Колония на Луне: реальное будущее или фантазии миллиардеров?

2 Августа 2018, Илья Хель 23

«В моем детстве, — вспоминает научный редактор Wired Эрик Ниилер, — мы с братом никак не могли насытиться «Космосом: 1999», сериалом середины 70-х, который гипнотизировал нас крутыми спецэффектами, милой Барбарой Бэйн, которая играла вместе со своим настоящим мужем Мартином Ландау, и изображением Луны в качестве главного героя 48-минутных эпизодов. Предпосылка была немного надуманной: взрыв на лунной базе выталкивает Луну с земной орбиты и отправляет в путешествие по галактике. Происходящее было всего на 15 лет в будущем.

В те годы, годы после программы «Аполлон», мы ожидали, что NASA или некие международные космические силы будут работать над космическими базами в реальной жизни. Более четырех десятилетий спустя мы все еще ждем нашу «лунную базу Альфа», хотя это не от отсутствия интереса. Бывшие астронавты, предприимчивые мечтатели или мечтательные предприниматели, все они хранят мечту о лунной колонии. Сегодня, благодаря слиянию технологий, денег и политических интересов эта идея может выйти за пределы научной фантастики ближе к реальности».

Далее — от первого лица.

50 лет освоения космоса и… никаких колонизаций

Из моих интервью с космологами, представителями отрасли и футурологами стало известно, что существует неофициальный план, который медленно формируется для колонизации Луны. Во-первых, частные космические компании ищут способы снизить расходы на запуск. Прямо сейчас, как говорит SpaceX, каждый запуск ракеты Falcon 9 обходится ей в 62 миллиона долларов, а более мощной Falcon Heavy — 90 миллионов долларов. Спутниковые компании и другие хотят получать нечто вроде оптовой скидки, заказывая полеты в космос. SpaceX доставляет еду и припасы на Международную космическую станцию, в надежде начать отвозить астронавтов к концу 2019 года.

Затем появятся летающие и орбитальные платформы. Китайцы планируют запустить орбитальную космическую станцию к 2020 году, в то время как NASA обратилось к частным компаниям с предложением разработать лунную орбитальную платформу-шлюз возле Луны к 2022 году. Она может стать стартовой площадкой NASA для будущих экспедиций и поселений, как на Луне, так и на Марсе.

В то же время, частные фирмы вроде Moon Express, равно как и Китайское, Индийское и Европейское космические агентства двигаются вперед с роботизированными посадочными модулями и роверами. Конечным шагом, говорят сторонники, будет постоянное присутствие людей на поверхности Луны. Возможно, сперва появится правительственная база, а затем и частный отель на Луне.

Вовлеченность NASA в лунные планы — это ключ к тому, чтобы позволить частным компаниям строиться на поверхности Луны, говорит Крис Левики, CEO Planetary Resources, редмондского стартапа, который планирует разрабатывать астероиды ради ракетного топлива и воды.


«Правительственные программы — это главные арендаторы в торговом центре», говорит Левики о NASA и будущей лунной базе. «Без крупных арендаторов мелкий бизнес не проживет. Без NASA было бы слишком тяжело делать это самостоятельно».

Некоторые утверждают, что все это может произойти в следующие 10 лет. Другие говорят, что пройдет по меньшей мере 20 лет, прежде чем будут разработаны технологии рутинных лунных запусков и стоимость станет достаточно низкой, чтобы породить потребительский спрос.

И хотя кажется, будто все развивается очень медленно, один из лунных экспертов уподобляет это созданию колоний Нового Света, которое не проходит за одну ночь. «Есть задержка между открытием, исследованием и эксплуатацией», говорит Джеймс У. Хед, планетолог Университета Брауна, который начал свою карьеру в NASA, выбирая места высадок на Луну для миссий «Аполлона».

С чего начать?

