Yulong DA8 — Hi-End DAC с функциями предусилителя и усилителя для наушников

Павел Дмитриев

Пару месяцев назад в мои руки попал ЦАП и усилитель для наушников в одном флаконе Yulong Sabre DA8, причем это не просто ЦАП, а одно из решений Hi-End класса, с приличествующим такому случаю ценнику в 1300 долларов. Я решил подробно разобраться в вопросе и рассказать, зачем нужны внешние ЦАПы, какими они бывают и за что же платятся деньги.

Крупный план

Собственно, что такое ЦАП? Как подсказывает аббревиатура — это цифро-аналоговый преобразователь (digital-to-analog converter или DAC), и понятно, что задача его преобразовывать цифровую запись сигнала, в нашем конкретном случае — звукового, обратно в аналоговую форму. Для начала надо понять, что же такое аналоговый сигнал.

Внешний вид DA8

Аналоговым называют сигнал, непрерывный во времени. Именно таким сигналом является звук (и его частный случай — музыка). Именно аналоговый сигнал мы слышим и воспринимаем. Главная проблема состоит в том, что для полноценного хранения непрерывного сигнала нам потребуется бесконечная память (или аналоговый носитель). Так как современные компьютеры не обладают бесконечной памятью, совершенный аналоговый сигнал приходится преобразовывать в сухие и безжизненные цифры. Для этого осуществляются замеры амплитуды сигнала с определенной частотой (эта частота называется частотой дискретизации или иногда частотой семплирования, по не-нашему sample rate) и именно эти замеры и сохраняются в памяти компьютера. Вторая важная характеристика цифрового сигнала — это битовая глубина, определяющая, сколько используется бит для хранения амплитуды. Битовая глубина определяет динамический диапазон — сколько уровней между самым сильным и самым слабым сигналом мы можем сохранить.

Как же выбрать эти два показателя? Для частоты дискретизации существует математически доказанная теорема Котельникова, которая гласит, что аналоговый сигнал можно без потерь восстановить из цифрового, если частота дискретизации будет больше, чем удвоенная максимальная частота сигнала. Так как предел человеческого слуха составляет в среднем около 20 килогерц (да еще и снижается с возрастом), для компакт-дисков с цифровым аудио была выбрана частота дискретизации 44.1 кГц, а на кодирование одного такта отводится 16 бит на каждый канал.

Вид с правого угла

Попозже, чтобы удовлетворить рост аппетитов любителей совершенства, стали использовать записи с более высокой частотой дискретизации и иногда с 24 бита на канал.

Как же преобразовать все это цифровое богатство обратно в аналоговый вид? Тут-то на помощь и приходят DAC-и. Они получают на вход цифровой сигнал, а на выходе отдают прекрасный (ну или как повезет) аналоговый звук. Обычно для звука используют микросхемы ЦАП-ов, построенные по одной из двух технологий. Первая называется «мультибитной», так как микросхема принимает на вход сразу целое слово данных, отдавая на выходе сигнал заданной амплитуды. Вторая технология носит сокращенное название «дельта-сигма», чаще всего ЦАПы, построенные на ней, читают входящий поток побитово, и в зависимости от данных меняют амплитуду выходного сигнала, увеличивая ее или уменьшая.

Обе этих технологии имеют разный характер звучания и споры «мультибит» против «дельта-сигмы» не утихают в аудиосообществах.

Кроме самой микросхемы ЦАПа, в состав устройства может входить (и обычно входит) очень много других элементов: контроллер USB для работы с компьютером, усилитель, схема управления питанием и многое другое. Таким образом, недостаточно взять хорошую микросхему ЦАПа и сразу получить отличное устройство, очень многое зависит от «обвязки».

Компания Yulong Audio ведет активную борьбу на рынке Hi-End аудио решений, уверенно карабкаясь в верхний сегмент. Их ЦАП Yulong D100 при цене меньше 500 долларов был способен на равных побороться с решениями ценой около 1000 долларов, вышедшее потом обновление Mk II помогло ему сохранять актуальность в борьбе, развернувшейся в средне-верхнем ценовом сегменте. Вполне удачной моделью стоит считать и D18 — референсный ЦАП, построенный на топовом чипе от ESS Technologies с ценой около 700 долларов, хотя в D18 расстраивало отсутствие поддержки USB и окрашенная смягченная подача. Наконец, в компании решили представить рынку бескомпромиссное решение, способное вывести Yulong на следующую ступень. Так появился DA8.

Нижняя сторона

Построен он на том же топовом Sabre 9018 от ESS Technology, который является одним из лучших (если не самым лучшим) в мире DAC-чипов. Все остальные параметры тоже выдержанны «на уровне».

