Юрий Мильнер: наука для всех, или любопытство может победить

20 Января 2017 в 20:30, Николай Хижняк 6 655 просмотров 28

Российский бизнесмен, инвестор, научный филантроп и основатель инициативной группы поиска внеземных цивилизаций Breakthrough Initiatives поделился на страницах популярного англоязычного еженедельного журнала The Economist своими мыслями о том, в каком состоянии находится нынешний уровень интереса общественности к науке и как это исправить. С некоторыми дополнениями и пояснениями приводим перевод этой статьи.

Люди пытаются предсказывать будущее как минимум последние 4000 лет. Однако наши усилия все это время по большей части были бесполезными. Все, что раньше описывалось и выдавалось за предсказание, в конечном итоге становилось либо пророчеством, либо фантазией, либо простыми догадками. В результате единственно верным способом предсказывать события будущего стал научный метод.

Современная наука занята не только прогнозированием событий, которые могут затронуть наш мир в 2017 году, она также занята прогнозированием событий, чей отпечаток может наложиться на всю Вселенную. Где будет находиться та или иная галактика? Как будет развиваться та или иная клеточная линия? Какие еще сюрпризы подготовит для нас темная материя? Некоторые предсказания касаются не только 2017 года. Они выходят далеко за не то что одного, а нескольких сотен, тысяч и даже миллионов поколений. Космологи составляют карты и календари на ближайшие десятки миллиардов лет. Даже квантовая теория поля, говорящая о непредсказуемости поведения частиц, сама позволяет прогнозировать это поведение с точностью до десятых частей на миллиард.

Ненаучный социум, как правило, менее квалифицирован в том, чтобы делать какие-то прогнозы. Тем не менее вот вам парочка примеров: во-первых, в ближайшие годы в рамках фундаментальных научных исследований будут совершены настоящие научные прорывы; во-вторых, большинство из нас на это даже не обратит своего внимания. Если вам трудно в это поверить, то ознакомьтесь с представленным ниже списком самых значимых научных открытий, совершенных в рамках этого десятилетия:

2010 год: Люди – это гибриды

Ученые вывели последовательность генома окаменелых останков неандертальцев и узнали, что во многих из нас содержатся их гены, так как между двумя видами – неандертальцами и кроманьонцами (предками современного человека) – все-таки имело место смешивание генов.

«Те из нас, кто живёт за пределами Африки, несут некоторое количество ДНК неандертальца», — заявил профессор Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, совершивший данное открытие.

«Генетический материал, унаследованный от неандертальцев, составляет у современного человека от 1 до 4%. Это немного, но достаточно, чтобы утверждать о достоверном наследовании существенной части признаков у всех из нас, кроме африканцев», — сообщил доктор Давид Райх из Гарварда, также участвовавший в работе.

2011 год: Земля не уникальна

Обнаружена первая землеподобная планета, оборачивающаяся вокруг солнцеподобной звезды. Открытие указывает на то, что только в одной нашей галактике могут присутствовать миллиарды потенциально обитаемых планет. Дальнейшие исследования и открытия лишь подтвердили этот факт.

2012 год: Доказано существование бозона Хиггса

Так называемая «частица бога» действительно существует и способна объяснить нам, почему материя обладает массой.

2013 год: Гены можно перезаписывать

Изобретена технология CRISPR, позволяющая модифицировать человеческие гены. Технология обладает революционным потенциалом, позволяющим управлять нашей ДНК, избавляться от врожденных дефектов и заболеваний и, возможно, даже способна остановить наше старение.

2014 год: Воспоминания можно изменять

Лабораторным крысам с генно-модифицированными клетками мозга с помощью света различных цветов ученые смогли стереть, восстановить и изменить воспоминания.

2015 год: Гравитационные волны реальны

Обнаружены колебания пространства-времени, обнажившиеся благодаря коллизии двух черных дыр, произошедшей около одного миллиарда лет назад. Открытие позволило подтвердить озвученные Эйнштейном предсказания.

2016 года: У Земли есть почти точная копия

Астрономами обнаружена потенциально обитаемая земплеподобная планета, расположенная рядом с ближайшей к Солнцу звезде.

