Сможем ли мы прогнозировать пылевые бури на Марсе?

2 818 просмотров
Об авторе

Марс

Каждый год пылевые бури пожинают поверхность Марса. Иногда одна из таких бурь вырастает настолько, что укрывает целую планету. Очевидно, это ставит будущих астронавтов в неудобное положение. Марсианские бури, возможно, будут не столь свирепы, как та, что накрыла Марка Уотни и его коллег в «Марсианине», но они могут буйствовать несколько месяцев, закрывать солнце и укрывать солнечные панели слоем пыли.

В настоящее время не существует надежного способа узнать, когда нагрянет пылевая буря размером с планету. Однако ученые изучают картину сезонов пылевых бурь на Марсе. Красная планета, скорее всего, окажется в тисках глобальной пылевой бури в ближайшие несколько месяцев, в соответствии с прогнозом, сделанным в прошлом году. Если это так, и пылевая буря действительно начнется, возможно, нам будет проще прогнозировать будущие бури.

Пыль, везде и всюду

Марс

Глобальные пылевые бури, скорее всего, начнутся, когда Марс подойдет к Солнцу ближе всего, так как быстро движущаяся пыль в атмосфере поглощает солнечный свет и нагревается. «Чем быстрее она нагревается, тем быстрее циркулирует», говорит Джеймс Ширли, планетолог из Лаборатории реактивного движения NASA. Полномасштабная буря может разгонять пыль в атмосфере до 60 км/ч.

Прогнозирование этих бурь — сложная задача, поскольку мы знаем о них очень мало. «Можно было бы подумать, что они вообще не должны происходить, либо же бушевать постоянно, потому что солнечный свет падает на Марс в значительной степени так же, как и на Земле, каждый год», говорит Ширли. «Почему же в одни годы это случается, а в другие нет?».

Если буря размером с планету разыграется, когда космический аппарат будет приближаться к Марсу, она может помешать процессу приземления на поверхность. «Когда атмосфера нагревается, она как бы раздувается, подобно шару», говорит Ширли. Это значит, что космический аппарат начнет испытывать трение раньше, чем ожидается. «Это может совершенно испортить процесс повторного входа в атмосферу и посадки».

Ветер на Марсе во время пылевой бури менее сильный, чем ураган на Земле; атмосфера намного тоньше, а штормовые ветры не разгоняются больше 100-120 км/ч. Поскольку атмосфера Марса тоньше, «самая большая скорость, которую мы измерили, составила 16 км/ч на уровне земли», говорит Стив Хоффман, аэрокосмический инженер в Космическом центре Джонсона при NASA. «Астронавта такой ветер не перевернет, ракету-носитель тоже».

Однако глобальная буря может засорить машины и отрезать астронавтов от солнечного света, который нужен для солнечных батарей и марсоходов. Роверы «Спирит» и «Оппортьюнити» переждали свой последний глобальный пылевой шторм в 2007 году, включаясь лишь на пару минут в день, поддерживая электронику в тепле.

Разоряющая пыль

Насколько хорошо астронавты смогут подготовиться к пылевой буре, зависит от того, насколько хорошо они смогут прогнозировать ее приближение и длительность. Возможно, потребуются альтернативные источники энергии. Марсоход «Кьюриосити», например, использует систему радиоизотопного генератора, который вырабатывает электричество из плутония. Имея дополнительную энергию, можно было бы расщеплять воду на водород и кислород. «Мы могли бы производить топливо, накапливать энергию, пока светит солнце, а затем обращаться к ним, когда начинается пылевая буря», говорит Хоффман. К сожалению, плутоний радиоактивен, а водород чрезвычайно огнеопасен, поэтому оба варианта NASA рассматривает как очень плохие.

Марс

Пыль, содержащая токсичные соединения — перхлораты, — может попасть в костюмы. Экипажу придется сидеть в засаде, считает Ричард Дэвис из отдела планетарных наук NASA.

Продолжительные сумерки тоже могут утомить, хотя глобальная пылевая буря на Марсе не вызовет такой же темноте, как полярная зима на Земле. Будет мрачно и довольно долго, но не полная темнота в течение суток.

В любом случае мы понятия не имеем, каково это — жить в условиях пылевой бури, пока астронавты не выяснят это наверняка.

Космический танец

В своем прошлогоднем исследовании Ширли занимался поиском связи между движением Марса вокруг гравитационного центра Солнечной системы  и проявлением глобальных пылевых бурь. Что примечательно, гравитационный центр Солнечной системы не всегда представлен Солнцем (хотя Солнце никогда не отходит далеко от него). Сила тяжести планет, вращающихся вокруг Солнца, тоже оказывает на него влияние, благодаря чему Солнце удаляется и приближается к этому центру тяжести. По мере космического танца Солнца, вместе с ним танцует и Марс.

Ширли и его коллеги полагают, что вместе с изменением импульса Марса, меняется и импульс атмосферы, поэтому циркуляция воздуха постоянно ускоряется и замедляется. Эти изменения могут приводить к пылевым бурям. Исследователи сделали прогнозы относительно этих циклов в атмосфере, а затем взглянули на компьютерные модели и выяснили, что более интенсивная циркуляция может уводить пыль выше, а вместе с этим «убегает» и пылевая буря. Все девять глобальных пылевых бурь, наблюдавшихся на Марсе, происходили в годы, когда циркуляция была наиболее интенсивной.

«Периоды, когда Марс ускоряется и набирает обороты из-за тяги и раскачивания других планет и Солнца, кажется, идеально совпадают со временем проявления пылевых бурь», говорит Ширли. Среди всех сезонов с условиями, похожими на условия этого года, только один не породил глобальную пылевую бурю.