Сторонники колонизации Луны считают, что лунная база позволит нам лучше понять, как достичь дальних пределов Солнечной системы. Кроме того, будет весело посетить Луну хотя бы разок в жизни. Кроме того, Луна намного ближе Марса — до нее можно добраться за три дня, а не за девять месяцев — поэтому туда полетит больше людей.

Кроме того, на Луне можно добывать ценные ресурсы.

Некоторые исследователи из Китая и Европы полагают, что на ее поверхности содержатся большие запасы гелия-3, редкого элемента, который можно использовать в качестве будущего источника энергии для заправки ракет, отправляющихся с Земли дальше в космос. (Недостатком является то, что переработка гелия-3 во что-то полезное требует огромного количества энергии). Также в полярных регионах Луны есть замороженная вода: расщепите ее на водород и кислород при помощи электролиза и получите пригодный для дыхания воздух — еще один источник ракетного топлива. Возможно, это будет нескоро, но руководители европейской и китайской лунных программ уже заявили, что намерены исследовать эти варианты в будущих лунных миссиях.

Есть и другая хорошая причина для создания колоний: наше выживание. Джеймс Хед вспоминает, что ему часто говорил командир «Аполлона» Джон Янг, который летал в космос во время программ «Джемини», «Аполлона» и шаттлов, когда его спрашивали, нужно ли людям возвращаться на Луну: «Вид с одной планетой не выживет. Покинуть планету — неплохая стратегия выживания. Рано или поздна она будет единственной мотивацией создавать базы на Луне».

Как будет работать лунная экономика?

Чтобы лунная база работала, ей необходима экономическая основа. Среди США уже назревает экономика «низкой околоземной орбиты» (НОО, если коротко), среди тех, которые выводят спутники в космос, обслуживают их и готовятся строить места для людей, которые будут жить и работать на орбите Земли.

Экономика НОО растет. С 2000 года более 180 стартапов привлекли более 18,4 миллиарда инвестиций, если верить отчету Bryce Space and Technology за май 2018 года. SpaceX стоимостью 28 миллиардов долларов — настоящий гигант коммерческой космической отрасли, и глава корпорации Илон Маск хочет все и сразу: запустить констелляцию спутников на НОО, отправить людей к Луне и основать базу на Марсе.

У Маска есть история сорванных сроков. Будь то поставки Tesla Model 3 или его амбициозные планы на космос. Но частота запуска ракет SpaceX — 28 с начала 2017 года — сделала его компанию одной из самых успешных космических компаний в мире.

Также выяснилось, что используя многоразовые ракеты SpaceX может здорово снизить стоимость запуска. Это может открыть дверь к новому набору стоянок в нуль-гравитации вокруг Земли и, возможно, Луны. Эти частные заправочные станции в конечном итоге могут заменить Международную космическую станцию — миссию длиной в 20 лет и стоимостью в 100 миллиардов долларов, которая уже вот-вот должна завершиться.

Переход от НОО-экономики к лунной экономике — вполне реальный сценарий, считает Джеффри Манбер, CEO Nanoracks, хьюстонской компании, которая руководит собственной космической лабораторией на МКС и запускает 10-дюймовые кубсаты для коммерческих и университетских клиентов с МКС.

«Через пять лет на НОО будут отели, а через десять вы увидите растущую инфраструктуру», говорит Манбер. «По всему фронтиру будут разбросаны отели со складами, заправками, коммерческими модулями или лунными колониями».

Называйте Манбера сумасшедшим, но многое из того, о чем он говорит, уже происходит. Bigelow Aerospace, стартап космических технологий, построил надувной рабочий модуль для астронавтов на космической станции в 2016 году и планирует вывести на орбиту Луны еще один к 2022 году. Компания принадлежит Роберту Бигелоу, миллиардеру-основателю, который верит в то, что НЛО посещали Землю. Бигелоу — один из нескольких миллиардеров, которые участвуют в гонке за Луну, среди Джеффа Безоса и его Blue Origin, Маска и его SpaceX, Ричарда Брэнсона и его Virgin Galactic.