Ознакомились? А теперь скажите, сколько из этих научных открытий действительно привлекли широкое и заслуженное внимание общественности? Многие люди, возможно, действительно слышали об открытии бозона Хиггса, состоявшемся 4 июля 2012 года. Однако всего 11 дней спустя вышел клип южнокорейского поп-исполнителя на песню «Gangnam Style». С момента открытия бозона Хиггса самое популярное видео на площадке видеосервиса YouTube об этом событии собрало чуть больше 2 миллионов просмотров. Клип «Gangnam Style» собрал более 2 миллиардов (2,7, если на настоящий момент). Легко запоминающаяся мелодия оказалась на более чем три порядка интереснее, чем открытия, позволяющие сильнее углубиться в наше фундаментальное понимание реальности. Если говорить, что это разочаровывающая статистика, то это практически ничего не говорить.

На человеческом уровне – это простая трата своего таланта. А ведь сколько в мире на самом деле прирожденных ученых так никогда и не обнаружили своего дара, потому что они никогда не проявляли своего интереса к науке…

На практике – это утраченная возможность. Именно такие утраченные возможности замедляют темпы роста инноваций, являющиеся драйвером экономического роста, оставляя нам лишь надежду (а не возможность, ведь она была утрачена, помните?) на то, что очередной астероид или эпидемия нас в конечном счете всех не убьют.

На более фундаментальном уровне – это пустая трата жизни. Не вашей, моей, его или ее. Всей жизни. Мы, люди, состоим из атомов, выкованных звездами. Наукой доказано, что каждая звезда Млечного Пути из перечня изученных содержит элементы фосфора, серы, азота, углерода, водорода и кислорода в различной концентрации, а комбинация веществ определяет разнообразие биологических молекул объекта. С учетом этого можно ли предположить, что каким-то уникальным для Вселенной образом те частицы, из которых мы состоим, соединились между собой таким образом, что в конечном итоге мы обрели возможность самостоятельного изучения природы этой Вселенной и тех законов, которые ею управляют? Мы обрели возможность задавать вопросы, выводить гипотезы, в конце концов, получать знания. Мы можем предсказывать будущее. У нас есть долг перед самими собой и космосом — использовать наш невероятный интеллект в полном объеме. Так, может, уже пора взяться за ум?

К счастью, не все так плохо, как может показаться на первый взгляд, и есть светлые признаки, свидетельствующие о сдвиге положения дел в правильную сторону. И самым обещающим, пожалуй, является «демократизация знаний».

Базовые знания в науке можно уже без проблем получить, например, через ту же «Википедию». Более продвинутое образование доступно на том же видеохостинге YouTube. Результаты новых исследований, многие из которых связаны с физикой, математикой, астрономией и многими другими сферами, сегодня публикуются в Сети. Сторонники свободной информации выступают за предоставление любому желающему доступа к необработанным, чистым данным, наделенным только фактами. Представленные в Интернете краудсорсинговые платформы изменяют те пути, согласно которым наука и научные знания распределялись годами и десятилетиями раньше. В Сети растет уровень сотрудничества между самыми выдающимися представителями того или иного научного поля. Нельзя также не отметить положительный прогресс в сторону появления возможностей любому желающему провести свой собственный анализ собранных данных и, возможно, даже совершить на базе этого свое собственное научное открытие. В то же время ученые прекрасно понимают, что важнейшая часть этого прогресса будет также зависеть от возможности обмениваться своими мыслями, идеями и открытиями с простой общественностью. И поскольку доступ к знаниям становится действительно универсальным, это лишь сильнее усиливает такое желание.

Несмотря на то, что большинство из нас неспособно предсказать будущее, мы все же имеем возможность надеяться на то, что в ближайшее время мы станем свидетелями резкого скачка и развития культуры знаний, в которой многие из нас видят цель, ради которой они и были рождены: стремление знать.

