Эксперты: Tesla повторяет ошибки автомобильной промышленности 80-х

16 Мая 2018, Илья Хель 24

На протяжении большей части конца апреля завод Tesla во Фремонте, Калифорния, стоял. Как и фабрика аккумуляторов возле Кларка, Невада. Во вторник CEO Илон Маск отправил сотрудникам заметку, в которой сообщил, что пауза была необходима, чтобы заложить почву для более высоких уровней производства на ближайшие недели. Маск сказал, что хочет, чтобы все части компании выпускали по 6000 Model 3 в неделю до конца июня, утроив темп, которого достигла Tesla за последние недели. Это объявление увенчало девятимесячный период «производственного ада», как его назвал Маск, потому что Tesla изо всех сил пыталась нарастить производство Model 3.

Tesla возлагала большие надежды на производственные темпы Model 3. В 2016 году Маск нанял менеджера Audi Питера Хоххолдингера для планирования производственного процесса, а Business Insider описал его планы в конце 2016-го так: «Хоххолдингер считает, что роботы могут быть куда более значительным фактором в производстве автомобилей, чем сейчас, во многом потому, что многие компоненты предназначены для сборки людьми, а не машинами».

Через год Маск и сам рекламировал передовую робототехнику Tesla. «Мы доводим роботов до предела с точки зрения скорости их работы и просим наших поставщиков заставить роботов работать быстрее, а они в шоке, потому что никто никогда о таком их не просил», рассказывал Маск в ноябре. «Как будто роботы двигаются слишком медленно».

Теперь Маск признает свою ошибку. «Чрезмерная автоматизация в Tesla была ошибкой», недавно писал Маск. «Точнее, моей ошибкой. Люди недооценены».


Короче, роботы не работали.

Маск обнаружил, что крупномасштабное производство автомобилей — это сложная штука, и что не так-то легко усовершенствовать методы традиционных производителей автомобилей. И хотя автоматизация определенно сыграет важную роль в производстве автомобилей, это не та волшебная пуля, о которой Маск мечтал пару лет назад. Не то чтобы перепрыгнуть методы традиционных производителей авто — Tesla не может даже соответствовать в эффективности своим более известным соперникам.

И большинство экспертов в области автопрома считают, что Маску еще многое предстоит узнать.

«Многие ошибки, о которых мы слышим сейчас, это ошибки, сделанные остальной частью отрасли в 1980-х и 1990-х годах», говорит Сэм Абуэльсамид, отраслевой аналитик Navigant Research. Он указывает на опыт General Motors, которая потратила впустую миллиарды долларов на бесплодные попытки автоматизировать производство автомобилей в 1980-х.

В то же время недооценивать Маска — плохая идея. Маск всегда ставил оптимистичные дедлайны своим компаниям и затем не справлялся с ними. Но Маск настойчивый и быстро учится. Он сделал кучу ошибок, но он хотя бы на них учится и вполне способен превратить Tesla в конкурентоспособного производителя автомобилей.

Старые грабли

ArsTechnica пообщалась с двумя экспертами, которые проводят параллель с попытками автоматизации GM в 1980-х годах. В то время GM управлял председатель совета директоров и CEO Роджер Смит, а конкурентом компании была Toyota и другие иностранные производители. Смит грезил автомобильной фабрикой, на которой основную часть работы выполняли роботы, а сама компания производила автомобили эффективнее, чем кто-либо другой.

Вот как описывали результаты проекта автоматизации Смит на заводе GM в Хамтрамке, штат Мичиган, Пол Инграссия и Джозеф Уайт:

«По мере того, как сборочная линия в Хамтрамке пыталась разогнаться, управляемая компьютером тележка сбилась с курса. Роботы с распылителями начинали орошать друг друга вместо автомобилей, в результате чего GM конвоировала автомобили через весь город на старый пятидесятисемилетний завод Cadillac для перекраски. Когда массивный, управляемый компьютером «роботизированный» сварочный аппарат сминал кузов автомобиля или когда сварочная машина замирала намертво, останавливалась вся сборочная линия в Хамтрамке. Рабочие ничего не могли сделать, просто стояли и ждали, пока менеджеры вызовут техников подрядчика-роботодела».

В 1980-х годах GM потратила миллиарды долларов на продвинутую робототехнику, но эти деньги так никогда и не вернулись.

«Вместо того чтобы выводить роботов на сборочную линию по несколько за раз, подразумевая неизбежные проблемы с отладкой избыточного оборудования, GM поставила на то, что вся производственная система Хамтрамка с продвинутой автоматизацией будет работать идеально».

Прошло тридцать лет, и роботы стали более изощренными. Но базовые принципы остались прежними: автоматизация работает лучше всего, когда добавляется постепенно к процессу производства, который уже работает плавно. И Маск, похоже, допустил ту же ошибку, что и Смит: слишком много роботов — слишком быстро — мало времени на тестирование и улучшение процесса.

