Обзор наушников ZMF Omni — полузакрытый флагман компании

Почти два года прошло с тех пор, как я описывал замечательные модификации наушников Fostex T50RP от Зака Мербаха. Наушники у него получились просто отличные, но он не остановился на достигнутом и оснастил свои модификации деревянными чашками, выпустив последовательно ZMF Vibro и люксовый вариант Blackwood, а потом и новый полуоткрытый флагман ZMF Omni. Именно о последнем и пойдет сегодня речь.

1 Main Pic

Отдельной истории заслуживает то, как эти наушники добирались ко мне. Изначально Зак отправил мне на обзор ZMF Vibro, первую модель с деревянными чашками, но их украли где-то в пути. По версии украинской почты, коробка была получена поврежденной и без содержимого, по версии USPS — «на их стороне» все было нормально. Зак очень любезно согласился выслать мне еще одну пару по цене материалов, попутно проапгрейдив ее до версии Blackwood, появившейся за время почтовых разборок. Эта модель была отправлена DHL, но ее развернули на таможне, дико завысив цену на наушники и потребовав несуразную сумму в качестве пошлины. Тем временем в ZMF не сидели сложа руки и разработали полуоткрытый флагман Omni. С третьей попытки ко мне отправился именно он. На этот раз наушники были отправлены в Канаду, оттуда знакомые привезли их в Украину, а уже оттуда они отправились уже ко мне в Черногорию. На этот раз вояж оказался успешным, и я вторую неделю наслаждаюсь этой моделью.

2 Overview

Как и раньше, в основе наушников лежат легендарные уже Fostex T50RP, от которых, правда, остается не так много. В дело идут оголовье, направляющие и драйвера, подвергаясь, правда, значительной переработке. Зак изменяет что-то в самих излучателях, производит замену пластиковых чашек на деревянные с другим демпфированием, красит направляющие по желанию заказчика, а также обшивает оголовье мягкой кожей. К этому добавляются удобные глубокие амбушюры и качественный кабель. Чашки, кстати, были разработаны совместно с Люком Пигетти из Vibro Labs.

Наушники предлагают достаточно широкие возможности по кастомизации, Зак старается учитывать все пожелания заказчиков, насколько это возможно. С учетом того количества ручной работы, которого требует изготовление одной пары наушников, цена ZMF Omni не могла быть маленькой, но она не стала и запредельной, как это сейчас модно у многих производителей. Купить их можно прямо на официальном сайте за 900 долларов, твердый пластиковый кейс для переноски добавит к стоимости еще 40.

Технические характеристики

  • Акустическое оформление: полузакрытые
  • Диапазон частот: 15 Гц – 35 КГц
  • Максимальная мощность: 3000 мВт
  • Импеданс: 50Ω
  • Чувствительность: 98 дБ/мВт
  • Вес: 450—600 г (зависит от дерева чашек)
  • Кабель: симметричный, сменный

3 With Certificate

Упаковка и комплект поставки

По умолчанию наушники поставляются в простой почтовой коробке, тщательно упакованные в классную пленку с большими пупырышками, хотя я советую все-таки раскошелиться на пластиковый бокс, он очень удобный и практичный, а топовые наушники стоит все-таки оберегать от внешних воздействий и возможных повреждений.

4 Cable

Помимо самих наушников, в комплект входят две пары амбушюр (при покупке вы можете выбрать два варианта из трех, доступны модели из овечьей и коровьей кожи, а также из протеинового кожзама), сертификат подлинности и кабель. Стоит отметить, что две пары амбушюрок из натуральных материалов — достаточно большая роскошь, я навскидку не припоминаю ни одного производителя, предлагающего такое в комплекте. Про влияние амбушюр на звук я расскажу ниже.

Дизайн и комфорт ношения

Конечно, во внешнем виде наушников угадываются некоторые элементы T50RP, это относится, например, к оголовью и направляющим. Стоковое оголовье Fostex не сильно удобно, поскольку голая резина вещь не очень комфортная, поэтому в ZMF на выбор предлагают две опции (входят в стоимость наушников): pilot pad и leather band. Pilot pad — это такая мягкая подушка на оголовье, leather band — закрепленная под оголовьем широкая полоса кожи, также повышающая комфорт ношения. Две предыдущие пары наушников ZMF, побывавшие у меня в руках позволили попробовать оба варианта, и, если честно, не вижу ни одной причины не выбрать Pilot Pad, который является опцией по умолчанию.

