Насколько близко друг к другу могут оказаться две инопланетные цивилизации?

19 Мая 2018 в 10:00, Илья Хель 17 510 просмотров 50

На планете Земля, на орбите Солнца, мы единственная разумная жизнь. Где-то еще в Солнечной системе вполне могла существовать микробная жизнь, но разумная, сложная, разнообразная и многоклеточная жизнь — маловероятно. Разумные инопланетяне, если они населяют другой мир, находятся по меньшей мере в четырех световых годах от нас. Что это: случайность или закономерность? Насколько близко вообще две независимые разумные цивилизации могли бы оказаться во Вселенной, если забыть про межзвездные путешествия и предположить, что они развивались в разных звездных системах и хоть немного являются «жизнью»? В шаровых скоплениях может быть высокая плотность звезд, но не будет ли повышенная плотность мешать обитаемости? У астрофизика в плотном шаровом скоплении было бы совершенно иное представление о Вселенной и поиске экзопланет.

Чтобы появилась жизнь, необходимо выполнение множества условий, но основные ингредиенты для нее имеются по сути везде. Даже если ограничиться поиском жизни, которая химически будет похожа на нашу, Вселенная будет полна возможностей.

Атомы могут собираться в молекулы, включая органические молекулы и биологические процессы, как на планетах, так и в межзвездном пространстве. Возможно, жизнь началась не на Земле, а и вовсе не на планете.

Нужно, чтобы сформировались достаточно тяжелые элементы, из них — твердые планеты, органические молекулы и строительные блоки жизни. Вселенная родилась без них. После Большого Взрыва Вселенная на 99,9999999% состояла из водорода и гелия. Не было углерода, кислорода, азота, фосфора, кальция, железа и вообще любых сложных элементов, необходимых для жизни. Чтобы они появились, должно было родиться и умереть множество поколений звезд, которые выжигали свое топливо и умирали сверхновыми, преобразуя созданные тяжелые элементы в новое поколение звезд. Для самых тяжелых элементов нужно слияние нейтронных звезд, а без этих элементов на Земле не было бы жизни и наши тела не могли бы существовать. Шестеренки астрофизики должны были работать на полную мощность.

Несмотря на то, что Земля сформировалась через 9 миллиардов лет после Большого Взрыва, Вселенной не пришлось ждать так долго. Мы классифицируем звезды по трем группам:

• Население I: звезды типа Солнца, на 1-2% состоящие из элементов тяжелее водорода и гелия. Этот материал хорошо обработан и создает в солнечных системах смесь газовых гигантов и твердых планет, способных поддерживать жизнь.
  • Население II: это по большей части старые звезды. Их содержание тяжелых элементов может составлять 0,001—0,1% от солнечного, а миры возле них в основном диффузные, газовые. Тяжелых элементов для жизни может быть слишком мало, и они будут примитивны.
  • Население III: первые звезды во Вселенной, которые совершенно не были испачканы тяжелыми элементами. Таких мы пока не находили, но теоретически они существуют (и существовали).

Если посмотреть на первые галактики, они полны звезд населения II. Но в нашей близости мы наблюдаем смесь молодых и старых, богатых и бедных металлом звезд.

Одним из самых важных уроков, вынесенных миссией «Кеплер», стала система Kepler-444. Это звезда населения I (с планетами вокруг), но намного, намного старше Земли. Нашему миру 4,5 миллиарда лет, а Kepler-444 — 11,2 миллиарда, что подразумевает, что Вселенная могла сформировать мир по типу Земли давным-давно, за 7 миллиардов лет до формирования Земли. Учитывая такую возможность, а также тот факт, что в центре нашей галактики больше богатых металлом светил, чем на регионах, вполне может быть, что где-то во Вселенной (и, может, даже в Млечном Пути) существует система с разумной жизнью.