Их толстые кошельки и свобода от необходимости сдавать квартальный отчет по доходам помогают продвигать технологии вперед семимильными шагами. Они строят ракеты, которые могут доставить Bigelow и Nanoracks на Луну. Только NASA в эпоху «Аполлона» могло жечь столько же топлива, сколько Безос, который недавно завявил, что продает акции Amazon на миллиард долларов в год, чтобы поддерживать работу Blue Origin.

Blue Origin разрабатывает посадочный модуль Blue Moon, который сможет переносить груз на лунную поверхность для будущей базы, и ракету New Glenn, которая прошла успешные испытания в июле.

Насколько реалистичны планы по созданию колоний?

Экономика запуска ракет может стать переломным моментом в развитии всего этого, считает писатель Энди Уир. Он написал «Марсианина», научно-фантастический роман об астронавте, попавшем на Марсе, который в итоге был экранизирован Мэттом Деймоном. В качестве продолжения Уир написал «Артемиду» о лунной колонии. По плану Уира, «Артемида» будет построена в 2080-х годах. Он также считает, что реальная лунная база тоже возможна.

«Чтобы наше будущее стало хайнлайновским», говорит он, ссылаясь на классика научной фантастики 50-х Роберта Хайнлайна, «нужно найти дешевый способ покинуть земную гравитацию; как только вы это сделаете, придет и остальное».

Уир подсчитал, что нужно, чтобы отправить туристов и туристок на лунный отдых за 70 000 долларов. Его приблизительная оценка заключается в том, что стоимость запуска ракеты должна снизиться с 4635 долларов США за килограмм до 35 долларов США за килограмм. Это существенное снижение, но, возможно, пройдет не так много времени, прежде чем цифры сойдутся.

Как только эта проблема решится, считает Уир, природных ресурсов Луны хватит на то, чтобы построить город.

«Даже в мире, в котором вы снизили цену НОО, вам нужно использовать ресурсы на месте», говорит Уир. «Первопроходцы не брали с собой паллеты с древесиной, чтобы строить свои дома». Уир говорит, что Луна чрезвычайно богата тем, что вам нужно, чтобы строить лунную базу — например, анортитовым камнем, который покрывает обширные районы поверхности Луны, потому что его можно разделить на алюминий, кислород, кальций и кремний (используется в стекле).

Но после всех своих исследований Уир понял, что морское дно, полярные районы Земли и Сахару легче колонизировать, чем Луну. Он отмечает, что нужно брать с собой кислород для дыхания, защиту от космического излучения и воду с едой.

«Проблема в том, что никто не хочет посылать людей на Луну», говорит Уир. «Все хотят посылать роботов. Люди мягкие и умирают. Роботы прочные и… тоже умирают, но всем плевать».

Китай уже работает над этим. Китай планирует запустить посадочный аппарат и ровер в декабре на дальнюю сторону Луны. Лидеры страны также говорили о том, чтобы поставить космонавтов на Луну к 2036 году, а Белый дом требует, что NASA вернулось на Луну.

Хед, планетолог, работающий с китайцами, верит, что китайское правительство обеспечит подобное технологическое предприятие любыми ресурсами. Китайская космическая программа не остановится из-за нехватки средств, как американская. Для Китая поставить людей на Луну — главная задача.

Колония на Луне: реальное будущее или фантазии миллиардеров?

23 комментария Оставить свой

  1. lenovol

    А что по этому поводу думает Рогозин?

    • Rogozzzin

      lenovol, Ничего
      всё будет хорошо)
      Денег нет, но мы деримся!

