20 важнейших деятелей в сфере освоения космоса

Илья Хель

Каждый день мы все больше и больше узнаем о последнем рубеже, однако технологии, которые позволяют нам исследователь космос, не возникают спонтанно. В этом списке вы найдете ряд величайших отдельных вкладчиков в историю освоения космоса и наших знаний о Вселенной. Список выстроен в хронологическом порядке.

20 важнейших деятелей в сфере освоения космоса. Величайший гений современности. Согласны? Фото.

Величайший гений современности. Согласны?

Клавдий Птолемей (90 – 168)

claudius-ptolemaus-picture-16th-century-book-frontispiece

Птолемей был одним из первых астрономов. Он разработал одну из самых первых моделей Вселенной на основе своих наблюдений ночного неба. В его модели Земля была в центре из нескольких «небесных сфер», а Солнце, звезды и другие планеты были фиксированными. Его модель одной из первых учитывала «странствия» планет по ночному небу. Его астрономические трактаты Almagest и Tetrabiblos каталогизировали 48 созвездий и предлагали таблицу для астрономических предсказаний, которые использовались будущими астрономами. Работы Птолемея легли в основу астрономии на больше чем тысячу лет.

Николай Коперник (1473 – 1543)

Коперник

Коперник известен по большей части своими разработками одной из первых гелиоцентрических моделей Вселенной. Гелиоцентрическая модель — это такая, в которой солнце находится в центре. В своей работе Коперник ссылался на наблюдения Птолемея. Кроме непосредственного углубления наших знаний о Вселенной, идея Коперника буквально запустила научную революцию. Она привела к разработке почти всех современных технологий и сбору научных знаний.

Галилео Галилей (1564 – 1642)

Галилей

Галилея называют отцом современной наблюдательной астрономии. Он разработал телескопы с приближением до 30X, а до этого все астрономические работы проводил невооруженным глазом. С помощью своих телескопов Галилей обнаружил четыре крупнейших луны Юпитера, наблюдал за пятнами на Солнце и подтвердил фазы Венеры. Также он поддержал гелиоцентрическую модель Коперника, за что преследовался Папой, испанской инквизицией и получил неодобрение со стороны коллег-астрономов. В свободное от наблюдения за ночным небом время Галилей исследовал движение тел. И эта работа стала прекурсором для классической механики, разработанной Исааком Ньютоном.

Тихо Браге (1546 – 1630)

Тихо Браге

Тихо Браге был и астрономом, и богатым дворянином. В какой-то из моментов своей жизни ему принадлежал один процент от всех богатств Дании. Его значительные средства позволили ему сделать как большой научный вклад в астрономию, так и финансировать другие научные институты. Браге построил ряд институтов и обсерваторий. Его наблюдения в то время были весьма точными, со средней погрешностью 1,5. Позднее его данные будут полезны его ассистенту Иоганну Кеплеру, о котором мы еще поговорим. Примечательно, что Тихо прославился тем, что у него отсутствовала часть носа, которую он заменил золотым или серебряным протезом.

Иоганн Кеплер (1571 – 1630)

Кеплер

Больше всего Кеплер известен своими законами планетарного движения, которые точно описывают движение планет вокруг Солнца. Три его закона позже подтвердил Исаак Ньютон. Первый и самый простой закон показал, что орбиты планет вокруг Солнца не были идеально круглыми, как предполагалось ранее. Они на самом деле были эллиптическими. Эллипс — это вытянутый круг с двумя очагами или точками фокусировки. Каждая планета движется по эллиптической орбите вокруг Солнца. Также Кеплер изобрел улучшенную версию преломляющих телескопов, используемых Галилеем.

