Астронавты NASA уже побывали на Марсе. С помощью виртуальной реальности

3 728 просмотров
Об авторе

nasa-project1

Аэрокосмическое агентство NASA на самом деле использует технологии виртуальной реальности уже несколько десятилетий. Однако новая волна инновационных решений в этой сфере дает возможность проследить за тем, как такие платформы, как PlayStation VR, Oculus Rift и HTC Vive, находят свое применение не только в квартирах и домах обычных граждан, но и на тренировочных полигонах астронавтов для подготовки к новым космическим миссиям.

Джефф Норрис, руководитель отдела инновационного внедрения Лаборатории реактивного движения NASA рассказал в интервью порталу Digital Trends о том, что его лаборатория ведет активное сотрудничество практически со всеми компаниями, которые производят оборудование виртуальной реальности. Речь идет о Valve, HTC, Microsoft, Sony, Oculus, Samsung и многих других менее именитых компаниях.

В космос «на PlayStation 4»

«Многообразие различных продуктов виртуальной и дополненной реальности создает для нас очень обширные возможности. Возможности, которые раньше для нас были совершенно недоступны», — комментирует Норрис.

«Благодаря этим технологиям мы можем обеспечить условия, в которых астронавтам только предстоит работать в рамках будущих космических миссий».

Еще до начала официальных продаж PlayStation VR Норрис и его команда получили ранние версии этого устройства. На тот момент оно называлось Project Morpheus. Его использовали для испытаний и управления гуманоидным роботом Robonaut 2 (R2), который в настоящий момент находится на борту Международной космической станции.

«PlayStation VR позволяет нам управлять гуманоидным роботом более естественно, если можно так выразиться. Так же естественно, как, скажем, вы двигаете вашей собственной рукой», — говорит Норрис.

Помимо R2, астронавты на борту МКС используют пару очков дополненной реальности Microsoft HoloLens. Команда Норриса использует дополненную реальность, чтобы упростить работу астронавтов в космосе.

«Мы продолжаем работать с нашими партнерами по вопросам уникальных функций данных устройств. И с помощью доступных средств стараемся решать возникающие проблемы», — продолжает Норрис.

«Разные производители производят разные устройства. Мы же хотим исследовать все предлагаемые решения, выяснить их достоинства и недостатки и уже на базе этого решить, какое устройство лучше других подходит для поставленных задач».

NASA продолжает активно искать и внедрять новые технологии. Космическое агентство впервые приняло участие на международной выставке электроники CES-2016 в январе этого года. Отправляло своих представителей на игровые выставки Game Developers Conference (GDC) в Сан-Франциско и Electronic Entertainment Expo (E3) в Лос-Анджелесе.

Можно даже потрогать

Боб Влеммикс, соучредитель компании Manus VR, рассказывает, что в марте этого года NASA начало сотрудничать с их компанией по вопросам использования перчаток виртуальной реальности. Перчатки позволяют визуально отображать ваши руки в виртуальной, дополненной или смешанной среде, и пользоваться ими можно в самых разных сферах – не только развлекательных, но также и научных, и производственных.

NASA использует прототип перчаток, которые в настоящий момент еще не доступны в свободной продаже, для тренировки астронавтов перед тем, как они отправятся на борт Международной космической станции. Перчатки используют с гарнитурой HTC Vive. Агентство построило макеты комнат, которые соответствуют окружению внутренних модулей МКС. Астронавтам предлагается перемещаться в виртуальном пространстве, а также подбирать и использовать различные инструменты.

«Благодаря воссозданию физического окружения внутри виртуальной среды вы можете симулировать окружение, реального доступа к которому у вас сейчас нет», — говорит Влеммикс.

Влеммикс заявляет, что такие перчатки еще пару лет назад могли стоить тысячи долларов и, как правило, были доступны только в крупных научных институтах. Сейчас же фактически любой желающий может приобрести оборудование для виртуальной реальности по вполне доступной цене.

