня посадить за штурвал, я не уверен, что далеко улечу, так как не было практики. Хотя всё знаю

  2. botan

    Вопрос не как заставить а как указать мозгу то что нужно. При изучении есть факторы. 1 да сонливость из-за не заинтересованности самого мозга или это на прямую зависит как быстро мозг создаёт соединения новые. 2 если мозг создаёт их быстро то он только усваивает это как на рамы в компе - за кинуть для обработки . 3 усвоение это применение на практике причём только той части которая по мнению вашего мозга или в момент заинтересованности была на "ура". Весь процесс должен быть на позитивных нотах это как сладость для малыша. Разогнать мозг (лучше вырождение не нашлось) можно всегда но негативный момент это Эко система и она тоже любит баланс. Если вам приходится от безвыходности действовать то обучение проходит более безболезненно и на отлично. Это моё понимание . (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • botan

      Если поменять до неузнаваемости внешние факторы взаимодействия звук,ощущения,внешние факторы то мозг будет заново обучаться но по его мнению основам из предыдущего опыта. Развитие мелкое но оно держит все накопленое (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  3. botan

    Есть обобщённое и есть точечное развитие . мышка забудет без обобщёния. Развития нет... (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  4. Transchelovek

    По сути, бОльшая часть образовательной системы в мире устарела. Для нормальной обучаемости необходимо использовать специфичные мнемотехники. Обучение - это процесс запоминания и закрепления. К примеру, я лично, без мнемотехники, мог запоминать 40 иностранных слов за вечер, а с ней 145(из200) с первого раза, без повторений, причём мозги не устают в отличие от первого варианта. Аналогичными способами с помощью тренировок можно запоминать и учебный материал, развить внимание. Я не знаю, как обстоят дела с обучением в мире, но в нашей с стране, как и в странах СНГ(если после развала СССР ничего не изменилось) образовательная система ужасна, бессистемна, линейное преподнесении информации очень сложное для усвоения. В связи с уровнем коррупции в мире, легче пойти по пути, предложенному DARPA, чем модернизировать всю образовательную систему, переобучая всех учителей, это будет перешагивание через ступень эволюции образования. Может, оно и к лучшему.

  5. ElkTheSenior

    "Как правило, противники подобных методов становятся на защиту естественной природы работы человеческого организма."

    Именно. И я из их числа...

    Любая модификация должна быть официально учтена, для того, чтобы та была прозрачной для остальных существ, во избежания общественных депрессий. Эдакая, - оборотная сторона групп инвалидности.

    "Сторонники, в свою очередь, говорят, что поиск способов и методов улучшения работы естественных процессов функционирования человеческого организма является логическим шагом к эволюции."

    В таком случае, - им придётся выдумать себе новое определение, тесно связанное с "человеческим" (Homo, какой-то там ещё), иначе это даже не признак отличия в менталитете, а нечто большее, с чем нельзя легко смериться, с точки зрения объективизма.

    Это очень скользкая тропа, способная привести не только к серьёзным разногласиям между определёнными слоями населения, но и вполне возможно, даже к военным конфликтам, в том случае, если подобные модификации выйдут из под официального контроля, как в своё время, произошло с синтетическими препаратами наркотического содержания.

    • agnostik

      Умные модификации не допустят войны с приматами !

      • ElkTheSenior

        То есть, войны с вами... Я полагаю, что вы пока ещё не были подвержены модификациям, со стороны тех самых, "приматов", о которых вы пишите, имея ввиду себе подобных.

        Человек, в совокупности своей, является полноценным явлением, как и все остальные биологические сущности, в том числе и приматы.

        Сознание глобально и едино для всего материального. Оно немодифицируемо... Оно присутствует во всём, во всех вещах, или, если угодно, - во всех "вещах в себе", где множественное иллюзорно.

        Уровнем выше, - Уровнем ниже. Это ничего не меняет, за одним единственным исключением:

        Материя изменчива, а проблемы осознания таковой всегда одни и те-же, кем бы вы ни были: Амёбой, Машиной, или же просто куском... Фанеры.