5 Spare Earpads

Одним из плюсов данных наушников является возможность их кастомизации под свои вкусы. Вы можете выбрать цвет направляющих, материал дерева чашек, материал амбушюр, варианты разъема на кабеле и даже дизайн «монетки» с логотипом компании (она может быть выпуклой или вдавленной). Зак очень легко идет на контакт и делает все, что в его силах, чтобы удовлетворить покупателей.

Чашки могут быть выполнены из одного из трех вариантов древесины: черного дерева, ореха и вишни. Помимо радикально отличающегося внешнего вида, разные виды дерева обеспечивают и разный звук. Про это я напишу ниже. Сами чашки используют очень удобное крепление от Fostex, которое позволяет им легко двигаться вокруг двух осей, обеспечивая оптимальную посадку.

Запас регулировки по размеру у наушников очень большой, ход направляющих имеет хороший запас. Тугость их движения можно подрегулировать с помощью винта на внутренней стороне оголовья.

6 Coin

Данные наушники сделаны в полуоткрытом акустическом оформлении, то есть их чаши имеют небольшие отверстия для циркуляции воздуха, но внутри используется демпфирование, поэтому звукоизоляция в обоих направлениях очень и очень неплохая.

Несмотря на массивные деревянные чашки, наушники относительно легкие. Стоит учитывать то, что разные сорта дерева имеют разную плотность и, как следствие, разный вес. Самые легкие — вишневые, самые тяжелые, естественно, черное дерево. В любом случае грамотно сшитое оголовье правильно распределяет вес, и поэтому наушники можно очень долго носить без ощущения дискомфорта.

Провод у данной модели, естественно, сменный, используются 4-пиновые Mini-XLR разъемы, такие же, как у Audeze. Комплектный кабель очень добротный, он сделан из пары двухжильных проводов, идущих по отдельности на всем своем протяжении до штекера. Это обеспечивает минимальные наводки и максимальное разделение каналов.

7 Bottom View

Что касается внешнего вида «в целом» — ZMF Omni производят невероятное впечатление, их дизайн, уровень сборки, внимание к деталям достойны флагманских моделей ведущих производителей. Чашки с их сложной конструкцией и текстурой дерева выглядят как произведение искусства. Отдельно радует то, что чашки в варианте из вишни и ореха не стали полировать до блеска и использовать глянцевый лак, во-первых, наушники так собирают меньше отпечатков пальцев, а во-вторых, такой вариант доводки приятней на ощупь. Чашки из черного дерева используют лакировку, и если вам по какой-то причине хочется лака в вишневом или ореховом исполнении — достаточно написать об этом в комментариях к заказу.

Звукоизоляция Omni ожидаемо находится где-то посредине между открытыми и закрытыми моделями, больше склоняясь к последним. Конечно, для шумной улицы они не подойдут, но вот от большинства внешних шумов, например офиса, защитят.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Apple MacBook Pro Retina 2013 в роли источника
  • Yulong DA8 и Accurate Audio V800 в роли ЦАП
  • Yulong A28 в Accurate Audio V200 роли усилителя
  • Fidelia в роли плеера
  • Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)

Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 72 часов.

Уже отправив мне мою пару наушников, Зак написал, что немного изменил тюнинг наушников, и теперь СЧ приблизились к остальной части диапазона. По словам Зака, изменения не кардинальные и общую подачу не меняют. Он отправил мне набор для самостоятельной модификации и инструкцию, как ее проделать, надеюсь, все пройдет успешно и я смогу оценить улучшение. Стоит, правда, отметить, что текущий вариант звука Omni мне очень даже нравится, но, думаю, он станет еще лучше. Я потом дополню этот обзор информацией о звуке после доработки.

8 Stylish Look

Звучание данной модели можно слегка изменять под свой вкус. Речь тут не идет о серьезных изменениях, как, например, регулировка НЧ в новых моделях наушников Lear, а скорее о подстройке на уровне нюансов.

Первый элемент, влияющий на звук, — это дерево, из которого сделаны чашки. Так как у меня есть только наушники в вишне, я приведу описание в разнице звука с официального сайта.