Итак, учитывая все, что мы знаем о том, где могут быть подходящие для жизни звезды, насколько близко могут оказаться две инопланетные цивилизации? Где их искать? При каких обстоятельствах? Давайте рассмотрим пять самых вероятных вариантов, подобранных Итаном Зигелем.

Одна и та же солнечная система

Это просто мечта. В первые дни Солнечной системы вполне вероятно, что Венера, Земля и Марс (и, возможно, даже Тейя, гипотетическая планета, которая столкнулась с Землей и сформировала Луну) — все находились в подходящих для жизни условий. У них была корка и атмосфера, полные ингредиентов для жизни, а также когда-то была жидкая вода на поверхности. Венера и Марс при ближайшем подходе оказываются от Земли на 38 миллионов и 54 миллионов километров соответственно. Но в системах красных карликов (M-класс) планеты разделены значительно меньшими расстояниями: примерно 1 миллион километров между потенциально обитаемыми мирами в системе TRAPPIST-1, например. Луны возле гигантских миров могут быть еще ближе. Если жизнь успешно развивается при определенных условиях, почему бы ей не повторить это дважды в одном и том же месте?

В пределах шарового скопления

Шаровые скопления — это массивные собрания сотен тысяч звезд, заключенных в сферу в несколько десятков световых лет в радиусе. Во внешних регионах сферы звезды разделены световыми годами, но во внутренних, самых плотных скоплениях расстояние между звездами может быть таким, как от Солнца до пояса Койпера. Орбиты планет в таких звездных системах должны быть стабильны даже в плотных условиях, и учитывая, что мы знаем о шаровых скоплениях, которым меньше 11,2 миллиарда лет, как Kepler-444, в них может быть много подходящих для жизни кандидатов. Несколько астрономических единиц — это удивительно небольшое расстояние между двумя цивилизациями, не так ли?

Рядом с галактическим центром

Чем ближе вы оказываетесь к центру галактики, тем плотнее становятся звезды. В пределах центральных нескольких световых лет плотность звезд чрезвычайно высока, даже если сравнивать с ядрами шаровых скоплений. В некотором смысле галактический центр чрезвычайно плотный, поскольку содержит черные дыры, огромные скопления масс и звездообразований, которых нет в шаровых скоплениях. Но проблема звезд, которые мы видим в центре Млечного Пути, состоит в том, что они слишком молоды. Возможно, из-за нестабильности региона звезды редко проживают даже миллиард лет. Несмотря на повышенную плотность, такие звезды вряд ли обзаведутся развитыми цивилизациями. Они просто не живут.

В плотном скоплении звезд или рукаве спирали

Как насчет звездных скоплений, которые формируются в галактической плоскости? Рукава спиральной галактики плотнее, чем другие регионы, и именно в них, как правило, появляются новые звезды. Звездные скопления, которые остаются от тех эпох, часто содержат тысячи звезд, расположенных в регионе всего в несколько световых лет. Но опять же, звезды не остаются в таких условиях надолго. Типичное открытое скопление звезд распадается через несколько сотен миллионов лет, а миллиарды лет живут лишь некоторые. Звезды движутся по спиральным рукавам постоянно, включая и наше Солнце. И хотя звезды в рукаве могут сходиться на 0,1 светового года, они вряд ли будут хорошими кандидатами для жизни.

Распределение по межзвездному пространству

Итак, мы возвращаемся к тому, что наблюдаем в нашем собственном районе: расстояния в несколько световых лет. По мере приближения к центру галактики, вы можете уменьшить эту дистанцию до той, что видели в открытом скоплении: 0,1—1 световой год. Но если подойти еще ближе, возникнет проблема, которую мы наблюдали слишком близко к центру галактики: слияния, взаимодействия и прочие катастрофы, которые разрушают стабильную среду. Можно подойти ближе, но обычно межзвездное пространство такого не позволяет. В лучшем случае можно дождаться, пока рядом пройдет другая звезда, а это происходит раз в несколько миллионов лет.