        • Lila

          В основном согласна, но вопрос не межвидовом расизме. Мы одновременно: и животное(и примат), и человек(зараженное паразитом разумна или нет, мудрое или буйное...). Какую социальную эволюцию мы проходим определяют внешние условия и возможности организма, подготовка,.. цели. Шовинизм создает условия для разного уровня социальной эволюции, эксплуатации и специализации, насильственно сдерживая развитие, нивелируя возможности, превращая человека в инструмент. И надеяться, что дарпа отбросит тысячелетия расизма, шовинизма, наследие национал дарвинизма и евгеники... (ну, как же такое может произойти?! еще такого катаклизма не произошло.) наивно.
          И будут исследоваться инструменты искорежить человеческий универсализм в сторону более "эффективной" специализации...
          https://youtu.be/L_fgTfb5Avw

  6. KoC2

    Хорошо обучение идет при помощи 3D эффекта ,я про 3д кинотеатры и прочее ,этот эффект дает хорошую усвояемость визуальной информации !

    • KoC2

      Думаю можно создать условие обучения таким образом , и будет много положительного эффекта !

      • pepel

        Ты смешной :)))) до сих пор в кубики играешь или математику с арифметикой и письмом тоже выучил? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  7. botan

    По итогу важно донести а как это сделать лучше . Стандартная модель проверена но когда меняется модель гос. то население тоже. Предложенная модель выше для меня ближе нежели стандартная но по старинке ищу дп. материал для себя и как правило увеличиваю кругозор. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  8. romale

    Все что реально ускоряет мозг - запрещено. Ускорение химическим путем дает преимущество на краткосрочном отрезке - но в долгосрочной перспективе , как правило сопровождается умственными отклонениями, перегрузом и деградацией...электростимуляция думаю также...Ускорить работу мозга можно только ежедневными тренировками и с согласия подсознания...Либо надо полностью менять окружающую среду и желательно ежедневно (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  9. ADAM

    Если DARPA сможет найти методы ускорения обучения, она совершит революцию, потому что с ускорением обучения фактически продливается жизнь человека, человек тратит 25 лет на обучение и потом всю жизнь доучивается, поэтому ускорение позволит отдельному человеку за тот же срок изучить в разы больше. Количество ученных возрастет и это ускорит общий прогресс науки и техники при условии, что данный способ будет доступен всем людям.Двумя руками и ногами поддерживаю инициативу DARPA, вообще любые инициативы связанные с увеличением силы интеллекта,исследования мозга,ускорения должны быть самими приоритетными от понимания мозга зависит почти все что связанно с жизнью человека.Все беды от глупости избавление от глупости избавления от бед.

    • amd212

      Учёба и работа - это половина нашей жизни. Есть смысл и дело. Убери эти две важные составляющие и останутся жратва, сон и секс - рутина и скучные обязанности.

      • romkaisland

        Главное это духовная работа, в первую очередь надо разобраться что это за мир и что с нами случилось... (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • amd212

          Звучит как словоблудие. Мы живём в материальном мире, в социуме, рождённые им, служащие ему и помрём в нём. Копаться в своём личном драгоценном неповторимом ЭГО можно конечно этак лет в 12-15, но я бы процесс этот как раз и охарактеризовал как "годы на ветер". :-)

          • romkaisland

            Все гораздо сложнее и одновременно проще, стоит лишь немного усомнится в правильности этого мира и начать искать ответы... но кроличья нора глубока. Директор ФБР Эдгар Гувер сказал:
            "Человек становится инвалидом, придя лицом к лицу с заговором настолько чудовищным, что он даже не может поверить, что он существует". (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • amd212

              Стоит-ли слушать то что говорят социофобы?

