Как доказать, что мы живем не в компьютерной симуляции?

Илья Хель

Представьте, что именно в этот момент, прямо сейчас, вы не тот, кем себя считаете. Вы предмет научных экспериментов, которые проводит некий злой гений. Ваш мозг отделили от тела и поддерживают в живом состоянии в банке с питательными веществами, которая стоит на столе в лаборатории. Нервные окончания вашего мозга подключены к суперкомпьютеру, который кормит и поит вас ощущениями повседневной жизни. Поэтому вы думаете, что живете обычной жизнью.

Мозг-в-чане

Существуете ли вы? И вы ли это? И что с миром, который существует вокруг вас (или в вашей иллюзии)?

Звучит ужасно. Но можете ли вы заключить с абсолютной уверенностью, что это не так? Смотрите, вы уже начинаете сомневаться. Как доказать, что ты не мозг в чане?

Демоны-обманщики

Философ Хилари Патнэм предложил эту версию мозга-в-чане в качестве мысленного эксперимента в 1971 году. Но на самом деле он уходит корнями в идею французского философа Рене Декарта, который подумал о злом гении еще в 1641 году.

Такие мысленные эксперименты могут пугать — и должны пугать — но все же служат полезной цели. Философы обращаются к ним, чтобы выяснить, каким убеждениям можно доверять и, как следствие, какие знания о мире вокруг нас и о самих себе стоит собирать.

Декарт думал, что лучший способ сделать это — начать сомневаться во всем (de omnibus dubitandum) и на основе этих сомнений строить систему знаний. Используя такой скептический подход, он заявил, что лишь ядро абсолютной уверенности послужит надежной основой для знаний. Он сказал, что в погоне за правдой человек должен хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах.

Декарт считал, что такой философский подход доступен каждому. В одной из своих работ он описывает сцену, где сидит перед камином в своем доме, покуривая трубку. И спрашивает, можно ли верить тому, что в его руке трубка, а на ногах тапочки. Чувства уже подводили его в прошлом, а раз подводили раньше, то им нельзя доверять. Следовательно, нет никакой уверенности в том, что его чувства надежны.

Вниз по кроличьей норе

Именно от Декарта мы получили классические скептические вопросы, столь излюбленные философами, например: как можно быть уверенным в том, что прямо сейчас мы не спим, а бодрствуем?

Чтобы бросить вызов нашим вымышленным знаниям, Декарт вообразил существование всемогущего злого демона, который обманывает нас, заставляя думать, что мы живем своей жизнью, тогда как реальность сильно отличается от всего, что мы знаем.

Мысленный эксперимент мозга-в-чане и проблема скептицизма часто используется в популярной культуре. Взять хотя бы «Матрицу» или «Начало». Просматривая экранизированную версию мысленного эксперимента, зритель может погрузиться в вымышленный мир и получить хорошее представление о философских идеях.

Например, во время просмотра «Матрицы» мы узнаем, что главный герой Нео открывает для себя, что его мир — компьютерная симуляция, а его тело на самом деле болтается в чане с поддерживающей жизнь жидкостью. К счастью, Декарт протягивает нам спасительную соломинку.

Хотя мы не можем быть абсолютно уверены в том, что мир именно таков, каким кажется, мы можем быть уверены в том, что существуем. Потому что каждый раз, когда мы сомневаемся, должно быть некое «Я», которое сомневается. В результате размышления Декарта приводят к знаменитому выражению: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).

Возможно, вы действительно мозг-в-чане, а мир вокруг вас — компьютерная симуляция. Но вы существуете, а значит, остальное не имеет значения. До тех пор, пока мир будет казаться нам настоящим, он будет истинным.