Создан робот для обучения детей-аутистов социальным навыкам

Научные сотрудники американского Университета Вандербильта недавно показали нового гуманоидного робота, которого они прозвали «Расселом» (Russell). Основной задачей этого робота является обучение детей, страдающих аутизмом. В «Расселе» сочетаются не только одни из последних наработок робототехники, но и включен обширный багаж последних научных данных, тем или иным образом связанных с этим нарушением нервной системы.

High-Tech

«Рассел» отлично подходит для развития и тренировки социальных навыков у детей-аутистов, что обычно дается им с трудом. В то же время, робот постоянно следит за их ответами и реакцией и определяет — успешен ли этот подход для общения. Разработкой робота занимались компьютерный инженер Университета Вандербильта Ниланджан Саркар и психолог Захари Уоррен, при поддержке Национального научного фонда США (NSF). Ученые говорят, что на эту работу их вдохновило одно очень интересное наблюдение — детям-аутистам очень нравятся различные технологии и роботы.

Двумя самыми распространенными симптомами аутизма являются ранние нарушения, связанные с социальными навыками и социальным общением. Страдающие аутизмом неспособны правильным образом реагировать на различные ситуации, реже улыбаются, практически не обращают внимание на других людей и реже откликаются на собственное имя.

Саркар говорит, что люди, страдающие расстройствами аутистического характера, способны понимать намного лучше окружающий их физический мир, чем социальный. «Рассел» в свою очередь был разработан таким образом, чтобы как раз можно было совместить тренировки социальных навыков при взаимодействии с физическим миром.

«Новый робот-гуманоид направлен на развитие у детей навыков подражания, что является очень важным аспектом в обучении», — объясняет Саркар, тут же добавляя, что робот имеет некоторые схожие с человеческими черты, хотя они, разумеется, не такие сложные и развитые. И сделано это специально для того, чтобы несильно загружать и в непринужденной форме концентрировать внимание ребенка. Ведь если ребенок потеряет концентрацию, то робот скорее всего не сможет вернуть их внимание и потерпит неудачу в обучении их социальным навыкам.

«Рассел» способен наблюдать за поведением ребенка благодаря встроенным в голову камерам. Дополнительную информацию робот собирает с помощью встроенных датчиков движения.

«Инженеры в настоящий момент рассматривают новые варианты дизайна, которые позволят роботу еще легче взаимодействовать и работать с людьми. Успех таких робо-друзей будет зависеть от интеллекта машины, который позволит ему самостоятельно подстраиваться под каждую конкретную ситуацию», — говорит Тед Конвей, программный директор из NSF, занимающейся спонсированием этого проекта.