В общем и целом, хоть мы и не ожидаем, что разумная инопланетная жизнь будет распространена и повсеместна во Вселенной так же, как планеты и звезды, каждый такой мир, соответствующий правильным условиям, это большая редкость. И каждый раз, когда вам выпадает такой шанс, успех будет маловероятным. Число возможностей, которые могут стать реальностью, очень ограничено. Но теперь мы хотя бы знаем, чего ожидать, если найдем во Вселенной кучу других развитых цивилизаций.

Насколько близко друг к другу могут оказаться две инопланетные цивилизации?

1. Иванов Виктор

То что мы единственная цивилизация в Солнечной системе,я не согласен.

• bOOOO

Иванов, А кто еще есть кроме нас? Марсиане?

• rooter

bOOOO, Возможно на Европе есть какая нибудь подводная цивилизация.

• Dopamine

rooter,  А почему не на Энцеладе, Ганимеде, Рее, Титании, Обероне, Тритоне, Плутоне, Эрисе, Седне, Орке? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• rooter

Dopamine, Потому что на Европе под поверхностью обнаружен океан(по косвенным признакам), даже проект готовили НАСА по отправки аппарата с атомным реактором, который расплавит лед и погрузиться в океан, но проект заглох. А на перечисленных вами, неизвестно есть океан или нет.

• macss

Иванов, А кто нас спрашивает?
      Вообще-то возле каждой звезды(кроме нейтронных)
      имеется жизнь.
      А иначе зачем звезды зажигать?

2. Иванов Виктор

Планета Земля в Солнечной системе имеет возраст 4,5 миллиарда лет,а наша цивилизация существует 12000 лет,а останки первых человекообразных откопали с возрастом от 50000 лет. Очень вероятно,что и на Земле,и на Марсе с Венерой были НЕОДНОКРАТНО прошлые развитые цивилизации,но они или переселялись с планеты на планету из за падений громадных астероидов на их поверхности,или сами себя уничтожили в результате войн. Но вполне возможно,что сумели сохранить часть своей элиты в глубинах астероидов,потому как только там можно создать защиту от радиации и искусственную гравитацию ,позволяющую воссоздать прежнюю среду. И подобные сооружения отвечают условиям их малозаметности для обнаружения. С тех пор,эти прошлые остатки цивилизаций следят за нашим развитием и как то нас оберегают и направляют. Вот поэтому мы и видим разные НЛО,которые мы считаем пришельцами с других звёздных систем . Хотя этого тоже нельзя исключить,но только в результате пролета других Солнечных систем ,мимо нашего Солнца за многие миллиарды лет. Сейчас к нам ближе всего система Центавра,а через десятки тысяч лет ближе к нам будет звезда Барнарда. Всё дело в том,что и к нам,и мы летим во Вселенной как корабли цивилизаций !

3. Иванов Виктор

Не корысти ради, а токмо во исполнение воли прошлых цивилизаций!

4. Kajus Bonus

Ресурсов мало, населения много. Прогресс - это гонка, надо успеть начать космический майнинг, пока не сдулся плацдарм, в нашем случае Земля. Касательно нашей цивилы я наблюдаю хреновые перспективы. Вместо консолидации бесконечная грызня на расовой и религиозной почве, плюс амбиции племенных вождей с раздутым ЧСВ. С таким раскладом у человечества практически нет шансов, многие редкоземельные ресурсы уже на исходе, а они нужны, мы, я бы сказал, живем в эпоху откровения. Человечество либо сжав зубы и забив на толерантность и равенство бросит все силы на развитие, либо подрыгавшись ещё пару десятилетий вернется в средневековье...хотя нет, в начало двадцатого века (оставлю, с барского, плеча лысой обезьяне её любимый паровой котел)! В общем живем в самое интересное время! Хоть китайцы и говорят, что жить в эпоху перемен не айс, но зато интересно, история цивилы, как на ладони)!

