Обзор портативного ЦАП и усилителя для наушников Sony PHA-3

Про новый портативный (ну почти) ЦАП и усилитель для наушников компании Sony я уже вкратце упомянул в своем обзоре новых флагманских наушников Sony MDR-Z7, настало время рассказать про него подробней, поскольку устройство получилось весьма интересное, хотя без небольших странностей не обошлось.

Заглавная картинка

В Sony поняли, что рынок портативной (и не очень) HiEnd-техники очень хорош с точки зрения маржи, и принялись вовсю его осваивать. Правда, до второй половины 2013 года шаги были весьма скромными. Sony, как компания, стоявшая у истоков революции портативного аудио, не могла не выпускать наушники, плееры и другую технику, но ориентирована она была скорее на «рядового» потребителя, а потребитель этот уже давно и уверенно перешел на смартфоны в роли источника звука. Маркетологи Sony подумали и решили двинуться в верхние сегменты. Представленные плеер NWZ-ZX1 и гибридные наушники XBA-H3 обозначили этот вектор, а серия недавно анонсированных продуктов (наушники XBA-Z5 и MDR-Z7, герой сегодняшнего обзора, плеер NWZ-A1x) стала той ставкой, которую делает компания.

Коробка

Думаю, первоочередной целью, которую Sony преследовали, выпуская PHA-3, было создание достойного источника для MDR-Z7. Наушники за 700 долларов, разумеется, не будут играть в полную силу от любого смартфона или обычного плеера, тем более что плееры линейки NWZ пока что не отличаются мощной усилительной частью. PHA-3 получился очень и очень универсальным. Подключить к нему можно практически что угодно: персональный компьютер, внешний источник цифровой музыки по оптике, Android-устройства и плееры Walkman, iOS-устройства, с ними со всеми PHA-3 умеет работать как ЦАП, получая музыку в цифровом виде. Также есть линейный вход, позволяющий использовать PHA-3 в качестве усилителя (пусть и не самого мощного).

В соответствии с тенденциями последнего времени, Sony реализовали в устройстве поддержку записей высокого разрешения, максимально используемого сейчас (384 КГц/32 бит) и поддержку DSD. Также привлекает возможность использования PHA-3 с балансными наушниками, у которых оба канала подключаются раздельно.

Аксессуары

Естественно, компактным и недорогим такое устройство быть не могло. Немалые размеры и вес подкреплены солидным ценником в 1000 долларов. Что же получает покупатель взамен?

Технические характеристики

  • Диапазон частот: 10 Гц – 100 КГц
  • Искажения: <0,01% @ 1 КГц
  • Импеданс нагрузки: 8Ω – 600Ω
  • Максимальное входное напряжение: 2 Vrms
  • Выходная мощность: 100 мВт @ 32Ω на канал в обычном режиме, 320 мВт @ 32Ω на канал в балансном режиме
  • Выходы: 3,5 мм TRS наушниковый, 2 × 3,5 мм TRS балансный
  • Входы: 3,5 мм TRS линейный, micro USB для PC/Mac/Android/Walkman, USB для iOS устройств, оптический
  • Питание: 3,7 В от встроенной батареи, 5 В от USB порта
  • Размер: 80 мм × 29 мм × 140,5 мм (не считая выступающих узлов)
  • Вес: около 300 гр
  • Поддерживаемые режимы с ПК: до 384 КГц/32 бит, DSD: 2,8 МГц, 5,6 МГц
  • Поддерживаемые режимы с iOS: до 48 КГц/24 бит
  • Поддерживаемые режимы через оптический вход: до 192 КГц/24 бит

Упаковка и комплект поставки

При заявленном ценнике в 1000 долларов, у Sony фактически не было других вариантов, кроме тщательной проработки всех деталей упаковки PHA-3 для создания правильного восприятия продукта. Коробка двухслойная, как и у MDR-Z7. Наружный бокс выполнен из черно-белого глянцевого картона, внутри содержится еще одна коробка из плотного картона черного цвета. Она раскрывается примерно посредине, в одной половине находится сам усилитель, в другой — аксессуары. Комплект поставки просто великолепный, в него входят:

Обратная сторона

  • USB-кабель для подключения к ПК или зарядки
  • MicroUSB-кабель для подключения Android-устройств
  • кабель для устройств Walkman (штука очень полезная с учетом любви Sony к нестандартным разъемам)
  • акустический кабель с двумя угловыми 3,5 мм TRS-разъемами
  • две пары резиновых колец для соединения усилителя с плеером или смартфоном
  • резиновая прокладка для защиты плеера/смартфона от царапанья
  • инструкция (в том числе и на русском языке)

Судя по отзывам, еще в комплект поставки входит зарядное устройство, хотя в моей версии для обзоров его не было.

По этому пункту нареканий нет, что и следовало ожидать.

Дизайн и управление

Внешний вид PHA-3 — суровый и внушительный. Немалые размеры заставляют его колебаться на той грани, когда устройство из портативного переходит в разряд «нестационарных». Это немного роднит его с другим устройством-универсалом — CEntrance HiFi M8.

Вид сбоку

Корпус творения Sony — полностью металлический, черного цвета. Металл имеет приятную шероховатость и практически не скользит в руках. Форма была выбрана очень удачно — вытянутый параллелепипед с закругленными торцами и боковыми стенками, немного выступающими вперед для защиты регулятора громкости. На задней панели находятся все входы, разъем для зарядки и линейный выход, а также переключатели входов и выходов. Ошибиться в выборе нужного положения невозможно даже самому недалекому пользователю: все входы отмечены линиями, ведущими к соответствующей позиции переключателя.

Передняя панель проще. Тут вы найдете: регулятор громкости, совмещенный с выключателем, индикаторные светодиоды и три гнезда выходов. До сих пор не понимаю, почему Sony не использовали один из устоявшихся разъемов для балансного выхода, но факт остается фактом, в их видении балансный выход — это два гнезда для 3,5 мм джеков. Естественно, сама Sony и ее партнеры Kimber Kable уже поддерживают такой вариант разъема. Владельцам же топовых наушников, уже вложившихся в тот или иной балансный кабель, придется либо обзаводиться переходником, либо менять используемые штекеры.

На левом боку расположены переключатель выбора гейна и выключатель фирменного улучшателя звука DSEE HX. Сверху и снизу на корпусе расположены длинные резиновые полосы, которые не дадут вашему PHA-3 поцарапаться.

Вместе с Fiio X5

Самая сложная претензия к PHA-3 связана с аккумулятором. Время работы устройства на одном заряде составляет чуть более 5 часов, если использовать его в режиме ЦАПа. Заряд от стандартного USB-порта, в свою очередь, занимает около 15 часов, если же заряжать внешним зарядным устройством — время сократится. Я использовал зарядное устройство для iPad, и у меня ушло чуть больше 6 часов. При этом гнезда подключения к ПК и зарядки разнесены, поэтому для использования устройства одновременно с зарядкой вам понадобится второй кабель (и блок питания, если я ошибся, и в комплекте его таки нет). Самое же интересное состоит в том, что при разряженном аккумуляторе PHA-3 отказывается включаться, а заряжается только в выключенном состоянии. Это в сочетании с невысокой продолжительностью работы делает сценарии использования PHA-3 нетривиальными. Я понимаю стремление инженеров Sony максимально избежать наводок от заряжающегося аккумулятора в звуковой цепи, но этого можно было добиться с меньшими потерями юзабилити.

Звук

Для прослушивания PHA-3 я использовал следующее оборудование:

  • MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
  • Audirvana Pro в роли плеера
  • Записи в формате lossless

Для оценки звука использовались следующие наушники:

Судя по имеющимся в Сети промофотографиям, внутри PHA-3 скрывается известный и популярный чип ESS Sabre 9018. Также фотографии показывают наличие полностью балансной схемы усиления, хотя различить, что за чипы там используются, нереально. Конечно, со временем фотографий внутренностей станет больше, на радость любителям гадания по микросхемам.