    • ELVIS

      lenovol, Или чем еще замазть рожу, чтобы больше не спрашивали, почему у него такое красное е...ще

    • ELVIS

      lenovol, "И ракету New Glenn, которая прошла успешные испытания в июле", смотрим вики "Первый запуск этой ракеты планируется произвести до 2020 года с мыса Канаверал" наверное перепутали с New Shepard

  2. vahtang1961

    Батут за миллиард натягивает)))

  3. ARMINS

    Базы на луне появяться сразу после появления коммерчиской выгоды. Добыча ресурсов технологически еще далека. Остаеться туризм. И он на подходе. А долго все потому, что самой первой компании,которая систематически будет отправлять людей на лунные отели,призодиться создавать все с нуля. Быть первопроходцем. А как только первая компания достигнет успеха,так сразу лет за 10 все разрастеться до огромных масштабов. Будет гонка конкурентов,посредничество,сфера услуг,страхование,сфера космического питания...

  4. Malk

    А там и до первого межгалактического турнира по шахматам недалеко.

  5. Rambler

    Миллиардеры строить колонии на луне не будут. Сырьевые ресурсы добывать на луне не выгодно. Туристический бизнес там не создать. Обывателю нечего делать на Луне. Мало кто пожелает несколько дней лететь на луну в крайне неудобных условиях (крайняя теснота +морская болезнь).
    ЗЫ: Некоторые верят в то что гелий 3 скоро будет востребован в качестве топлива на термоядерных электростанциях. Это миф. Реакторы для гелия 3 даже не разрабатываются. Проще создать реактор работающий смеси тяжелых изотопов водорода.

  6. Putnik1964

    NASA (и в целом американцы) и пилотируемые полёты к Луне - вещь несовместимая.
    Какая им Луна, если они и на земную орбиту не могут поднять человека? :-)))

    Деньги и миллиардеры здесь не причём - они чисто технически не могут этого сделать.
    И судя по последним новостям, ещё долго не смогут, если вообще смогут.

    Зато на площадках Голливуда они давно летают даже к звёздам... :-)
    Видимо поэтому и своих лётчиков называют астронавтами. Совсем переместились в свой выдуманный виртуальный мир... Но остальные земляне живут в нормальном мире.

    Наши космонавты, к примеру, реально летают в космос. А о звёздах конечно мечтаем... И думаю однажды полетим к ним. Вот тогда по праву и назовём наших космонавтов астронавтами.

    • vladgans

      Putnik1964, А что вы будете говорить через 1-2 года, когда или спэйсХ или боинг допилят свои ракеты ?
      Просто интересно. Надо заранее как-то подготовить новую присказку взамен "да они без нас в космос не могут полететь".

      • Putnik1964

        vladgans, Зачем гадать?
        Пройдёт год-два, и всё узнаем.

        Можно посмотреть в прошлое - когда в США создавали и тестировали шатлы, они ведь тоже надеялись, что эти челноки будут нормально работать и проблем с ними не будет. Тем не менее всё закончилось совсем иначе.

        • vladgans

          Putnik1964, Ошибки все совершают. не все делают правильные выводы. мне думается, в этом случае они сделали свои выводы.

          • Putnik1964

            vladgans, Конечно совершают.

            Но не факт, что американцы хоть когда-нибудь научатся строить надёжные пилотируемые корабли...

            • Shurin

              Putnik1964, Пожалуй соглашусь, человеку вообще нечего там делать, слишком опасно, да и дорого. Одно дело крутиться вокруг Земли, где хоть какая-то есть защита от радиации и совсем другое дело Луна или Марс. Даже на самолете уже получают определенную дозу, на орбите еще больше, о Луне нечего и говорить. Это удел автоматов. Смысла нет никакого. Ради нескольких дней пребывания вкладывать огромные средства? Если строить долговременную базу, то с одним снабжением вылетит в трубу любой миллиардер, а они деньги умеют считать. Если было так просто давно уже освоили Луну. Нет пока нужных технологий, на химических движках далеко не уедешь.

