Ответить на парадокс Ферми может сама жизнь

Илья Хель

«Вселенная, вероятно, полна потенциально обитаемых планет, поэтому многие ученые считают, что должны быть и инопланетяне, множество их, — говорит Адитья Чопра из Австралийского национального университета. — Ранняя жизнь хрупкая, поэтому мы полагаем, что она редко развивается достаточно быстро, чтобы выжить. Большинство ранних планетарных сред нестабильны. Чтобы создать обитаемую планету, жизнеформам нужно регулировать парниковые газы, воду и углекислый газ, чтобы поддерживать температуру поверхности на уровне. Загадка того, почему мы до сих пор не получили никаких сигналов от инопланетян, может в меньшей степени быть связана с происхождением жизни или интеллекта, и в большей — с редкостью появления биологического регулирования циклов обратной связи на поверхности планеты».

Космос

Жизнь на других планетах может быть короткой и вымирать очень быстро, считают астробиологи Австралийского национального университета. В исследовании, направленном на понимание того, как могла развиваться жизнь, ученые осознали, что новая жизнь, скорее всего, будет вымирать из-за нарастающего потепления или остывания своей формирующейся планеты.

В 1950 году, за обедом, Энрико Ферми сделал, казалось бы, безобидное замечание, которое сегодня волнует каждого ученого, занимающегося поисками внеземной жизни. Тогда Ферми обсуждал возможность того, что галактику населяет множество сложных обществ. Логично было бы предположить, что у нас должна быть большая космическая компания. Но ведь если бы инопланетных цивилизаций было много, они должны были уже расселиться по галактике.

Ферми понял, что любая цивилизация со скромным арсеналом ракетных технологий и нескромными имперскими замашками может быстро колонизировать всю галактику. Всего за десять миллионов лет каждая звездная система будет поставлена под крыло империи. Десять миллионов лет могут показаться долгими, но это мгновение по сравнению с возрастом галактики, которой десять тысяч миллионов лет. Колонизация Млечного Пути должна пройти быстро.

Итак, Ферми сразу понял, что у инопланетян было достаточно времени, чтобы наводнить галактику. Но глядя вокруг, он не видел ни одного четкого свидетельства такого положения дел. И поэтому задал более чем очевидный вопрос: «Где все?».

Возможным решением парадокса Ферми, говорят исследователи ANU, может быть практически вселенское раннее вымирание, которое они назвали «узким горлышком Гейи». «Модель узкого горлышка Гейи подразумевает, например, что подавляющее большинство окаменелостей во Вселенной будет представлено угасшей микробной жизнью, а не многоклеточными видами, такими как динозавры или гуманоиды, которым нужны миллиарды лет на развитие», говорит соавтор работы Чарли Лайнвивер.

Четыре миллиарда лет назад Земля, Венера и Марс могли быть вполне обитаемы. Но через миллиарды лет после образования Венера превратилась в теплицу, а Марс — в морозильную камеру. Четыре с половиной миллиарда лет назад на Марсе могло быть достаточно воды, чтобы покрыть всю его поверхность слоем в 140 метров глубиной, но более вероятно, что вода наполнила гигантский океан, занимающий половину северного полушария планеты, глубиной до 1600 метров в некоторых местах.

Возможно, на Венере и Марсе была ранняя микробная жизнь, которая не смогла устоять перед меняющимися условиями окружающей среды, говорит Лайнвивер. Ведь жизнь на Земле могла сыграть ведущую роль в стабилизации климата планеты. Еще один факт в пользу того, что нам стоит искать ископаемых микробов, а не живой внеземной разум.