Юрий Мильнер: наука для всех, или любопытство может победить

1. VARY

Стремление знать не возникло само по себе.
    И просто знать бессмыслено.
    Стремление знать имеет смысл только с целью создавать.
    А создавать надо для достижения бессмертия и новых, исходящих от человека, миров для бессмертной жизни.

2. DeusEx

Товарищ хочет собрать все "сливки" (Прометея насмотрелся). Думает, если первый - то "друзья" подарят что-нибудь. Но это вряд ли, они не Дед Морозы и наше кино не смотрят.

• Bebel

DeusEx, Не ваще норм мужик, получше Абрамовичей-Дворковичей, хотя, той же масти, согласен, точнее национальности, но(!) Родину в шубохранилища не вывез, уже за то респект, сделал бабло на IT, хотя(!) mail.ru ражно полное еще похлеще яндекса будет ...

Очередной дохерархам из 90-х, соратник Ходорковского и очередная отмывочная под крышей благотворительности. Что-то в образование или медицину не вложился, в науке разочаровался, мол, ну её, науку, лженаукой заниматься буду, нехай маховик дебилизатора по России летает (отправлено из приложения Hi-News.ru)

4. Ванихаббат

*в ближайшее время мы станем свидетелями резкого скачка и развития культуры знаний*

Не станем. Скорее наоборот. Мильнер прав в том, что доступность научных знаний стала выше, чем, скажем, пятьдесят лет назад — за счет развития коммуникационных технологий. Однако, за счет их развития и уровень информационного шума стал на порядок выше. И этот информационный шум "забивает" все коммуникационные каналы, по которым человек получает информацию, не оставляя места для сложной информации, которую еще к тому же необходимо анализировать. В результате 2 миллиарда смотрят гангам стайл, поскольку эта информация проще в постобработке, нежели брейкинг ньюз про бозон Хиггса. И, с дальнейшим развитием вики и "трубы", эта ситуация будет только усугубляться, вот увидите.

5. dawson.white

С точки зрения Вселенной, атомов, и возникшей из них нашей жизни, она бессмысленна, и знания, прогресс и т.д. все бессмысленно, ибо в итоге все умрет, распадется и т.д. С этой точки зрения каждый себе смысл жизни определяет сам, и он может быть абсолютно любым, при этом оставаясь равнозначным. Так что призыв заниматься наукой основанный на этом это ерунда) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• RodionX

dawson.white, А вот то, что всё распадётся ещё не факт и не факт, что это необратимо или от этого нельзя как-то уйти. Думаю мы не обладаем и 10% знаний о Вселенной. Или ты считаешь, что цивилизация, поучившая электричество ~130 лет назад уже знает досконально всё ?))
      На данный момент, конечно, выглядит всё это пессимистично. Мы все умрём, строить цивилизацию бесполезно, потому что вся материя распадется. Так что можно пойти и повеситься. Но опять же - нам ещё многое предстоит узнать. Пока есть надежда, что у нас есть шанс, нужно жить и строить цивилизацию...

6. Аноним

Если уважаемый автор задумывается над вопросом популяризации науки, рекомендую обратить внимание на некогда популярный, но умерший из-за отсутствия финансовой поддержки сайт "мембрана". Многие бы были благодарны за его возвращение в сеть. Хотя вряд ли автор читает комментарии. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

7. Editor54

Любопытство-знание и классификация окружающего-забота о безопасности и выживании-простой эгоизм.

8. donaldcrack

Ну если посмотреть то что сеичас находится, так сказать, "в тренде" или "образование" на ютубе, то это просто рукалицо. Если бы както фильтровали весь поток того бреда и закидывали действительно чтото стоящое то было бы норм, а так...

9. logiccell

"Нельзя также не отметить положительный прогресс в сторону появления возможностей любому желающему провести свой собственный анализ собранных данных"
    Что мы и сделали! Просто выложили в виде фильмов на нашем сайте http://in-natura.ru знания наших предков!
    Не надо ничего изобретать! Все давнооо, известно, и без всяких бозонов, гравитационных волн и т.д.!