Исаак Ньютон (1642 – 1727)

Исаак Ньютон

Работы Исаака Ньютона в области физики и математики стали неизмеримо важными для современных знаний о космосе. Его три универсальных закона движения легли в основу физики, а его работы в исчислении дали огромный толчок этой области. Ньютон доказал оба кеплеровских закона планетарного движения и гелиоцентрическую природу Солнечной системы. Также он разработал первый практический отражающий телескоп. Его работа в изучении гравитации сыграла важную роль в развитии будущих теорий в области астрофизики. Короче говоря, вся физика, которая помогает нам запускать полезный груз в космос и точно знать его поведение по прибытии в пункт назначения, началась с работ Исаака Ньютона.

Роберт Годдард (1882 – 1945)

Роберт Годдард

Годдарда называют отцом современной ракетной техники. В этой области он был пионером. В ходе своих исследований он запустил 34 ракеты, которые достигли высоты до 2,6 километров и скорости до 885 км/ч. Он разработал и запатентовал первые жидкотопливные и первые многоступенчатые ракеты. Именно его исследования сделали возможными современные космические полеты. Тем не менее его работы, хоть и были революционными, не имели широкой поддержки на протяжении всей его жизни, поэтому и известен он не многим.

Эдвин Хаббл (1889 – 1953)

Хаббл

Больше всего Эдвин Хаббл известен своим «законом Хаббла», который объясняет явление «красного смещения». Красное смещение — это явление, которое наблюдается в космосе, когда свет от источников, отдаляющихся от нас, смещается в сторону красного конца спектра. В противоположность красному смещению есть синее смещение. С их помощью ученые определяют, удаляются или идут к нам космические объекты, галактики и звезды. Почти все наблюдаемые галактики отображают красное смещение, которое обеспечивает доказательство расширения Вселенной. Кроме того, в честь Эдвина Хаббла назван телескоп Хаббла.

Вернер фон Браун (1912 – 1977)

Вернер фон Браун

Вернер фон Браун был ракетным ученым, аэрокосмическим инженером и космическим архитектором. Множество важных ракетных технологий, разработанных в ходе космической гонки, обязаны своим появлением фон Брауном. Он работал при нацистском режиме в Германии и в США после войны. Будучи в Германии, он разработал ракету V-2 для штурма Лондона. После переезда в США он разработал баллистическую ракету средней дальности. Однако несмотря на всю любовь к оружию, по-настоящему его увлекали только космические полеты. Работая с NASA, он стал главным архитектором ракеты «Сатурн-V» и директором Центра космических полетов имени Маршалла. Ракета «Сатурн-V» отвезла «Аполлон» и доставила людей на Луну.

Элон Маск (1971 — )

Элон Маск

Элон Маск — генеральный директор и предприниматель, стоящий за компанией SpaceX. Его инновационный бизнес успел приватизировать сектор космической индустрии. Компания планирует создать первый многоразовый летательный аппарат, что будет в некотором роде революционным. Космический аппарат Dragon от SpaceX стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к Международной космической станции. И вклад SpaceX в развитие космической индустрии продолжается. Возможно, именно Элон Маск приближает рассвет коммерческого освоения космоса и новых открытий в этой сфере.

К сожалению, дорога к звездам усыпана драгоценными заслугами людей, о которых помнят лишь единицы. С уважением относясь к нашему общему космическому прошлому, мы постарались напомнить вам о людях, благодаря которым слова «Россия» и «космос» в некотором смысле синонимичны. Отметим, что не только Циолковский и Королев вершили космическую судьбу будущего, но, увы, лишь единицы людей могут назвать еще несколько имен.

В этом списке вы не встретите космонавтов — о вечных героях, как и о настоящих звездах мы писали. И не будем забывать, что это не мемориал, а статья о десяти российских важнейших деятелях в сфере освоения космоса. Никто не будет забыт благодаря нашим совместным усилиям.