Черное дерево. Гладкий звук, быстрые переходы. Темная подача с хорошим разрешением и энергичными ударами. Самый большой эффект сабвуфера, с амбушюрами из коровьей кожи баса может быть даже много, Зак рекомендует протеиновый кожзаменитель либо овечью кожу.

Орех. Самая нейтральная презентация, по скорости, глубине и разрешению близок к черному дереву, а по открытости и воображаемой сцене — к вишне. На данный момент самая популярная опция.

Вишня. Романтическая и детальная презентация. Угасания дольше чем у других сортов дерева, особенно у живых и тембрально богатых акустических инструментов. Но все равно очень быстрый и глубокий звук. Самая большая воображаемая сцена.

Фактически три вида древесины предлагают градацию между более технической (черное дерево) и более вкусовой (вишня) подачами, а орех выступает неким «усредненным» вариантом. При этом стоит понимать, что эта разница не является разительной и остается больше на уровне нюансов.

Также свою лепту в разницу подачи вносят и амбушюры. Протеиновый кожзаменитель выступает в роли еще большего усилителя баса, он дает более темный и массивный звук. Коровья кожа предлагает самое высокое разрешение из всех трех вариантов и самое нейтральное звучание. Овечья кожа по эффекту немного напоминает чашки из дерева, она делает звук более мягким и расслабленным. Все амбушюры достаточно глубокие и сделаны скошенными для улучшения воображаемой сцены.

В общем, прикинув с разных сторон, я остановился на варианте из вишни, поскольку я очень люблю свободную и открытую подачу, а закрытые наушники редко ее предлагают. Из разных вариантов амбушюр я остановился на коровьей коже.

По ценовой категории наушники уже явно играют на территории флагманов начального уровня, поэтому к ним предъявляются повышенные требования.

9 Side of Cup

В целом ZMF Omni имеют слегка окрашенное звучание с акцентом на бас и высокие частоты, сохраняя при этом завидное разрешение и скорость. Ближайшим их аналогом по манере являются, безусловно, модели от Audeze, и Omni во многом могут с ними конкурировать.

Бас наушников глубокий, быстрый и обладает хорошим разрешением. Это, конечно, не модель для бассхедов, все скромнее, но превалирование низкочастотного диапазона ощутимо. По сравнению с теми же LCD-3 этим наушникам немного не хватает «силы» баса (не количества, а именно силы) в тех случаях, когда надо отыграть не быстрый, но сильный удар. Все-таки диафрагма драйверов Fostex поменьше, чем у Audeze. Что же касается более быстрых ударов, тут претензий к Omni вообще ноль, их скорость и плотность — просто отличные. На хорошо прописанных ударных можно вообще почувствовать себя сидящим прямо рядом с бас-бочкой.

Средние частоты слегка отведены на второй план. Точнее, даже не так, они кажутся такими на фоне акцента на НЧ и ВЧ, но я не могу сказать, что это вредит восприятию. V-образная АЧХ в данных наушниках это именно «фишка», сделанная осознанно, для обеспечения вкусного звучания. Именно вкусовая подача и доминирует на СЧ, они музыкальные, они слитные и подаются единым фронтом. Это явно не понравится любителям аналитичного звука, привыкшим к «выслушиванию» партий отдельных инструментов, Omni звучат слишком цельно для этого. Несмотря на слитность подачи, нельзя сказать, что Omni не хватает детализации, все нюансы инструментов и эмоции вокала они передают как следует. Воображаемую сцену они строят похуже открытых моделей, но для закрытых наушников очень и очень хорошо, особенно в глубину.

Верхнечастотный диапазон — вообще сильная сторона Omni, на мой слух они близки к идеалу. Не знаю, как им это удается, но ВЧ данной модели одновременно сочетают и отменное присутствие и ненапрягающую презентацию. Обычно как бывает: или ВЧ задавлены и шуршат где-то на втором плане, или отыгрываются как следует, порождая множество криков на предмет «пилят» и «сыпят». В Omni выдержан, по-моему, оптимальный баланс, позволяющий наушникам хорошо отыгрывать те мелкие нюансы, которые попадают в эту часть диапазона. Обычно их даже не всегда можно вычленить на фоне музыки, но без них звук становится мутным, лишенным объема и воздуха. Эти наушники справляются с передачей данной части диапазона просто отлично.