Сравнение размеров

К сожалению, мощность — не самая сильная сторона PHA-3. Если с балансным выходом мы имеем по 320 милливатт на канал с нагрузкой в 32Ω, то обычный выход откровенно разочаровывает своими 100 милливаттами. При использовании небалансного подключения про наушники с чувствительностью хуже средней придется просто забыть. Не знаю, что именно Sony хотели этим добиться, то ли мотивировать к использованию балансного выхода (думаю, они выпустят сменные кабели для всех своих наушников), то ли показать, что им не так интересен рынок заядлых аудиофилов, использующих высокоомные и тугие в раскачке наушники. Последнее, правда, вряд ли, поскольку кто ж еще, кроме аудиофила, потратит 1000 долларов на подобное устройство?

Звук PHA-3 очень хорош по детализации, особенно для портативного устройства. Он близок к нейтральному, не имеет никаких ярко выраженных акцентов и аномалий. Если бы PHA-3 стоил долларов на 300 меньше (а лучше раза в два дешевле), к его звуку особо не было бы никаких претензий. Но с учетом ценника претензии все-таки возникают, поскольку при большей цене с устройства и спрос больше.

Вместе с PHA-3

Бас собранный, достаточно энергичный, хотя с некоторыми наушниками ему не хватает упругости. Не знаю, чем это можно объяснить, но нарастание ноты или резкого звука PHA-3 удаются лучше, чем спад. Из-за этого возникает порой странное ощущение «неправильности» ритм-секции. Она становится жестче и отрывистей, что не идет на пользу отдельным жанрам. В целом проблема достаточно узкоспецифична, поэтому я бы не назвал ее большой. Бас радует своей текстурой, разрешением и глубиной, на нерезких композициях он приятно обволакивает, придавая музыке живости.

Средние частоты безупречно хороши, они подаются с правильным контролем, имеют нужные эмоции и всегда очень… не знаю какое слово подобрать… пожалуй, уместны. Все малейшие нюансы, заложенные в этот диапазон, будут переданы с максимальной строгостью. Инструменты отлично разделяются, их характер сохраняется, воображаемая сцена строится неплохо как в глубину, так и в ширину.

Разъемы в гнездах

Верхние частоты неплохие, они детальны и проработаны, но в странной погоне за верхним пределом АЧХ в 100 КГц (совершенно маркетинговое решение) Sony утратили натуральность самых верхних ВЧ. Конец высокочастотного диапазона имеет легкое, но заметное синтетическое окрашивание, что опять-таки не проблема для более дешевых устройств, но PHA-3 получает «на вид». К счастью, эта проблема тоже проявляется только на ограниченном спектре наушников и записей.

Естественно, PHA-3 великолепно работает с техникой Sony. Это касается как плееров, так и наушников. Почти все комбинации получаются очень хорошими, но, естественно, со свежепредставленными MDR-Z7 синергия особенно полная. Думаю, именно для них PHA-3 и разрабатывался. Проработанные СЧ усилителя компенсируют небольшой спад в этом диапазоне у наушников, и таким образом проблема практически сходит на нет.

Еще раз вместе с PHA-3

Выводы

PHA-3 получился очень интересным, хотя и неоднозначным продуктом. Если бы он был разработан какой-то другой компанией, я бы попенял на его высокий ценник и спрогнозировал успех устройства на вторичном рынке. Но мы имеем дело с типичным продуктом компании Sony, которая всегда отличалась повышенными ценами, и для нее устройство оценено вполне себе нормально. Ценители фирменного звука компании получают великолепное дополнение к парку своих устройств, связка этого цапоуся с плеером ZX1 и топовыми наушниками компании — действительно хороша. Именно фанаты марки обеспечат компании хороший уровень продаж. Остальным же советую перед покупкой PHA-3 все-таки оценить его именно со своими устройствами на протяжении хотя бы часа и прикинуть, сможете ли вы смириться с имеющейся странностью зарядки. Если да, то хороший звук и богатство входов PHA-3 делают его очень интересным устройством.