• Dopamine

Kajus, Забив на толерантность и равенство? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• Kajus Bonus

Dopamine, А почему нет? Все начинали в одинаковых условиях, но цивилизация освоившая космос, это европейская цивилизация. Пора бы это осознать власть имущим и отделить пшеницу от плевел. Хотя думаю уже поздно, человечество на закате, в агонии дрыгает конечностями, азиаты с подобострастием копипастят, но сами, без влияния извне, скатятся в свои системы каст и дремучее средневековье, благо скоро всему придёт песец. С удовольствием поброжу по развалинам, попинывая обглоданные черепа обывателей...я об этом с детства мечтаю...и похоже до сбытия мечты осталось совсем немного. Ну не переживет Земля семь миллиардов альфадрочеров (я конечно утрирую, но в целом посыл таков).

• Dopamine

Kajus, Даже спорить не хочется с такой ерундой. Вы уж простите. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• Kajus Bonus

Dopamine, В чем ерунда? В том что заданный уровень потребления, если его применить ко всем 7 ярдам человек, планета не выдержит? А именно это и провозглашают идеологи гуманизма.

• JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU

Kajus, Поговаривают, что 10-12 все же выдержит, так что вам нужно набраться терпения и здоровья, чтобы ненанароком не освободить кому-то раньше времени свое тепленькое местечко :)

• rooter

JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU, Да все 20 минимум выдержит, если Азия выдерживает около 5млрд (китай,индия,пакистан), а чем например Россия хуже их? По территориям и ресурсам Россия больше Азии а живем как вымирающие аборигены. Кстати Сибирь вон уже зачищают для китайцев, принимают китайских мигрантов, граница открыта, вывозят все ресурсы в китай, и продают им земли, будет новый Китай2 с новыми 2млрд. Или та же Америка может вместить те-же 2млрд, как северная так и южная. В общем считаю что проблема перенаселения это жидо-масонские сказки которым и миллиарда достаточно, а большим количеством им сложно управлять.

• Kajus Bonus

rooter, Выдержать то выдержит, но с каким качеством жизни? Я то пишу про то, что если сейчас европейские стандарты применить ко всем семи ярдам человеческих тел, то ресурсов не хватит, а значит надо забить на гуманизм и двигать науку и прогресс. Одним словом мы стоим на распутье, либо, собрав волю в кулак, человечество продолжит свой прогресс, либо скатится в человеколюбие, равенство, братство, и как следствие в первобытнообщинный строй. Если провести аналогию со статьей и представить, что через это проходят все цивилизации, то вывод не утешителен...хотя моё личное мнение, основанное на современном знании, говорит, что во вселенной мы одни.

5. Noobonytos

А почему вы думаете, что это вы будете пинать черепа

• Kajus Bonus

Noobonytos, Мечта такая. Яж написал, с детства...во сне приснилось. Иду я значит по развалинам родного города, денек погожий, птички чирикают, кругом бурьян пробивается сквозь завалы и осваивает трещины в асфальте...одним словом красотища!

6. Noobonytos

Хороший у вас взгляд на развитие, ничего не скажешь, сначала говорите, что человечество должно стремиться к прогрессу не жалея себя, затем предсказываете очевидный итог, "прогуливаясь среди руин попинывая черепа", итог "ошеломляет своей перспективностью, разве что, небытия".