Роботы, по идее, должны производить больше автомобилей с меньшим количеством рабочих, но одно ироническое следствие чрезмерной автоматизации заключается в том, что на самом деле роботы могут потребовать больше рабочих. Инграссия и Уайт сообщают, что завод GM в Хамтрамке насчитывал около 5000 рабочих в середине 1980-х, а между тем на ближайшем заводе Ford работало 3700 рабочих. И последний «уделывал Хамтрамк с большим отрывом».

Сегодня Tesla испытывает такие же проблемы. Tesla производит свои автомобили на заводе во Фремонте, Калифорния, который раньше был знаменитым совместным заводом GM/Toyota под названием NUMMI. В 1985 году в NUMMI работало 2470 сотрудников, в первый год его работы, и произвело 64 764 автомобиля. К 1997 году было уже 4844 сотрудника, которые выпустили 357 809 авто.

В 2016 году в Tesla было от 6000 до 10000 рабочих, но компания произвела всего 83 922 машины. То есть завод Tesla в 2016 году был в два раза менее продуктивен, если считать на одного работника, чем в первый год под управлением GM. О показателях в дни расцвета в 1990-х и говорить не стоит.

«Количество людей, которых Маск туда затащил, подразумевает, почему он не зарабатывает деньги на машинах», считают эксперты. Но Tesla делает прогресс. Количество рабочих часов, необходимых для завершения транспортного средства, уменьшилось на 33% с начала 2016 года. Впрочем, сам Маск признает, что критика уместна. А значит он делает выводы.

Эксперты: Tesla повторяет ошибки автомобильной промышленности 80-х
Метки: , .

24 комментария Оставить свой

  1. Zelmm

    Маск молодец. Выводы сделал, исправится и так и не смогут его догнать остальные с электромобилями.

  2. alvidov

    Говорил же-скоро закат маска

    • Zelmm

      alvidov, *вы-находитесь-здесь.jpg*

      • alvidov

        Zelmm, Не вам ,челяди,решать ,что барину делать.

  3. JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU

    130 лет "уважаемая автомобильная промышленность" сидела и штаны протирала, пока Маск пендаля не дал ...

    • JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU

      JA_LULU_MASYU_I_NASTASYU, А теперь электрофицируйте нас, электрофицируйте нас нежно ...!

  4. rooter

    Откуда он вообще взял это дебильное выражение "чрезмерная автоматизация"? Это все равно что сказать недостаточный ручной рабский труд! Все эти богатеи, простой люд совсем за идиотов держат и откровенную дичь втирают. Единственное объяснение его антипрогрессивным и антитехнологичным действиям, это сохранить свое доминирующее положение управляющего компании, и не потерять свой источник сверх-обогащения.

    • GlobalElite

      rooter, Интересно, если меньше роботов, то больше рабочих. Правда меньше экономического роста, но когда это парило рабочих? Значит меньше роботов - лучше рабочих.

      • GlobalElite

        GlobalElite, Рабочим*

      • rooter

        GlobalElite, Роботом платить зарплату не нужно, и работают они круглосуточно. А зарплата человекам входит в конечную завышенную стоимость продукции. Но чтобы управлять людьми нужен эффективный менеджер, а управлять роботами нужен ИИ, поэтому Величайший так активно сопротивляется роботизации и не хочет делиться своей властью с ИИ, чтоб акционеры не выкинули его из фабрики как зажравшегося кота.

        • Putnik1964

          rooter, Зато зарплату нужно платить тем, кто эти роботы обслуживает и ремонтирует. И тем, кто обслуживает этих ремонтников - платят ведь не им напрямую, а сторонней организации.

          Вот и получается в лучшем случае баш на баш по денежке.

        • GlobalElite

          rooter, Во-первых роботы не бесплатные, а нужно выплачивать лизинг как рабочим зарплату. Другое дело что роботы могут производить то же кол-во товара за меньшие деньги, но, видимо, раз их списывают, они этого не делают.
          Во-вторых ни рабочими ни роботами управлять фактически не нужно, для этого у них есть своя внутренняя программа, которая к менеджменту не относится. ИИ или менеджер могут ставить задачи, но в таком случае они совершенно взаимозаменяемы. Какая разница: менеджер велит вам прикрутить к машине колесо или это высвечивается на экране компьютера.
          В-третьих, если бы Макс делал бы что-то невыгодное, его бы гораздо быстрее выкинули из фабрики, чем если бы он делал все то, что выгодно. К тому же не он же лично командует рабочими, так что ему боятся нечего.

  5. Putnik1964

    В общем с Теслой у него не получилось.
    Потому и взял паузу на обдумывание, стоит ли продолжать этот как он говорит "ад"...

  6. Megard

    Как только страны отменят субсидии на покупку этого мусора, так сразу он никому не станет нужен, кроме фанатиков.