10. logiccell

А вот предсказание.
    В настоящее время на солнце происходят явления, которые могут полностью изменить жизнь на планете. Вот говорят: эпоха 6 солнца, человек 6-й расы. Откуда это все взялось ? Солнце уже перешло на 6-й уровень ядерных ( условно, для понимания) реакций. Т.е. в атомах водорода начала выгорать оболочка 3-го слоя. Шестой по счету слой получается , если считать от 8-го наружного слоя. Разница в уровнях энергий с предыдущим 4 слоем примерно 20МЭВ. Т.е. на землю уже!!! начали поступать более высокоэнергетические(высокочастотные) кванты!
    Кстати, ученые уже зафиксировали в мантии земли высокочастотные колебания. Информацию можно найти в сети. Кроме того, также зафиксировано , что атом водорода уменьшился на 4%.
    К чему это приводит? Понятно, что если дневная сторона земли нагревается на 20 порядков сильнее, а холодная (ночная) как и прежде, то происходят при вращении земли перетоки огромных масс воздуха, что естественно приводит к таким аномалиям, как торнадо, смерчи, град, небывалые ливни в районах, где их раньше не наблюдалось, и т.д.Что мы уже и наблюдаем.А как происходит нагрев атмосферы? Очень просто. Поступающие на землю высокоэнергетические кванты увеличивают скорость броуновского движения молекул воздуха атмосферы и происходит существенный ее нагрев, за счет трения молекул. Так , что в ближайшие 1,5 года полярные шапки растают! К чему это приведет? К затоплению огромных территорий. Сокращению территорий для посева с/х растений. К голоду , нехватке воды , к большому количеству экологических беженцев. России надо уже!!! готовить место для переселения жителей Петербурга. Но и это еще не все. Поступающие на землю кванты(а точнее микрокванты) изменяют зону электронных оболочек атомов вещества. Т.е. изменяется зона объемного заряда между соседними атомами. А это влияет на все!!! химические процессы. Т.е. известные нам химические соединения , например, лекарства перестают действовать! Можно прочитать в сети "Апокалипсис антибиотиков"(Американка скончалась из-за инфекции, устойчивой ко всем доступным в США антибиотикам Американка умерла от инфекции, которая оказалась устойчива ко всем 26 видам антибиотиков) . Но изменяются также и пороги срабатывания в ядерных реакциях и в боеприпасах. Предполагаю , что в ближайшее время уже появятся свидетельства, что уже начались самоподрывы.
    Начинают резко мутировать и все живые организмы. Появляются новые бактерии, грибковые заболевания. Если у кого есть знакомые на Кипре спросите их о погоде прошлым летом. Такого никогда не было. Очень жаркий и обжигающий легкие воздух, что нельзя выйти на улицу и сделать вдох, не говоря уже и о его температуре.
    Т.е. на земле начинает устанавливаться тропический климат и в экваториальной зоне нельзя будет жить. Гравитация начнет понемногу возрастать. А как для человека? В связи с переходом солнца на 6 й уровень ядерных реакций у поверхности земли появилось большое количество свободных диадных комплексов в активной форме, которые влияют на структуру организма человека. А они влияют на энергетику организма, а также структурируют его тело. Человечеству уже!!! природой брошен вызов! Более подробно на вышеуказанном сайте!

• ADAM

logiccell, Солнце уже перешло на 6-й уровень ядерных ( условно, для понимания) реакций. Т.е. в атомах водорода начала выгорать оболочка 3-го слоя. Шестой по счету слой получается , если считать от 8-го наружного слоя. Разница в уровнях энергий с предыдущим 4 слоем примерно 20МЭВ. Т.е. на землю уже!!! начали поступать более высокоэнергетические(высокочастотные) кванты!

Доказательства есть?ссылки на авторитетные издания? Или бред очередной

11. Hralain

полная чушь...деньги-вот что решает, наука требует гигантской материальной базы. Опять же денежки учёным нужно платить, чтобы они что-то делали. На фанатизме долго не проживёшь, кушать тоже хочется и машину хочется и жить хочется с комфортом

12. ted-ufa

Одна лишь демагогия. О глобальных изменениях за полтора года в жизни не поверю. Чем шире понятия которые мы рассматриваем, тем больше нужно времени на их изменение. В наш век возможно таяние ледников, но не за полтора года. Для популяризации науки, необходимо искать новые пути,пытаться возрадить старые методы безполезно. Инструментом могут быть так же информационные технологии. Главное то как их использовать.

