Событие Большого Взрыва снова под сомнением

Илья Хель

Астрономы, недавно объявившие всему миру об обнаружении доказательств гравитационных волн, порожденных Большим Взрывом, теперь говорят, что могли ошибаться. Ряд астрономов и физиков подняли критику вокруг исследования.

BICEP2

Гравитационные волны впервые были предсказаны в рамках теории относительности Альберта Эйнштейна. Это некая рябь на ткани пространства-времени, которую никогда не наблюдали непосредственно.

Исследователи Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в марте сообщили, что обнаружили доказательства этих волн, хотя и не сами волны. Если их данные верны, свойства этой ряби обеспечат неоспоримые доказательства космической инфляции. Согласно этой модели, в первые доли первой секунды после Большого Взрыва Вселенная расширялась во много раз быстрее скорости света.

Джон Ковач из Гарвардского университета возглавил поиск доказательств подобных условий в юной вселенной. Его команда рассматривала паттерны космического микроволнового фона, «эхо» Большого Взрыва. Это излучение осталось еще с тех времен, когда субатомные частицы формировались в атомы, спустя примерно 380 000 лет после Большого Взрыва.

Телескоп BICEP2 (Background Imaging of Cosmic Extragalactic Polarization) собрал большую часть необходимых данных для исследования гарвардцев. Обсерватория работала в районе Южного полюса с января 2010 года по декабрь 2012 года.

Не так давно команда BICEP2 опубликовала свой анализ данных, который может подтвердить теорию космической инфляции. Данные BICEP2 не в состоянии «исключить возможность того, что излишний сигнал может быть объяснен достаточно ярким излучением пыли».

Другие группы и астрофизики также выразили свои сомнения относительно мартовских выводов. Лоуренс Краусс, физик из Университета штата Аризона, указывает на ряд проблем в выводах, включая противоречивые данные со спутника Планка, а также возможные помехи от галактической пыли.

«Даже если сигнал BICEP2 был получен из первичных гравитационных волн, необходимы различные проверки на непротиворечивость, прежде чем мы окончательно утвердим то, что этот сигнал — от инфляции», — прокомментировал Краусс.

Обсерватория BICEP2 отсканировала два процента неба на одной частоте. Данные, полученные в результате работы спутника Планка, были извлечены из шести частот, охватывающих в три раза больше площади. Группа исследователей, работающих в рамках этой программы, должна опубликовать свои выводы в течение нескольких месяцев.

«Думаю, им стоило быть более осторожными в своих грандиозных выводах», — высказался Дэвид Шпергель, астрофизик-теоретик из Принстонского университета.

О важности исследования BICEP2 мы писали ранее.