Давно вымершие виды ставят в очередь на воскрешение

Илья Хель

Возвращение вымерших видов к жизни больше не является научной фантастикой, даже если технологии не совсем готовы к этому. По большей части шумиха на эту тему была поднята возобновлением постоянных попыток по возвращению на Землю шерстистых мамонтов. И не только. Не так давно гарвардский генетик Джордж Черч заявил, что его команда через два года сможет представить гибридный эмбрион. Генетически созданным будет азиатский слон, и некоторые черты мамонта будут переданы этому новому виду.

Давно вымершие виды ставят в очередь на воскрешение. Вымершие животные всегда были интересны людям. Фото.

Вымершие животные всегда были интересны людям.

Идея вернуть на нашу планету вымерших по нашей и не только вине далеко не нова. Первая попытка вернуть потерянный вид дикого горного козла букардо была предпринята в 2003 году, через три года после исчезновения этого вида. Клонированный эмбрион букардо (пиренейский козерог) был выращен в лаборатории и затем введен в чрево козы, чтобы она его выносила. Прожить ему удалось всего несколько минут из-за дефекта легких.

Попытки возродить шерстистого мамонта — или его генетически модифицированную версию — предпринимались еще чаще.

Японские ученые пытались клонировать шерстистого мамонта более 15 лет. Им до сих пор не удалось это сделать. Ученые вроде Черча считают, что необходимо создать гибрид, а не идеальный клон, используя метод редактирования генов под названием CRISPR/Cas9.

Правильный инструмент для работы

CRISPR/Cas9 позволяет редактировать геном любого живого организма. Он получил известность в 2012 году и стал рекламироваться как возможное средство от рака и ряда генетических заболеваний, среди прочих изумительных применений. В основе этой техники лежал механизм защиты бактерий от вирусов.

Все самые свежие новости из мира высоких технологий вы также можете найти в Google News.

Фактически инструмент редактирования гена позволяет ученым переписывать «историю» генетического состава организма. Его простота и точность в разрезании и склеивании генетического материала делает его чрезвычайно универсальным, позволяя заменять небольшие фрагменты ДНК.

С 2015 года ученые под руководством Черча внесли 45 «исправлений» в геном азиатского слона. По большей части их интересовали характеристики шерстистого мамонта — такие как подкожный жир и длинная шерсть — которые сделали их особенно хорошо приспособленными к холоду, прежде чем они окончательно вымерли около 4000 лет назад.

Вам будет интересно: В поисках противоядия от CRISPR: можно ли обращать изменения в генах?

Нужен правильный генетический материал

Оказалось, что не всякая ДНК шерстистых мамонтов подойдет для воскрешения вида. В исследовании, опубликованном в этом месяце в PLOS Genetics, говорится, что незадолго до вымирания одна из последних групп шерстистых мамонтов пережила «генетический кризис», в результате чего в ее геноме проявилось множество неприятных генетических мутаций.

В рамках исследования сравнивали геном материкового шерстистого мамонта, жившего 45 000 лет назад, когда животных был много, с геномом мамонта на изолированном острове в Северном Ледовитом океане, где порядка 4300 лет назад жило около 300 животных. Согласно данным работы, небольшая островная популяция потеряла множество обонятельных рецепторов, а также белки мочи, которые могут влиять на социальный статус и выбор партнера.

Заходите в наш специальный Telegram-чат. Там всегда есть с кем обсудить новости из мира высоких технологий.

По данным исследователей, эта работа дает ценную информацию о том, что происходит генетически с популяцией, когда она снижается.

«Мы полагаем, что геномы, затронутые геномным кризисом, приведут к длительным последствиям, которые будут препятствовать восстановлению популяции, пишут исследователи. Другими словами, усилия по сохранению малых и изолированных популяций могут быть недостаточными, запоздалыми из-за вредных мутаций. Авторы также говорят, что заинтересованные в «воскрешении» животных должны ожидать, что геномы некоторых мамонтов могут быть с негативными, иногда ужасными мутациями.