Собственно, из всех топовых наушников, что я слышал, Omni ближе всего по подаче к продукции Audeze. Те же HiFiMan HE-6 играют совсем по-другому, и их звук воспринимается совсем иначе, поэтому проще сказать, что у них общего, чем попытаться описать различия с героями обзора. Так же примерно и Sennheiser HD-800, тоже стоящие особняком. Вот с LCD-2 и LCD-3 Omni сравнивать можно и даже нужно. Я бы сказал, что именно на мой вкус, Omni превосходят LCD-2 (старая, до-фазорная версия) по сбалансированности и по качеству подачи ВЧ. И хотя они немного отстают по телесности баса (о чем я писал выше, общий тональный баланс мне больше по вкусу, Omni не пытается создать эффект концертного зала и поэтому строит сцену более натурально. LCD-3, конечно, эти наушники обходят, но я бы не сказал, что критично, немного лучше динамика, получше бас, но разница в цене более чем двукратная.

Совместимость

В целом Fostex, послужившие донорами этой модели, не отличаются прожорливостью, но тем не менее это все-таки изодинамы, и хороший усилитель им не помешает. Ни о каком портативном использовании речь не идет (сама конструкция как бы на это намекает), да и телефоны-планшеты — не лучший источник для Omni, но даже простенький Audinst HUD-MX2 уже неплохо показывает себя с этими наушниками. Более качественные источники, в свою очередь, позволяют модели раскрываться еще лучше, те же Audio-Gd и Yulong — просто отличный выбор для ZMF Omni. В целом даже Cayin N6 вполне неплохо показал себя с ними, хотя более простые плееры уже не раскрывают модель в полной мере.

10 With Cayin N6

К качеству записей наушники, естественно, критичны, но не запредельно, по условной шкале «критичности» я бы их оценил где-то на 8 из 10, грубо говоря: «вы услышите всю гадость некачественной записи, но, слегка страдая, ее можно будет слушать». Жанрово наушники тоже весьма универсальны, но лучше всего им удаются классический рок, джаз, живая музыка, классика. Отменный бас также придется впору для электронной музыки, рэпа и попсы, хотя я с трудом могу себе представить покупку Omni для двух последних жанров.

Несколько традиционных треков-примеров.

Ди Куртсман — Midnight Sun. Тот случай, когда достаточно простая по форме запись завораживает количеством нюансов и деталей. Основным инструментом, конечно, выступает гитара, инструмент одновременно простой и сложный, но в руках виртуоза, как в данном случае, творящий чудеса. ZMF Omni замечательно передают нюансы гитары во всей её полновесной реалистичности: струны, резонанс корпуса, затухания — все это есть. Но у композиции есть еще и удивительной красоты сопровождающий фон, создающий ее настроение, и тут данные наушники с их умением прорабатывать глубину показывают себя еще лучше.

Arne Domnérus with Gustaf Sjökvist — Nobody Knows the Trouble I've Seen. Еще одна запись, удивляющая своей технической стороной. Необычный дуэт саксофона и органа, записанный в церкви в Швеции, погружает в музыку окончательно и бесповоротно. Качество записи просто потрясающее, слышно такие нюансы как движение воздуха в мехах органа. Благодаря ZMF Omni, запись звучит очень объемно, кажется, что помещение даже можно себе представить.

Ondekoza — Mikuni Gensokyoku. Знаменитая труппа японских барабанщиков, покорившая с гастролями весь мир, всегда радовала качеством записи своих работ. Не мог удержаться и не послушать этот трек на ZMF Omni. Их глубокий бас настолько четко передает особенности этих треков, что кажется, что ты не просто присутствуешь в зале, но и сидишь где-то рядом. Каждый барабан обладает объемом и позицией в пространстве, а их тугие удары радуют послезвучиями.

Выводы

Отличные наушники для любителей вкусовой подачи, штучная работа, достойная взыскательных ценителей. Определенно, ZMF удалось создать наушники, которые сочетают изоляцию закрытых наушников и широкую манеру подачи открытых моделей. Добавив к этому вкусный бас и не менее вкусные ВЧ, получаем очень приятные наушники, на равных конкурирующие с признанными топовыми моделями. ZMF Omni — это тот случай, когда ручная работа себя оправдывает, и вы получаете не просто наушники, а частичку восприятия автора, именно тот звук, который, по его мнению, должен быть у хороших наушников.