• Kajus Bonus

Noobonytos, Мы все умрем. Я просто хочу насладиться перед смертью феерическим зрелищем заката цивилизации...но не отрицаю, что есть некий шанс, что человечество таки шагнет за горизонт и тогда я с удовольствием поживу в будущем, о котором читал в научно-фантастических книжках. В общем при любом раскладе я в выигрыше)

• Spaceman

Kajus, Предсказываю развитие второго расклада,но все это будет постепенным

• Kajus Bonus

Spaceman, Сейчас всё идет очень быстро,если запустят термояд и доизобретут движки на новых принципах тяги, то будущее наступит буквально завтра...если не смогут, то...попинаю черепа) В общем перепутье! Выбираем из двух вариантов, взлететь на воздух или провалиться сквозь землю. Печально, что я ни к тому ни к другому варианту не могу добавить даже малейшего пинка для рывка. Я хоть и работаю в реальном производстве, но оно на уровне середины прошлого века(

• Spaceman

Kajus, Я не вижу никаких причин для хождения по черепам людей(зверей- да)!

• JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU

Kajus, Вы можете взорвать свое родное производство в свое родном городе N, еще вы можете организовать секту пинателей черепов и регулярно пинать чьи-нибудь черепа, еще можете стать гражданином Исламского государства, они тоже верят в скорый судный день, который состоится на территории Сирии

• Kajus Bonus

JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU, Взорвать в смысле уничтожить или обеспечить взрывной рост)? Ни первое ни второе я не могу. Я обыватель, трудяга, а не Илон Маск. Если Вы не как я, то почему же ваша фамилия до сих пор не затмевает заголовки газет? Или Вы только советы давать горазды?

• JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU

Kajus, Я горазд давать советы и даю вам совет взорвать ваше родное производство в прямом смысле этого взрывного слова!

7. Иванов Виктор

Если человечество протянет ещё 20-30 лет,то с помощью Безоса и Маска возможен бекап ! И не обязательно только на Марсе,а и в атмосфере Венеры. А там освоят цилиндры О,нила в сердцевинах астероидов,и постепенно возродятся. Уж очень мы жизнестойкие приматы.

8. ktotogdeto

"Но теперь мы хотя бы знаем, чего ожидать, если найдем во Вселенной кучу других развитых цивилизаций."
    Вся статья написана более-менее последовательно и понятно, но указанная выше последняя фраза ввергла меня в задумчивость. Автор, разъясни дураку: так чего ожидать? Чего теперь мы знаем? А? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

9. ShC

Если предположить, что вместо Луны могла быть планета примерно с Землю и обращались бы они с Землей вокруг общего центра масс, то это расстояние могло бы получиться лишь немногим дальше, чем сейчас до Луны. Вот интересно, могло бы такое произойти. И как изменилась бы история и политика, если бы рядом была еще одна обитаемая планета со своими цивилизациями.

Наука бы явно продвинулась. Скорее всего, они поначалу запретили бы собирать образцы. И земляне стали бы придумывать способ, как первыми незаметно посадить туда зонд, собрать материалы и доставить их на Землю.

10. HOMEN

Иль

11. HOMEN

Илья Хель (автор статьи), вероятно, считает себя очень крупным астрофизиком, практически уже разобра́вшимся со всеми деталями строения нашей Вселенной, а кроме того, причислил себя к пророкам, которым Высшие Силы ниспосыла́ют Откровения (как святому Иоанну, например, или Нострадамусу – как минимум!…:)) и наделяют правом предсказывать будущее всем остальным – простым сме́ртным.
    Так бодро, по пионе́рски (в честь годовщины создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина – 19 мая! День в день!…:)), ничто́же сумня́шеся рассказал нам, ло́хам, всю правду – что было (11 миллиардов лет тому назад? Тю! Всё уж ясно давно – избранным и просветлённым!…:)) и что будет – тут вообще нет предмета для спора! Просто, как два пальца об асфальт!
    Даже известный лектор из "Карнавальной но́чи", рассказывая о жизни на Марсе, вёл себя скромнее…:((
    Тем читателям, кто не мнят себя гениями, способными понять устройство МироЗдания, прочтя пару-тройку книг по астрофизике (в лучшем случае…) и пролиста́в ·у́еву тучу разрозненных статей из Википедии, очень рекомендую почитать (внимательно, не торопясь) "Сумму технологии" великого Стани́слава Лема, написанную ровно полве́ка назад, между прочим. Лема предлагаю из своих личных предпочтений, конечно. Умнейших, достойных и компетентных авторов по затронутой в статье↑ теме, слава Богу, достаточно много. Надо уметь правильно выбирать себе учителей и, главное, уметь учиться самому́ – систе́мно, упорно, трудно и далеко не всегда быстро. Но было бы желание!
    Удачи Вам, здравомы́слящие! И поменьше самолюбования. ✌