Нужен правильный генетический материал. Такие животные тоже когда-то ходили по нашей планете. Фото.

Такие животные тоже когда-то ходили по нашей планете.

Усилия по реанимации, которые прикладывает Черч и другие ученые, базируются на ДНК, извлеченной из гигантских волосяных шаров, найденных замороженными в Сибири. Считается, что эти материковые виды вымерли около 10 000 лет назад из-за потепления климата и деятельности человека.

Воскрешение и цена сохранения

Биоэтики могут долго спорить на тему этических последствий реанимации вымерших видов. Новое исследование, опубликованное в Nature Ecology and Evolution, может поддержать аргумент против. В своей работе ученые утверждают, что попытки воскресить мамонтов могут привести к дальнейшей потере биоразнообразия, поскольку стоимость реанимации мертвых видов куда выше, чем попытка сохранить существующий.

Вам будет интересно: Ученые возобновили активность клеток древнего мамонта

Ученые подсчитали, что для каждого вымершего вида, который может быть возрожден в Новой Зеландии, такие усилия приведут к жертвованию спасением целых трех существующих или живых видов. Это соотношение еще хуже в Новом Южном Уэльсе и Австралии, где ресурсы, необходимые для возвращения пяти исчезнувших видов, можно было бы использовать для сохранения 42 ныне живущих.

«Учитывая значительный потенциал упущенных возможностей и риски, связанные с тем, что возрожденный вид может заполнить свою нишу в экосистеме, едва ли процедуру воскрешения можно оправдать текущим сохранением биоразнообразия», говорит Хью Поссингем, профессор Университета Квинсленда.

«Реанимация может быть полезной для воодушевления новой науки и для сохранения, если мы убедимся, что она не сократит ресурсы, которые отпускаются на сохранение имеющейся природы», добавляет он. «Однако, в общем, будет лучше, если мы сосредоточимся на многих видах, которые нуждаются в нашей помощи сейчас».

Очередь на воскрешение

Шерстистый мамонт — не единственный кандидат на возвращение.

Группа под названием Revise and Restore ведет работу над несколькими проектами по ликвидации последствий исчезновения, а также инициативами по спасению исчезающих видов. Ее флагманский проект — восстановление странствующего голубя, который вымер в начале 20-го века вследствие неуемной охоты и разрушения среды обитания силами людей.

Очередь на воскрешение. Хотели бы вживую посмотреть на этого красавца? Фото.

Хотели бы вживую посмотреть на этого красавца?

Группа разработала контрольный список критериев для определения того, будет ли вид хорошим кандидатом на возвращение. Критерии подразделяются примерно на три категории: возможно ли воскрешение вида с научной точки зрения вообще? Сможет ли возрожденный вид выживать и процветать в дикой природе? Каковы преимущества возвращения вида к жизни?

В случае странствующего голубя, цель состоит в восстановлении циклов регенерации в лесах Восточной Америки, чтобы сделать их более разнообразными и продуктивными. Восстановление леса требует периодических нарушений, таких как лесные пожары. Исторически странствующие голуби были главным игроком в беспорядках природных лесов.

«Восстановив экологическую роль странствующих голубей, мы можем естественным образом восстановить и увековечить циклы лесовосстановления», говорится в заявлении группы.

Среди других кандидатов на воскрешение — букардо, тилацин (сумчатый волк), лягушки-реобатрахусы, пещерный лев, атлантический серый кит и, конечно, шерстистый мамонт.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.

Похоже, просто ответа на вопрос, какие виды стоит вернуть из мертвых, нет. Мир теплеет, места обитания исчезают, среда становится грязнее, а кризис биоразнообразия углубляется. Возвращение видов к жизни, несмотря на сложность этой задачи, могла бы помочь нам восстановить больные экосистемы.