    • Deus ex machina

      Megard, У меня Тесла. А у тебя вряд ли будет. Ибо денег на нее своими постами ты никогда не заработаешь...

  7. evetrov

    Почему то маска пытаются сравнить с GM.
    GM - огромный холдинг с кучей предприятий и управленцев и специалистов.

    А маск имеет в разы меньшую команду и сам шарит в производстве и существует он в десятки раз меньше времени чем GM.

    Так что еще немного времени и он со своей командой инженеров (!не менеджеров) сделает все лучше чем GM

    • Putnik1964

      evetrov, Немного времени, это ещё 15 лет? ;-)

      • amd212

        Putnik1964, +
        Планы у них грандиозные
        - 2025 год - выйти на объёмы производства АВТОВАЗа
        - 2053 год - догнать Форд по количеству производимых машин
        - 2312 год - выйти на уровень половины от производства GM

  8. amd212

    Маска могут снять с поста главы совета директоров Tesla

    Консультационно-представительская фирма Institutional Shareholder Services (ISS) советует акционерам Tesla сместить двоих членов совета директоров компании — инвестора Антониа Грасиаса и сына медиамагната Руперта Мердока Джеймса Мердока. Об этом сообщает Bloomberg.
    Кроме того, ISS предлагает создать позицию независимого председателя совета директоров. «Акционеры выиграют от сильнейшей формы независимого надзора за советом директоров в виде независимого председателя», — говорится в письме ISS клиентам. Основатель Tesla Илон Маск сейчас владеет более чем 20% компании и занимает одновременно позиции председателя совета директоров и СЕО.
    Трое из девяти членов совета директоров Tesla будут переизбраны на собрании акционеров 5 июня, это: Грасиас, СЕО Twenty-First Century Fox Джеймс Мердок и младший брат Илона Маска Кимбал Маск.
    ISS призывает голосовать против Грасиаса, так как считает, что тот перестал быть независимым по отношению к управлению компанией.

    rbc.ru/business/20/05/2018/5b00a8609a79472e4a9fdc9d

  9. KOT_da_Vinchi

    Tesla может стать золотоносной жилой, но, руководство фирмы совершенно не понимает сущности бизнеса.

    Как я говорю: Если хочешь стать безмерно богатым - создай свою религию!

    И, это аксиома, ибо люди начнут отдавать деньги ради собственной прихоти. А, религия подразумевает рекламу, захват рынка сбыта, уничтожение конкурентов, и приверженность адептов учению религии. Тогда даже руководить предприятием не обязательно, адепты будут сами делать всё, чтобы достаток не иссяк в предприятии, и существовать и развиваться предприятие будет само, под руководством ЦК КПСС (Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union)...))))))

    Вот Альберт Эйнштейн в 50-х сказал: Воротилы современного бизнеса должны быть благодарны СССР за создание планирования в бизнесе.

    И, добавил:

    В конце концов, мечты – это тоже форма планирования.

    И, все конгломераты используют плановое хозяйство, планы продаж, планы разработок и планы развития, которые были созданы в СССР. Да. СССР похерили капиталисты. Да. СССР развалили напрочь, и постсоветскому пространству дали устаревшую и несостоятельную рыночную экономику, которую заставляют заучивать как Отче Наш, чтобы не было полноценного развития бизнеса и экономики у всех, кто не в теме добычи финансов.

    Компания Tesla Motors, естественно, не в фарватере планирования финансовых воротил, это как ересь, что заслуживает искоренения или ограничения. Вот и бьётся Илон Маск мордой о стену плача. И будет биться, ибо он просто выскочка, а выскочкам отмерено; холмик на кладбище, крестик и две даты.... Ибо с акулами бизнеса не договариваются, их просто берут за жабры, чтобы не стать когда-нибудь на закуску рыбёшкой.

    Кто равняется на Илона Маска, знайте, что так делать, как делает Маск, делать не надо. И не делайте из Илона Маска - Иисуса Христа, ибо Маск не того ранга.

    Акулы бизнеса и финансов идут другим путём, как сказал Владимир Ульянов, они проповедуют каждому царство небесное - место на кладбище.

  10. KOT_da_Vinchi

    Какие 15 - 20 лет развития, или, чтобы выйти на высокий уровень производства?

    Необходимо сейчас начинать выход на 50% заложенной производительности, и за пятилетку достичь 120% производства электромобилей. Сегодня электромобиль отметил 177 лет своего существования, а завтра электромобиль должен отметить победу над всеми автомобилями, это типа, как возрождение Феникса. И не обязательно батарейки должны двигать электромобили, можно использовать электромобили-гибриды, чтобы нефтяные и газовые конгломераты работали в области электромобилей.

    Да. Сегодня от ДВС не избавишься, климатические условия это диктуют, но, диктовать всем снижение потребления кислорода из атмосферы обязательно, ради будущей жизни человечества.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.