12. triodpentod

откуда деза, от британских уч0ных ?
    им языком болтать не мешки ворочать

13. HOMEN

Между прочим, о перспективах преобразования нашей Солнечной системы – в достаточно далёком будущем (если оно всё же состоится, и властолюбивые парано́ики, захватившие управление в крупнейших научно-технологических центрах современной цивилизации и манипулирующие массовым сознанием, не совершат нашего глобального самоубийства в термоядерном или каком-то ином кошмаре…) – так вот, о великих перспективах задумывались много десятилетий назад умнейшие физики и философы, предлагая самые фантастические и грандиозные по масштабам (в человеческих ме́рках, конечно) проекты.
    Хочу напомнить об идее построения "сферы Дайсона", например, энергетически (и информационно) закрывающей целую звёздную систему (Солнечную – в нашем случае) и концентрирующей в ней всю технологическую и информационную мощь Разума цивилизации будущего. Повторяю – далёкого будущего, не очень-то реалистичного, при взгляде из сегодняшней действительности…:((
    Поскольку в обсуждаемой статье↑ говорилось, в том числе, о принципиальной важности для возникновения разумной жизни в звёздной системе "правильной" конфигурации, оптимального взаимного расположения в околозвёздном пространстве планет, пригодных для живых существ, предлагаю пофантазировать и представить трансформацию Солнечной системы, чуть более простую, чем в мечте о создании "сферы Дайсона".
    Среди планет, вращающихся вокруг Солнца, есть целый ряд таких, что сравни́мы с Землёй по своим размерам и массе, вот только разбросаны они по нашей системе весьма причудливо!…:)) Я имею в виду и Марс, и Венеру, и многие спутники Юпитера и Сатурна … … …
    Если есть замечательные планеты, в чём проблема? Надо просто переместить их в "пояс жизни" Солнечной системы! 👏 Всего-то и дело́в!… 😉 Начать предлагаю с Венеры и Меркурия. Следует передвинуть их на орбиту Земли – в точку, противоположную положению нашей родной планеты относительно Солнца. Причём разместить их будет разумно и практично именно па́рой, где Венера будет основной планетой, а Меркурий – её спутником. По аналогии с па́рой Земля - Луна…:))
    Ну и так далее… Мне кажется (безо всякого математического обоснования – кажется, и всё тут!…;)), что на одной орбите, сравни́мой с Земной, можно разместить до четырёх планет, подобных Земле по ма́ссо-габаритным параметрам. В вершинах своеобразного квадрата, и эти "вершины" синхронно вращаются вокруг Солнца, сохраняя эту конфигурацию взаиморасположе́ния.
    Как ни фантастично и феерично, может быть, даже анекдотично выглядит мой проже́кт "переформатирования" Солнечной системы, мне думается, в нём нет ничего невозможного. Людям нашего "светлого" будущего просто придётся – а куда де́нешься? – научиться управлять гравитацией. И вообще научиться ЖИТЬ ВМЕСТЕ, во всео́бшем согласии и взаимодействии – как элементам (клеткам?) одного огромного, но живого организма! Было бы желание!…
    Всё у нас (у них?…:)) получится? 😯
    Бог весть…

14. Иванов Виктор

Это ваше переформатирование похоже на дичайший прожект.((( Достаточно всю планету Земля превратить в управляемый космический корабль поколений,и отправиться в свободное плавание во Вселенной ! То есть покинуть Солнечную систему и управлять перемещением планеты. Естественно создав защиту от внешних угроз разрушая и уклоняясь от них.