              • vladgans

                Shurin, человеку много где "нечего делать, опасно и дорого" даже на Земле :) тот же самый Эверест. ан нет - каждый год прут туда зачем-то. денег тратят уйму, мрут часто. а если говорить про принципиальный смысл нахождения человека на других планетах - то он безусловно есть. Роботами исследовать тот же самый Марс крайне медленно. Задержка сигнала сколько там ? 20 минут вроде. кидаете команду роверу - летит 20 минут, провинулся на 1 см: осмотрелся, передал картинку - 20 минут, посмотрели нет ли чего опасного, приняли решение и следующая команда. вот и двигаются в час по чайной ложке. Человек на месте на порядки быстрее будет принимать решение. Ну а опасность - есть конечно, ее будут стараться минимизировать, но всегда есть такие профессии и на земле тоже. и всегда есть готовые на риск.

              • Putnik1964

                Shurin, Конечно будь у нас технологии летающих тарелок, человечество бывало бы на Луне часто (коль так случилось, что она рядом) и досконально изучило бы её.
                Возможно нашли бы полезные ископаемые, возможно просто использовали Луну как космодром для дальних перелётов.

                А пока проекты с постройкой там лунной орбитальной станции и лунной базы на поверхности это очень затратное и очень рискованное мероприятие. Не исключено, что даже будучи реализованным, оно вскоре будет закрыто.

                Стоит вспомнить историю постройки и эксплуатации станций "Мир" и МКС. Хотя они были построены совсем рядом с Землёй, они считаются чрезмерно затратными и в итоге прекращают своё существование.
                Стоимость же постройки и эксплуатации лунных проектов на порядок-два больше.

                • Shurin

                  Putnik1964, С гравитацией надо разобраться, тогда может что и получится.

            • vladgans

              Putnik1964, а что им может помешать ? да и собственно, кол-во фатальных аварий Союзов ровно такое же, как и Шаттлов - по 2, если считать в космических аппаратах. а до Шаттлов у Американцев были другие ракеты, вполне себе надежные по тем временам. так что нельзя сказать, что они новички в пилотируемых полетах. Просто сейчас они не торопятся, как говориться - обжегшись на Шаттлах дуют на Дрэгоны и Старлайнеры. Никакой гонки с СССР нынче нету.

              • Putnik1964

                vladgans, Тем не менее - пока не могут. Значит есть причина.

              • Putnik1964

                vladgans, .
                > а до Шаттлов у Американцев были другие ракеты, вполне себе надежные по тем временам. так что нельзя сказать, что они новички в пилотируемых полетах.

                Не новички конечно.
                Только после свёртывания проекта с шатлами, американцы не вернулись к своим прежним "надёжным" технологиям. Почему?

                Сейчас они очевидно что позорятся, причём на весь мир.
                Открыто объявив нас своим врагом №1, они тем не менее просятся к нам на наши корабли для подъёма своих людей на орбиту. Как так, на столько унижаться перед врагом?

                Согласитесь, это огромный стимул использовать свои корабли вместо такого унижения, пусть даже прежние.
                Выходит сами американцы считают свои прежние корабли непригодными для пилотируемых полётов даже на земную орбиту. Именно поэтому они ведут сегодня разработку по сути с нуля и другими командами.
                Само-собой надеются, что хотя бы в этот раз всё получится. Но ведь это совсем не факт.

                • vladgans

                  Putnik1964, Мне кажется, что Американцы прежде всего бизнесмены. Что значит унижение ? Это мы считаем, что возя из астронватов как-то их унижаем. Наши персональные имперские комплексы. На сколько я это вижу- они посчитали, что выгоднее несколько лет покататься на отлаженной технологии и за это время отработать свою, чем экстренно возвращаться к своим старым. С экономической точки зрения это очень грамотный ход. И вот эти все фразы про "позорятся" - ну детсад ведь чесслово. У них прямо сейчас пару роверов по Марсу катаются, хабблы-кеплеры и прочее. Все это тоже весьма не простые технические задачи, с которыми мы не очень то справляемся. В общем повода чувствовать униженными у них, я думаю, нет. Но вы безусловно можете фантазировать об этом :)

                  • Darter88

                    vladgans, Vladgans! Поддерживаю, прямо в точку брат сказано!!! +100500!!!!!!

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.