«Manus VR создает рынок, где доступ к одним и тем же передовым технологиям могут получить не только такие агентства, как NASA, но и обычные геймеры», — говорит Влеммикс.

Помимо разработки перчаток для виртуальной реальности Manus VR в настоящий момент работает над созданием поддержки технологии SteamVR Tracking через специальный отслеживающий браслет, который наделит перчатки функцией позиционирования не только каждой отдельно взятой руки, но и каждого отдельно взятого пальца. Влеммикс говорит, что перчатки Manus VR будут работать как с устройствами виртуальной, так и дополненной реальности, включая HoloLens, и получат поддержку других платформ в будущем.

Путешествие на Марс

Виртуальная реальность помогает NASA готовиться к первой пилотируемой миссии на Марс, запланированной на 2030-е годы. Команда Норриса использовала шлем Oculus Rift для тренировки астронавтов в подборе наиболее эффективного метода управления марсоходами.

«Так как я работаю в отделе управления космическими миссиями, моя команда принимала участие в исследовании вопросов нахождения на Марсе и выполнения поставленных задач. Благодаря всем этим технологиям у нас есть возможность поместить астронавтов в те условия, которые хотя бы отдаленно будут походить на среду, в которой им придется находиться и работать в будущем. Каково это, стоять на вершине марсианского холма? Какие ощущения вы будете испытывать, находясь на МКС? Все эти вопросы беспокоят наших людей, и благодаря виртуальной реальности мы можем на них ответить».

Аэрокосмическое агентство NASA подписало соглашение с телевизионной сетью Fusion. Теперь Марс можно будет исследовать, даже находясь у себя дома. Программа Mars 2030 Experience будет доступна на Oculus Rift, Google Cardboard, Samsung VR Gear, устройствах iOS и Android, правда официальной даты начала запуска этой программы пока не оглашалось.

Благодаря использованию игрового движка Using Unreal Engine 4 Массачусетский технологический институт и Fusion при поддержке NASA воссоздадут с огромной точностью 20 километров интерактивного окружения Марса, в котором игроки смогут путешествовать либо пешком, либо на виртуальном ровере. Уровень детализации обещают запредельный: точная топография, аутентичная гравитация, освещение, а также разнообразные задачи, которые будут ставиться перед игроком. Эти задачи будут полностью соответствовать задачам, которые агентство NASA будет ставить перед настоящими астронавтами, находящимися на Марсе.

«Проект Mars 2030 Experience ориентирован не только на информирование общественности, но и на то, чтобы эта общественность могла лично принимать участие в тех программах, которые будут выполняться на Марсе в будущем», — говорит Норрис.

Марсоходы, жилые модули, лаборатории и все остальное внутри этой симуляции будет полностью соответствовать схематичным моделям, которые будут предоставляться самим NASA.

«У нас не такие полные данные о топологии Марса, как о Земле», — говорит Джастин Соннекальб, технический инженер игровой студии Irrational Games, принимающей участие в этом проекте.

«Воссоздание поверхности планеты — очень трудоемкий процесс, основанный на работе с огромным объемом информации, которую необходимо добавить в симуляционную модель. На основе этой информации ландшафт придется создавать в буквальном смысле вручную с колоссальным уровнем детализации».

В общем и целом это всего лишь начало того, что может получить NASA и обычные пользователи от использования технологий дополненной и виртуальной реальности. Когда человек впервые ступил на поверхность Луны, мы могли это увидеть только по телевизору. Когда человек впервые ступит на поверхность Марса, мы все сможем находиться в этот момент там, с ним, с помощью виртуальной реальности.

