Почему первые трамваи в России называли «московскими гильотинами»?
Когда в середине 19 века по улицам российских городов впервые зацокали колеса конок — трамваев, которые тянули лошади. Люди радовались: наконец можно быстро и с комфортом добраться куда нужно. Но как только трамваи стали электрическими, восторг сменился тревогой. Новые машины получили в народе прозвище «московская гильотина». Как думаете, почему?

Первые трамваи в России приводились в движение лошадьми. Источник фотографии: 1prof.by
Первые трамваи в Москве и Санкт-Петербурге
Первые трамваи в России были вовсе не электрическими, а конными — их называли конками.
В Петербурге они начали ходить в 1863 году, а в Москве — летом 1872-го. Лошади тянули вагон по рельсам, что делало поездку быстрее и удобнее, чем по ухабистым мостовым. Для своего времени это был технологический прорыв, а горожане с интересом наблюдали, как «чудо на колесах» неспешно катается по улицам.

Один из первых электрических трамваев. Источник фотографии: pcnews.ru
Спустя несколько десятилетий конки уступили место электрическому трамваю. В 1892 году в Киеве заработала первая линия на электротяге. Москва подключилась чуть позже, в 1899 году.
Первые вагоны курсировали с восьми утра до восьми вечера, интервал движения составлял около 14 минут, а билет стоил 6 копеек. Скорость в 16 км/ч тогда считалась впечатляющей. Электрические трамваи стали символом прогресса и удобства, и москвичи быстро к ним привыкли.
Как работали первые трамваи
В начале 20 века трамвай стал частью городской жизни. Люди ездили на нем на работу, в театр, на рынок. Проезд оплачивали прямо в вагоне кондуктору, который давал билеты. В час пик горожане нередко рисковали и цеплялись за подножки, хотя это строго запрещалось.
Интересный факт: писатель Константин Паустовский, работавший в юности кондуктором, вспоминал бесконечные очереди на бульварах, ворчливых пассажиров и сквозняки из открытых окон — живые картины старой Москвы.

Люди в одном из первых трамваев России. Источник фотографии: dzen.ru
Что такое московская гильотина
Но вместе с популярностью пришла и беда. Электрический трамвай был новым, мощным и опасным транспортом. Улицы Москвы тогда были узкие, светофоров не существовало, а платформы вагонов оставались открытыми.
Пешеходы не успевали привыкнуть к скорости, и несчастные случаи случались часто. Газеты писали о трагедиях, карикатуристы высмеивали опасный прогресс, а москвичи с мрачным юмором прозвали трамвай «московской гильотиной». Это прозвище быстро прижилось и стало символом страха перед новой техникой. И все потому, что катающиеся на подножках трамваев люди иногда срывались и попадали под рельсы.

Смерть Берлиоза — своеобразная отсылка к гильотинам. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Позже образ трамвая получил вторую жизнь в литературе. Булгаковская Аннушка, разлившая масло, стала крылатой фразой и напомнила, что даже безобидная деталь может привести к роковой случайности. В романе именно трамвай становится орудием судьбы, отголоском тех самых московских «гильотин», которые когда-то пугали горожан.
Если вы все еще не подписаны на наш Telegram-канал, самое время это исправить!
Так история транспорта незаметно переплелась с историей культуры, оставив след и в жизни, и в литературе. А сегодня в России уже работают беспилотные трамваи, которые принимают решения быстрее человека!

Новости, статьи и анонсы публикаций
Чат с читателямиСвободное общение и обсуждение материалов