Технические характеристики

  • Общие гармонические искажения плюс шум (THD+N): по данным замера составляют менее 0,000 2%
  • Соотношение сигнал/шум (SNR): – 135 дБ
  • Диапазон частот: 20 Гц — 30 кГц
  • Выходное напряжение: RCA 2 В, XLR 4.2 В
  • Перекрестные помехи каналов: – 135 дБ
  • Потребление питания: < 30 Вт
  • Мощность выхода на наушники: 70 мВт/600 Ω; 150 мВт/300 Ω; 280 мВт/150 Ω; 1 Вт/32 Ω
  • Динамический диапазон: 133 дБ с шумом простоя менее 1.5 мкВ
  • Чип: ESS Technology SABRE32 Reference DAC / Digital Filter (ES9018S), работающий с 32-bit Hyperstream™ для максимально низкого джиттера
  • Контроллер USB: Combo384 от итальянской компании Amanero с поддержкой сигнала PCM 384 кГц/32 бит
  • 5 чипов AD797 для регулировки вольтажа и фильтрации, 2 чипа OPA1632 в роли буферов
  • Трансформатор: с пониженным шумом от канадской компании Plitron
  • LT1129/LT3021 с пленочным конденсаторами WIMA для фильтрации питания на чип Sabre ES9018
  • Аналоговые схемы с высококлассными компонентами: Panasonic, Vishay BC046, WiMA, MKS2 и NPO для наилучшего звука
  • Поддержка декодирования DSD (Direct Strem Digital)
  • 5 режимов фильтрации, позволяющих пользователю выбрать предпочтительный звук
  • Выбираемая пользователем инверсия абсолютной фазы (позитивная или негативная)
  • Отключаемый подавитель джиттера
  • Высокоточная автоматическая настройка DPLL, позволяющая DA8 подстраиваться под источники разного класса
  • 80-шаговая регулировка громкости. Нажатие на регулятор переключает DA8 в режим чистого ЦАПа, отключая блок усилителя. Связка DA8 в режиме ЦАП с усилителем Yulong A18 является наилучшим по звуку решением компании
  • Режим предусилителя с RCA и XLR выходами
  • Балансный предусилитель (XLR выход) также может быть использован как чисто балансный усилитель для наушников, хорошо работающий практически со всеми наушниками на рынке, включая модели с низким импедансом
  • На переднюю панель выведено 6,3 мм гнездо усилителя для наушников, работающего в классе А. Для разъема реализована защита от короткого замыкания
  • Встроенное реле отключает питание и выход для защиты устройства
  • Интерфейс построен с использованием цветного 2.4″ LCD экрана
  • Постоянная память для настроек пользователя
  • Алюминиевый корпус и органы управления, утяжеленное шасси и специальные антивибрационные ножки
  • Компактный размер, совпадающий со всей линейкой продуктов компании: 250 мм x 190 мм x 60 мм
  • Вес: 2,5 кг
  • Два напряжения питания: 110-115 В или 220-240 В, что позволяет использовать устройство по всему миру
  • Поддержка Mac OSX, Linux and Windows

Вид с левого угла

Внешний вид и управление

Разумеется, подойти абы как к дизайну устройства с розничной ценой больше 1000 долларов — совершенно невозможно, с другой стороны — угодить одновременно всем также тяжело. Выход в такой ситуации обычно один: сдержанный минимализм. Именно этим путем и пошли разработчики. Простой корпус из алюминия серебристого цвета (есть еще черный анодированный вариант), текстура металла, продольные полосы для придания акцентов — все очень строго и стильно. Рядом с техникой Apple серебристый вариант смотрится весьма уместно, черный будет хорош для тех, у кого уже есть Hi-End техника черного цвета.

Комплект поставки самый простой. Кроме ЦАПа, вы получите простой сетевой шнур, USB и инструкцию. Ничего лишнего, но все, что надо, чтобы сразу пользоваться устройством, в комплекте есть. Для тех, кто хочет добиться от DA8 большего, Yulong предлагает дополнить его сетевым шнуром D230, фильтром питания P18 и при желании — балансным усилителем для наушников A18.

Все основные элементы расположены на передней и задней панелях DA8. На передней панели размещается: кнопка включения питания, разъем для наушников, экран, 4 кнопки управления и регулятор громкости. Кнопки управляют (сверху вниз):

  • выбором входа (USB, Coaxial, Optical, AES/EBU)
  • инверсией абсолютной фазы
  • фильтром
  • подавителем джиттера

Передняя панель

Все настройки отображаются на экране. Помимо настроек он также показывает уровень громкости и частоту семплирования сигнала. Когда вы изменили какую-то настройку, экран подсвечивается на полную, но через несколько секунд подсветка уменьшает яркость, таким образом даже в темной комнате — экран не мешает.

На задней стенке расположены все разъемы устройства, которых немало.

  • Входы: USB, коаксиальный, оптический и AES/EBU
  • Выходы: RCA и балансный XLR
  • Питание: разъем IEC для кабеля, гнездо предохранителя и переключатель питания

Обратная сторона

Кстати, будьте внимательны, перед включением убедитесь, что переключатель питания стоит в правильном положении. Очень уж досадно будет, если он окажется на 110 вольтах.