              Джон принял решение никогда не жениться и до конца жизни своей матери жить вместе с ней. Мать скончалась через 17 лет, однако Гувер и после этого так и остался холостяком. Он был твердо уверен, что главным препятствием в карьере для мужчины является женщина. В последние 44 года жизни единственным близким другом Джона был Клайд Толсон.
              В 1972 году умер Гувер Джон Эдгар, американский государственный деятель. Только после его кончины страна смогла вздохнуть с облегчением. Известно, что Никсон даже сопроводил его в последний путь ругательством.
              Эдгар Гувер через неделю после того, как началась Корейская война, представил план Трумэну, согласно которому следовало задержать до 12 тыс. граждан США, нелояльных к режиму.
              http://fb.ru/article/217896/direktor-federalnogo-byuro-rassledovaniy-edgar-guver-biografiya-lichnaya-jizn-foto

          • Lila

            А зачем Вы учили русский язык, зачем развивали мелкую моторику... если только для того, чтобы не быть пожранным хищником?! зря, нет субъекта, нет проблемы.

            Вы говорите, что развитие навыков и самокопание - словоблудие, нет словоблудие - это ваша программа. Мы проходим(должны социуму) этапы становления я, адаптации в семье, в малых коллективах, формирование навыков, появлении разума, гормонального безумия, полового, столкновения с социумом, и специализация, этапы на формирование социума и трансформацию его под себя...
            на словоблудие ни у кого нет времени, это этап осознания проблем, диалога и решения, что не возможно в полной тишине, т.к. не есть часть локального и собственных фантазий, а как Вы правильно заметили социума.

            • amd212

              "развитие навыков - словоблудие" я так сказал? Где? :-)
              Язык и моторика это не мы, это - природа. Все кто к двум годам не смогли освоить язык и моторику не выжили и не дали потомства. Его Величество - Естественный Отбор.
              Не мы формируем социум, а социум формирует нас. Когда нам исполняется 15, социум твёрдо базируется на зрелых, опытных, мудрых индивидуумах. Не вписались - не женились, не дали потомства.
              Дальше хуже: магов, волшебства, богов, фей, астрала, шамбалы, чакр - всего этого нет. Мы есть физика и химия, небольшая часть таблицы Менделеева. Когда умирает в нас наш последний сперматозоид / яйцеклетка, физически мы ещё живы, но влияния на общество оказать не в состоянии. Всё наше суть и предназначение в святом продолжении рода. :-)

      • pepel

        В точку. Удовольствие от процесса, а так вух и на конвеер. Дебилы просто не понимают последствий (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  10. uran

    Придётся делать полный апгрейд человека, чтобы ИИ его не обогнал (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  11. romkaisland

    Надо свои внутренние резервы раскрывать работой над собой, а не трансгуманизмом извращатся (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  12. kot777

    Когда видел на ютубе ролик там выступал супер мировой психолог) и вообщем рассказывал про развитие личности и тд что да можно много чего и там поменять в человеке в его жизни и сам он преподает подобные курсы знает кучу техник и тому подобное . Но признался что в целом люди уже выбрали иной путь развития всех подключат к компьютерному разуму , то есть по сути да можно было и своими силами но по факту никто ничего не хочет развивать там в себе , а мир должен двигаться дальше и поэтому компьютерный разум нас всех ждет!) сказал ничего страшного можно итак все будут сидет и получать кучу впечатлений эмоций не вставая со стула.
    Просто если вы надеятесь что чип вам заменит мозги и вам ничего не надо будет делать то это не так, нужно будет и дальше прилагать усилия развиваться просто использую другие инструменты для этого и конечно надеемся с значительно большей отдачей и скоростью и комфортом .

  13. ponchic

    Зачем развивать мозг когда можно занятся изучением души для быстрого (100-5000лет) на новый эволюционный уровень?

    • gazon

      Душа-сугубо эзотерическое понятие,а модернизация мозга реальная вещь.

  14. romkaisland

    Душу спокойно фиксируют спец электро приборы в момент смерти, душа это электро информационный заряд (отправлено из приложения Hi-News.ru)

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.