Николай Кибальчич (1853 – 1881)

Николай Кибальчич

Мало кто знает о судьбе этого гениального революционера конца 19 века, которому принадлежит идея первого ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Этот оригинальный проект летательного устройства был разработан Кибальчичем 23 марта 1881 года, как говорят источники, незадолго до смертной казни через повешение, но (!) уже после того, как его арестовали и приговорили 17 марта 1881 года. Вместе с другими первомартовцами (группа из восьми народовольцев, участвовавших в подготовке и убийстве императора Александра II в марте 1881 года), Кибальчич был казнен 15 апреля 1881 года по новому стилю.

Примечательно то, что просьба инженера о передаче рукописи в Академию наук удовлетворена не была, и о проекте широкая общественность узнала лишь в 1918 году. Однако, в СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Кибальчичу, а его именем был назван кратер на Луне.

Сергей Королев (1906 – 1966)

Королев

Имя Королева стало нарицательным для основоположника практической космонавтики. Советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР был одной из крупнейших фигур 20 века в сфере освоения космоса, в частности, ракетостроения и кораблестроения. Он принимал непосредственное участие в пионерской разработке баллистических ракет, создании первого искусственного спутника Земли, подготовке к отправке первого человека в космос, запуске аппаратов на Луну, разработке лунных проектов и орбитальной станции. Его вклад в развитие советской — и общемировой — космонавтики сложно переоценить, поскольку под его руководством, можно сказать, не только стала первой и передовой космической державой, но и надолго вышла вперед на фоне ракетостроения. Деятельность Сергея Королева, ко всему прочему, обеспечила стратегический паритет. От запуска первого искусственного спутника Земли до первого космонавта — нигде не обошлось без Королева.

Валентин Глушко (1908 – 1989)

Валентин Глушко

Мало кто знает, что Валентин Глушко, крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники, был одним из пионеров в этой области, а его деятельность положила начало отечественному жидкостному ракетному двигателестроению. Подробнее о твердотопливных и жидкотопливных ракетных двигателях можно почитать здесь. C 1977 года Глушко был генеральным конструктором легендарного НПО «Энергия».

На счету изобретений и конструкций, в создании которых Глушко принимал непосредственное участие, — первый в мире электротермический ракетный двигатель (1928–1933), первый советский жидкостный ракетный двигатель ОРМ (1930–1931), семейство ракет РЛА на жидком топливе (1932–1933) и мощные жидкостные ракетные двигатели, которые ставили практически на все отечественные ракеты, летавшие в космос до настоящего момента. Эти двигатели выводили на орбиту первый и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием Гагариным и другими космонавты, а также участвовали в полетах к Луне и планетам Солнечной системы. Базовый блок орбитальной станции «Мир» также был разработан Глушко. Этот человек внес и колоссальный личный вклад в мировую науку, благодаря многолетним работам по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ и другим.

Алексей Богомолов (1913 – 2009)

Алексей Богомолов

Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра. Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы. Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16». Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Фридрих Цандер (1887 – 1933)

Фридрих Цандер

В 1909 году Фридрих Цандер стал первым советским ученым и изобретателем, работающим в области теории межпланетных полетов и реактивных двигателей, который высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля. Спустя десять лет систематических исследований проблем ракетно-космической науки и техники Цандер предложил свою основную идею: сочетать ракету с самолетом для взлета с Земли, затем сжечь в полете самолет в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. В том же, 1924 году, Цандер разработал идею использования Луны или других планет, а точнее их гравитационное поле или атмосферу, для увеличения скорости полета на другие планеты. Его авторству принадлежит идея планирующего спуска с торможением в атмосфере планеты. Советский ученый предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, которому не был нужен воздух.

Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.

Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897 – 1942)

Юрий Кондратюк

Книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» у многих любителей ракетной техники лежит на особой полке. Этот труд стал настолько значимым в классической ракетотехнике, что надолго определил научной методы этой сферы. Расчеты Кондратюка использовались NASA в лунной программе «Аполлон».

