В Турции открыт самый глубокий в мире погружной тоннель

Илья Хель

Во вторник Турция представила первый в мире тоннель, который свяжет два континента — европейскую и азиатскую части города Стамбула, — исполнив мечту султана 150-летней давности, а также разожжет антиправительственные настроения в адрес такого сурового проекта.

Мармарай

«Наши предки работали над проектом. Теперь он на наших плечах», — заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, говоря о железнодорожном тоннеле под Босфором, который связывает европейскую и азиатскую сторону в лице шумного города Стамбула.

О дерзком проекте впервые задумался султан Османской империи Абдул Меджид в 1860 году, но ему не хватило технологий и средств, чтобы воплотить идею в жизнь.

Эрдоган, бывший мэр Стамбула, возродил план в 2004 году, включив тоннель в список грандиозных проектов по обустройству города, которые также включили третий аэропорт, параллельный канал и третий мост — критики обвинили султана в «фараонстве».

Амбиции Эрдогана стали источником беспорядков и массовых антиправительственных протестов, прокатившихся по стране в июне: местные жители жаловались, что градостроительные планы вынуждают людей покидать свои дома и уничтожают зеленые зоны.

И хотя официальное открытие уже состоялось, железнодорожный тоннель пока работает не на всю.

«Часть, которая вошла в работу, очень ограничена. Все остальное серьезно откладывается», — говорит Тайфун Карамана, президент палаты городского планирования Стамбула. — «Мы удивлены, что открытие случилось так скоро».

На официальном открытии присутствовал и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, поскольку Bank of Japan стал главным спонсором проекта стоимостью около 3 миллиардов евро, вложив около 1 миллиарда долларов.

Строительство тоннеля, который пролегает на 1,4 километра под Босфорским проливом, планировалось завершить за четыре года, но задержалось из-за ряда крупных археологических открытий.

Всего было извлечено около 40 000 археологических находок, в том числе и кладбище 30 византийских кораблей, которое сейчас является одним из самых известных средневековых «флотов».

Забавно (или не очень) то, что эти неожиданные находки полностью разочаровали Эрдогана, который два года назад жаловался на то, что артефакты мешают его планам по преобразованию городского пейзажа Стамбула.

«Сначала была какая-то археологическая дребедень, потом глиняные горшки, потом это, потом то. Что из этого важнее, чем люди?».

Тоннель находится на 50 метров ниже морского дна в регионе с сильной сейсмической активностью, поэтому погруженный коридор тоннеля должен быть сейсмостойким к землетрясениям.

Транспорт представляет собой серьезную проблему для Стамбула: из 15 миллионов населения города 2 миллиона ежедневно пересекают Босфор по двум мостам.

«Создав транспортный поток между востоком и западом города, мы устраним проблему, пропускная способность — 150 000 пассажиров в час», — рассказал нынешний мэр Стамбула Кадир Топбас.

«Это важный проект, в котором нуждается город: он сократит выброс парниковых газов», — добавляет Караман.

Что ж, так называемый «Мармарай» — этот самый подводный тоннель под Босфором — уже никого не удивляет. Вот когда строили тоннель под Ла-Маншем или японский «Сейкан» — шума и радости было много.

Интересно, войдет ли «Мармарай» в список самых интересных тоннелей мира? И пустят ли по нему однажды самый необычный транспорт?

Характеристики Мармарая