Все выполнено на очень высоком уровне, все качественное, солидное и надежное.

Схема

Также отлично все выполнено и внутри устройства. Yulong любезно предоставляет принципиальную схему DA8 для ознакомления.

900x900px-LL-f51e4c15_da8-Block-diagram

Для USB интерфейса используется сторонний модуль Combo 384 от компании Amanero Technologies. Относительно недавно появившись, этот модуль уже завоевал популярность среди DIY-сообщества. При розничной цене менее 100 долларов, он поддерживает PCM сигналы до 384 кГц/32 бит, а также понимает DSD вплоть до DSD512. Инженеры Yulong использовали собственное питание DA8 (хотя Combo 384 умеет питаться от USB), поэтому исключается возможность наводок по питанию от компьютера, а кроме того DA8 будет работать с модифицированными USB-кабелями, в которых нет проводов для питания (до чего только не доходят аудиофилы). Также для Combo 384 была разработана модифицированная прошивка.

Схема питания, улучшенная по сравнению с D18, включает тороидальный трансформатор Plitron, дополненный регуляторами LT1129 и LT3021 с конденсаторами Wima MKS2 — дает стабильное питание, обеспечивающее низкий шум простоя.

Цифровая часть построена на ES9018, включенном по схеме Quad-mono. Он дополняется проприетарным буфером цифрового сигнала от Yulong, который призван исправлять известную придирчивость ES9018 к источнику.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

  • Источники: Marantz SA8400, MacBook Pro 15″ Early 2011
  • Наушники: AKG K702, Sennheiser HD 700, Audiotechnica ATH-W1000X, Philips Fidelio X1, Ambient Acoustics AM6 HiRez, Stax SR-5
  • Усилители: NuForce HAP-100, DIY усилитель на 6п13с+6н2п

Звук DA8, пожалуй, именно такой, каким его ожидаешь услышать от устройства с такой ценой. По отзывам в Сети, предыдущая модель D18 немного смягчала верхнечастотный диапазон, за счет чего неплохо звучали даже не очень качественные записи, но в DA8 ушли от этого, при этом не испортив «отношение» ЦАПа к не самым качественным записям. Логично использовать для такого DAC-а максимально качественные записи (те же ремастеры от MFSL), но, к сожалению, не вся музыка доступна в таком качестве. Поэтому способность Hi-End устройства работать с материалом не высокого качества также является первостепенной необходимостью. Тут у DA8 нет ни малейших проблем, во многом благодаря возможности управлять фильтрацией и подавителем джиттера.

С Philips Fidelio X1

Эффект от фильтров есть, но я бы не сказал что очень заметно. Sharp и Slow оправдывают свои названия, а доступные для DSD опции 50 кГц, 60 кГц и 70 кГц — вроде бы делают звук ярче, но уже где-то на грани слышимости. Больше эффект от подавителя джиттера, на некоторых источниках его включение заметно усиливает энергетику подачи.

Потрясает возможность DA8 строить стереопанораму. При необходимости может с легкостью передать любую задумку звукорежиссера — от маленького камерного концерта, заканчивая энергетикой живой толпы на огромном стадионе. При подборе подходящих по жанру наушников это дает ошеломительный эффект.

Думаю, даже не стоит и говорить, что звучание DA8 очень чистое, без акцентов, без перекосов и явно слышимых недостатков. Нет у него и жанровых предпочтений — все звучит великолепно.

С очень чувствительными наушниками, использовать встроенный усилитель не очень удобно, так как уже где-то на -50 он звучит очень громко, к тому же есть небольшой шум, хотя это не критично. С другой стороны, он вполне отлично справляется со сложными наушниками типа HiFiMan HE-500 и Sennhieser HD800 (хотя тут уже начинаются вкусовые особенности). В общем, без проблем с XLR выхода работают наушники с балансным кабелем. Особенно мне понравилось как усилитель DA8 работает с яркими наушниками типа моделей Audio Technica.

Выводы

В мире аудио очень тяжело найти ту границу, где заканчивается рост качества и цену повышают уже только за торговую марку и дизайн устройства. Есть модели, значительно превосходящие по цене Yulong DA8, но при этом звучащие на том же уровне или даже хуже. Некоторые «топовые» бренды в принципе не стесняются использовать OEM-начинку в своих собственных корпусах (и побольше конденсаторов Black Gate!), на мой взгляд, DA8 явно другой случай.

Громкость

Несмотря на цену, DA8 удивляет по всем параметрам. Разумеется, мало кто готов выложить такую сумму за качественный звук, это решение далеко не для всех, но энтузиастам качественного звука явно стоит присмотреться к модели. Бескомпромиссное решение, способное на равных бороться практически с любыми топовыми моделями Hi-End линейки других производителей.