• Kajus Bonus

Иванов, Я даже книгу фантастическую про это читал. Солнцу грозил коллапс и земляне, поставив гигантские движки на полюса, отбуксировали планету к другой звезде....сественно в процессе герои преодолевали всяческие трудности, сэлфились на фоне взрывающегося Солнца и всячески развлекались, пытаясь не сойти с ума во время долгого путешествия сквозь пустоту на застывшей и мертвой планете.

• Dopamine

Иванов, Франсис Карсак "Бегство Земли". Классика фантастики 60-х годов прошлого века. Нового сейчас придумать сложно. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• Noobonytos

Иванов, Идея с путешествующей землёй конечно горная, но как?реактивные движки не помогут.

15. Noobonytos

А никто не думал что планеты не жизнепригодные сейчас, станут природными в будущем, когда солнце сжигая последнее топливо, станет ярче и горячее, вынуждая человечество переселиться на Марс, затем на спутники юпитера Сатурна, там уже эти планеты гиганты ближе и начнётся добыча гелия 3 вконце человечество обоснуется на плутоне, где завершит последние этапы подготовки к перелету, планеты располагаются на тех местах на которых нужно, с залогом на будущее, смещать ничего не надо, да и смещение какой-либо одной планеты скорее приведёт к дизбалансу в солнечной системе, следствием чего могут сойти со своих орбит и ряд других планет

16. Иванов Виктор

Мы все проживаем на поверхности планеты защищаемые от радиации атмосферой и магнитным полем Земли. Но можно проживать на внутренней стороне цилиндра диаметром от 3 и более км,и длиной от 10-20-100 км. Стенки цилиндра защитят от радиации,а его вращение создаст гравитацию,позволяющую создать земные условия проживания. С полями,озерами,речками и небольшими горами. В цилиндре 3 на 20 км могли бы проживать до 200000 человек,что вполне достаточно для комфорта человеческого общения . Такие цилиндры можно выгрызать в сердцевинах подходящих астероидов,которых в нашей Солнечной системе очень много. Больше миллиона,и это не считая пояса Койпера(там вообще их триллионы) Вполне допускаю,что так и проживают представители прошлых цивилизаций. Такие астероиды очень легко могут управляться,как большие звездолеты поколений,и могут лететь в другие звёздные системы. Ну примерно как в фильме Пассажиры,где корабль Авалон летит к подходящей планете 90 лет.

• Dopamine

Иванов, Мне бы вашу уверенность в том, что существовали предыдущие цивилизации. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• Иванов Виктор

Dopamine, Тогда объясните многочисленные полёты НЛО ? Причем на протяжении тысяч лет. Нашей планете 4,5 миллиарда лет,а нашей цивилизации от силы 12000 лет. И что было в прошлом на Венере и Марсе ? Там в далеком прошлом,вполне были прекрасные условия для жизни.

• Dopamine

Иванов, НЛО? Вы серьезно? Что было на Венере и Марсе давно понятно. Если жизнь, не дай Б-г, там и была, то вряд ли многоклеточная. Но лично я сомневаюсь и в возможности одноклеточной жизни. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• Noobonytos

Иванов, А что есть НЛО в вашем понимании и как оно работает?

17. nomad62

Существует формула со многими переменными, оценивающая примерную вероятность зарождения белковой жизни во Вселенной.
    Если учесть все случайные переменные (начиная с БВ), которые позволили на Земле зародиться жизни и дали ей время и условия для развития до стадии разумной - то таковых наберется более двух сотен.
    И каждая из этих переменных абсолютно необходима.
    Там получается вероятность что-то меньше, чем один к гуголу.
    Т.е. мы - это случайно случившийся случай.
    Практически неповторимое чудо.