• ADAM

ted-ufa, что бы популяризовать науку нужно связать ее с потребностями человека и показать, какую выгоду получит человек от науки, наука большей частью и так связанна с потребностями, но обыватели не осознают этого.Для людей наука сложна, скучна и не удовлетворяет сиюминутных потребностей а труда требует большого.Ленин ошибался, когда говорил, что каждая кухарка сможет управлять государством, так и здесь не каждый человек имеет склонность заниматься наукой, это обусловлено генетикой.Сколько раз наблюдал, что дети спортсменов спортсмены, дети ученных ученные. Если у обычных детей любопытство ослабевает с годами, то будущих ученных оно неуемно на протяжении всей жизни.

• ted-ufa

ADAM, В том что дети спортсменов спортсмены,дети ученых ученые с этим не согласен.намного больше других вариантов, дети водителей-юристы, дети юристов-медики, дети преподавателей-да кто угодно, но за частую не преподаватели. Спортсмены, ученые, певцы конечно постараются засунуть своих чад в теплые места и генетика тут не при чем.Среда да. Дать каждым равные условия для развития и только здесь возможно говорить о генной наследственности.Ленин может был и прав.Научи обычную кухарку управлять государством и она будет это делать,но эфект конечно будет разным. У меня есть один из выходов для этой ситуации, надо дать людям простую возможность влияния на науку, ее обсуждению и приобщения к разработкам. Дать школьникам возможность самостоятельно померятся силами с другими школьниками с разных регионов в школьных дисциплинах. В общем об этом и один из разделов программы "Россистематика" единая система и систематизация интернет данных. Лучше я буду чем-то заниматься, для популяризации науки, чем буду об этом разговаривать и устраивать демагогию.

• ADAM

ted-ufa, Поддерживаю, нужно заниматься делами, вместо демагогии. Еще добавлю, для популяризации науки неплохо бы позаимствовать методы у маркетологов,рекламщиков, пиарщиков. Нужно внедрять интерес к науке в мейнстрим, сделать ее модной, трендовой,внедрять в субкультуру молодежи.Среди молодежи есть отрицательный образ ученного "Ботан" слабый, неуверенный умник, казалось бы мелочь, но влияние, этот образ оказывает на молодую душу отрицательное. Популяризация науки весчь весьма масштабная и трудоемкая, эта работа Министерства культуры и молодежной политики,но они плевали с высокой колокольни на это) И да хорошая идея с россистематикой, в частности идея сделать десктопное приложение для ПК, думаю очень удобно.Попробуй на boomstarter.ru закинуть проект.Удачи в начинаниях, главное никогда не сдаваться.Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой.Гете)

13. RodionX

Давно это понял. Чем умнее человек и интересуется наукой, любит думать, обдумывать, анализировать что-то, тем больше его отвергает "стадо". Для стада он "СКУЧЕН" ))) Конечно скучно, когда тебе рассказывают о прогрессе в изучении стволовых клеток или перспективах ИТЭР и термоядерной энергетики, когда ты уже школьную программу 7 класса слабо понимал. Гангам-стайл вот что весело!! Стритрейсинг, айфоны, клубы с кальяном, тусовки на дому, путешествия, посиделки в ресторанах с "успешными людьми", котики и так далее. Круть же... А не все эти ваши "термояды".

У меня есть смутные догадки, что есть план, по которому, когда люди для массовости, рабочих рук, большого рынка сбыта товаров для рождения большого количества детей, чтобы прокнул гений - уже будут не нужны, то эту массу просто бросят на произвол судьбы, или даже уничтожат. Всех этих неблагодарных и тупых свиней содержать думаю никому удовольствия особого не доставляет.

Даже сейчас видно как правительства к народу относятся уже по остаточному принципу.

14. wizard76