Американский астронавт Нил Армстронг, первый человек на Луне, специально побывал в Новосибирске, чтобы набрать пригоршню земли у дома, в котором жил Кондратюк. «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт», — так впоследствии прокомментировал свои действия знаменитый астронавт. Его можно понять: если бы не гений Кондратюка, кто знает, возможно Армстронг не оставил бы первые следы на пыльной лунной поверхности.

В своей книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить» 1919 года Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным образом вывел основное уравнение движения ракеты, описал схемы четырехступенчатной ракеты на кислородно-водородном топливе, параболоидального сопла и многое другое. Он предлагал использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске ради экономии топлива. При полетах к другим планетам — выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для высадки человека и возвращения обратно применять небольшой взлетно-посадочный корабль. Именно это и реализовало американское космическое агентство NASA в ходе миссий «Аполлон».

Также авторству Кондратюка принадлежит идея использовать гравитационное поле встречных небесных тел для разгона или торможения, так называемый «пертурбационный маневр». Возможно, многие его расчеты еще найдут применение — когда мы будем вплотную рассекать по Солнечной системе. В любом случае, вклад этого советского ученого переоценить невозможно.

Константин Циолковский (1857 – 1935)

Циолковский

Многие слышали о Циолковском. Пожалуй, этот советский ученый-самоучка и вечный исследователь космоса, вместе с Королевом делит первое место по популярности и, конечно же, вкладу в развитие российской сферы освоения космоса. Кто, как не Циолковский, первым предложил заселить космическое пространство орбитальными станциями, придумал космический лифт, поезда на воздушной подушке и всячески ратовал за развитие человечества? Именно Циолковский верил и знал, что однажды жизнь на одной из планет Вселенной станет настолько могущественной и развитой, что сможет победить извечную силу тяготения и распространиться по всей Вселенной. Разумеется, речь о Земле. Идеи Константина Эдуардовича Циолковского невероятно просто и красиво описал фантаст Александр Беляев в книге «Звезда «КЭЦ».

Сам «отец космонавтики» утверждал, что теорию ракетостроения разработал просто как приложение к своим философским изысканиям. А это, между прочим, более 400 работ, о которых мало что знает широкий читатель. Занимаясь изначально аэростатами и дирижаблями, в 1926–1929 годах Циолковский решил практический вопрос: сколько нужно топлива ракете, чтобы набрать скорость отрыва и оторваться от Земли? Много и плодотворно Циолковский работал над теорией полета реактивных самолетов, придумал свой газотурбинный двигатель, первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси, рассчитал оптимальную траекторию спуска космического аппарата по возвращению из космоса и многое-многое другое. Имя Циолковского и космонавтика — дополняющие друг друга вещи.

Михаил Тихонравов (1900 – 1974)

Михаил Тихонравов

Первая советская ракета на жидком топливе, которая взлетела в воздух в 1933 году, была построена по конструкции Михаила Тихонравова. Его «перу» принадлежат также первые ракеты с высотой полета до 40 километров и многоступенчатые пороховые ракеты для полета в стратосферу. Вот кто воистину сделал «маленький шаг» от Земли, но гигантский скачок для всего человечества — и России, в частности.

Проекты Тихонравова имеют прямое отношение к запуску первого искусственного спутника Земли, к полету Юрия Гагарина на орбиту, к первому в истории выходу человека в открытый космос; они лежат в основе многих космических кораблей, которые «вышли» из конструкторского бюро Сергея Королева.

Сам Тихонравов долгое время изучал возможность построить надежный летательный аппарат, машущий крыльями, — махолет. С этой целью он каждое лето, отправляясь с друзьями на лодках в путешествия, ловил птиц, тщательно их измерял и вел интересную статистику. Работы Тихонравова, «винтика» в точнейшем механизме советского ракетостроения, дали толчок первым экскурсиям людей за пределы земной орбиты.

Николай Пилюгин (1908 – 1982)

Николай Пилюгин

По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым. Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.

Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.

Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.

Вступайте в наш Telegram-канал Hi-News.ru, там еще и не такое бывает

Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.