Исследование влияния гравитации Солнца и других планет на импульс и атмосферу Красной планеты может помочь ученым с прогнозами. Чем больше данных, тем они будут точнее. Что особенно интересно, изучение глобальных бурь на Марсе может помочь в исследовании и нашей собственной планеты. Красная планета имеет более простую атмосферу, чем Земля, из-за отсутствия океанов.

«Если мы узнаем что-нибудь о физике, которая приводит к изменениям атмосферы и ветров, возможно, мы сможем применить эти знания и к более сложному случаю Земли».

Сможем ли мы прогнозировать пылевые бури на Марсе?

Шахты спасут. Прилетают и бурят себе жилище. А лучше поручить это роботенкам, подготавливающим будущим колонистам жильё (отправлено из приложения Hi-News.ru)

• Zarb

Ну да. Мне кажется это единственным возможным вариантом вообще. И защита от пыли и от радиации. Тем более, что там обнаружились карстовые воронки. Практически готовые шлюзовые входы же! :)
      И да, надо поручить строительство Марсианских бункеров рободжамшутам.

2. Bit

Да фигня. В ОАЭ песчаные бури бывают, но живут же как-то...

• Zarb

Это не те бури... В ОАЭ простой песок, и длится буря несколько часов. А во Марсе бури иногда бывают месяцами, при том что там не песочек, а очень мелкая пыль, как реголит на Луне, только в добавок еще и токсичная. От этой гадости никакие уплотнители не спасут.
      Вон экипажи Апполонов жаловались на проблемы с легкими, после того, как заносили лунную пыль на скафандрах в модуль.

• Bit

Не спешите. Реголит на Луне немного другой, чем Марсианская пыль. Лунный реголит похож на мелкие (очень мелкие) осколки стекла, т.к. нет атмосферное эрозии. На Марсе же атмосфера есть и пылюка там более "гладкая". То, что пылюка на Марсе токсичная я соглашусь, но то, что она мельче земной - однозначных данных нет. И что мешает сделать систему очистки скафандров? Ведь атмосфера есть, можно же и марсианским воздухом чистить скафандр в "предбаннике" марсианского модуля.

• Zarb

можно. но тут проблемы: во первых, пыль очень мелкая по этому нужны будут очень хорошие фильтры, а еще ее много, по этому фильтры придется часто менять.
          во вторых пылюка пе только мелкая, но еще и токсичная, вызывает эррозию. Через несколько проходов она забьется в механизмы шлюза, начнет разъедать уплотнители, портить шарниры и т.д.
          Ну и в третьих, обдувай не обдувай, а пыль на скафандре останется. Это нужно придумывать какой то хитрый способ всестороннего обдува с одновременным высасыванием пыли из воздуха шлюзе. В общем морока ппц какая.
          И на счет того, что она мелкая, доказано. Теперь понятно зачем скиапарелли туда скидывают :)

Промывка+обдув. Как вариант.
            "И на счет того, что она мелкая, доказано", как и то, что пыль всегда мелкая, хоть на Земле, хоть на Луне, хоть на Марсе. http://scienceblogger.livejournal.com/169285.html
            А про Скиапарелли не понял...

• Zarb

"Пыль, которая попадает в атмосферу и вызывает глобальные бури, также очень мелкая. Она почти как дым, такая же всепроникающая, и от нее сложно избавить все, что открывают и закрывают. Любые люки, любые движущиеся части на скафандрах, везде будет пыль. Токсичные перхлораты могут привести к механическому износу." Прям в этой статье написано.
              Ну и пылевые бури же активно исследовали, знают из чего они примерно состоят.
              А про Скиапарелли - его миссия заключается в исследовании того, как возникают эти пылевые бури.

• Bit

Совершенно верно, а еще там указано вот это - "По земным меркам воздух с таким содержанием пыли можно считать достаточно чистым (в обычной комнате пыли на порядки больше)"

А про Скиапарелли - это вы хорошо указали. Т.е. это намек, что мы с вами лишь высказываем догадки, которые подтвердит или опровергнет аппарат.

3. Zarb

Вообще в любом случае на Марсе дофига проблем. Среди них главные, это пыль, ядовитый грунт, радиация и перепады температуры. Мне кажется самым разумным и дешевым вариантом было бы обустройство подземной базы с длинным многоступенчатым шлюзом.
    К примеру минимум три камеры: "Грязная" - первичный шлюз с простыми воротами, по большей части что то вроде просто закрытого ангара с системой обдува. Возможно поставить турбину с фильтрами для всасывания атмосферы снаружи и создания давления что бы космонавты могли обдуть себя и инструменты. Далее "чистая" камера - герметичный шлюз с системой водной очистки и сушилкой. Желательно с избыточным давлением внутри, созданным из нагнетаемого марсианского воздуха, но меньшим, чем обычное для человека. Третья камера - переходной шлюз на базу. Это уже как раз обычный шлюз, в котором проверяется одежда и оборудование на предмет загрязнений снаружи, нагнетается пригодный для дыхания воздух и т.д.
    На счет давления в шлюзах объясню: что бы при открытии шлюза воздух выходил ИЗ него, выдувая возможную пыль и не давая попасть ей внутрь механизмов.

4. bilif

Прям "ужасы нашего городка" - перхлораты токсичные, пыль вездесущая!
    На Земле химики долбаются, чтобы производить перхлораты - ценные материалы в том числе и для "консервации" кислорода. А тут под ногами скок хош - необоримая проблема.
    Многие перхлораты разлагаются при относительно невысоких температурах, другие в присутствии оксидов или воды, а некоторые являются компонентами взрывчатки.