Марс 2020: NASA готовит преемника «Кьюриосити»

Пока марсианские роверы «Кьюриосити» и «Оппортьюнити» продолжают исследование Красной планеты, здесь на Земле ученые из NASA разрабатывают план следующей миссии на Марс. В этот вторник космическое агентство выступило со 154-страничным докладом «Марс 2020», подготовленным экспертами из Science Definition Team. Сутью доклада являлось описание задач и решений, связанных с разработкой нового марсианского ровера, который отправится на Красную планету в 2020 году. Основной целью марсохода будет поиск зон, где могла бы существовать жизнь, и возвращение потенциальных доказательств обратно на Землю.

mars-2020-report

Доклад, подготовленный командой из 19-ти ученых и инженеров, был готов еще в январе этого года. В нем описываются основные аспекты миссии по засылке нового ровера на Марс, которая по планам может состояться к концу этого десятилетия, а также некоторые вопросы, связанные с возможной пилотируемой миссией к Красной планете где-то в 2030-х годах. По содержащейся в этом докладе информации становится ясно, что ученые хотят создать новый ровер, который впитает в себя лучшие черты предыдущих марсианских исследовательских станций «Кьюриосити», «Оппортьюнити» и «Спирит», чьи совокупные данные помогли ученым убедиться в том, что давным-давно на Марсе все-таки была вода.

«Задачей проекта «Марс 2020» не является обязательное обнаружение доказательств того, что на Марсе когда-то существовала жизнь», — говорит Джек Мустард, глава исследовательской команды Science Definition Team и профессор геологии из Брауновского университета.

«Тем не менее, недавние находки «Кьюриосити» невольно наталкивают на мысль о том, что жизнь на древнем Марсе все же могла существовать. Поэтому, несмотря на всю сложность этой задачи, мы должны хотя бы попытаться найти ее признаки. Неважно к чему мы в конечном счете придем, будущая работа позволит нам лучше понять обстоятельства существования ранних форм жизни на Земле и возможно даже прольет свет на возможность существования внеземной жизни».

Текущей задачей умов из NASA является выбор окончательного решения вопроса посадки нового ровера на планету. Ученые считают, что для этого вполне подойдет тот же способ, благодаря которому на Марс приземлился «Кьюриосити». Его успешная посадка в прошлом, позволит в будущем существенно сэкономить средства и время на разработку новой посадочной системы для следующего марсохода.

Оказавшись на Красной планете, марсоход отправится в те зоны и области, где по мнению ученых могла бы когда-то существовать жизнь: высохшие русла рек или другие образованные за счет воды зоны — отлично подойдут на эту роль. Добравшись до места, ровер будет проводить визуальный, минералогический и химический анализы, которые позволят составить общую геологическую картину области, в которой он находится и, возможно, даже найти следы биологических признаков. Собрав 31 образец грунта и породы, ровер их законсервирует до момента возвращения на Землю и последующего анализа.

mars-2020-report-5

Прототип контейнера для хранения образцов в рамках миссии «Марс 2020»

Доклад «Марс 2020» помог ученым определить и решить вопросы о том, как собирать, складировать и анализировать полученные образцы. Ключевой задачей доклада было не выяснение способов доставки этих образцов обратно на Землю. Но ученые объяснили, что такая возможность была бы крайне полезной, так как в этом случае марсоходу не пришлось бы постоянно тратить свое время и ресурсы на их обработку, что существенно увеличило бы его жизненный цикл и время миссии в целом.

mars-2020-report-0

Основные шаги в исследовании: «поиск потенциальной зоны исследования», «поиск биологических признаков», «анализ и доказательство наличия биологических признаков», «возвращение полученных образцов на Землю»

Со слов NASA, полученная информация поможет ученым более удачно подбирать варианты ответов и решений, связанных с будущей пилотируемой миссией. Например, за счет определения опасных участков на планете, вроде чрезмерного скопления марсианской пыли, ученые смогут выбрать более подходящий тип топлива и защиты двигателей для марсианского аппарата.

«Миссия «Марс 2020» откроет перед нами удивительные возможности, которые помогут ответить на вопросы о существовании жизни внутри нашей солнечной системы», — говорит Джим Грин, директор отдела Planetary Science Division в Вашингтоне.

«Данная миссия является важным шагом для создания системы сбора образцов, их исследования и дальнейшей разработки стратегии по их возврату на Землю».