Астронавты NASA уже побывали на Марсе. С помощью виртуальной реальности

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

38 комментариев

  1. Bit

    ))) прорыв

  2. vg_colt

    Ну не то чтобы прорыв. Исследовательский центр НАСА имени Армстронга давно использует эту технологию для тренировки пилотов дозоправки в воздухе. Меня больше заинтересовала не симуляция а именно тема дополненной реальности. В перспективе это очень мощный инструмент как для пилотов так и космонавтов. Ведь можно будет выводить в реальном времени траектории полетов служебную информацию и т.п. В общем представьте себе что все то что вы видите играя скажем в шутер - карта счётчик патронов прицел и т.п. Вы будете видеть в реальной жизни. Это на много упростит и обезопасит допустим выход в открытый космос. Или траекторное управление космическим аппаратом. В общем молодцы. Меня больше печалит позиция наших ученых которые говорят компьютерные игрушки для детей. И не видят сколько потенциально полезных технологий там. Динозавры блин. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • Bit

      Мне вот интересно, а, допустим, можно ли научиться плавать без воды?

      • vg_colt

        Суть то не в этом. Допустим как НАСА тренирует дозоправке в воздухе. Они садят пилота на дешовую до одурения цесну с инструктором, взлетают и в воздухе курсант видит в этот окулус рифт дозаправщик со штангой и пилотирует реальный самолёт. Так что никто без воды плавать не учится. Профит - не надо дорогущий Боинг подымать в воздух с дорогущим истребителем. Что касается дополненной реальности так там вообще другая тема. И более интересная. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

        • Bit

          Хотите сказать, что управление дешевой до одурения цессной ничем не отличается от управления дорогущего Боинга?
          Хотите сказать, что у этих двух моделей абсолютно идентичная аэродинамика?

          С тем же успехом можно без акваланга тренировать навыки дайвинга, одевая на голову ведро, тренировать навыки стрельбы из автомата стреляя из пистолета.

          Утренируется такой пилот в дополнительной реальности, "профи" станет, а в реальных условиях обсерется мгновенно. Тем более на Марсе.

          Самая толстая загвоздка в этом методе - это мозг, который знает, что реально, а что нет.

          • vg_colt

            Як 130 самолёт который может имитировать поведение любой машины ввс России. От су-27 до ту-160. На цесне отрабатывают технологию. Вы не видите картину в целом увы. И я так полагаю от науки как и от инжиниринга вы немного далеко. Есть определенные этапы внедрения технологий, ровно как и то что выглядет на определенных этапах непонятно со стороны обывателя в стратегической перспективе образует комплекс готовых технологий. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

          • vg_colt

            И ещё хотел добавить так как у меня есть лицензия инструктора по подводному плаванию. Сначала тренируют без акваланга. Акваланг дают только когда сдаёшь экзамены в мчс на допуск к погружению. А теперь ну чтобы уж совсем все точки над "и" расставить. Представьте себе такую ситуацию пилота тренируют на том же як 130 которые учебный и который симулирует в полёте поведение любой машины ввс России с помощью vr технологий экономя при этом бюджет и моторесурс строевых машин. После того как пилот в vr научился стыковаться со штангой ему просто нужно будет без vr сделать несколько упражнений на реальном истребителе и готов специалист. Дозоправке в воздухе очень сложный манёвр и вы не поверите сколько парой моточасов приходится тратить пилотам чтобы научится. Плюс такой подход сводит к минимуму аварийность так как неопытный пилот не шибанёт случайно либо штангу либо дозаправщик. Копец ну почему все разжевывать приходится что тут что в Минпромторге что в ОАК. Think outside the box. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

            • Bit

              Вот все, что вы сейчас изложили, лишь подкрепляет мою позицию. Величественные речи вы можете оставить для потенциальных партнеров по бизнесу, инвесторов, в конце концов. Тем не менее, повторю еще раз. Мозг в теме вр - это главная загвоздка. Человек подсознательно чувствует безопасность, поэтому готов на риск, который в космосе неприемлем. С водой также. Без воды он не научится плавать. НЕ НАУЧИТСЯ. И утопленники тому доказательство. Навыки, безусловно, необходимы. Но вр - это теоретические навыки, а не практические, хотя соглашусь, набить твердость руки она поможет.

              "...машины ввс России с помощью vr технологий экономя при этом бюджет и моторесурс строевых машин..."
              На это могу сказать следующее. Собака охраняет - ее кормят (100 р/сутки). Собака не охраняет - ее кормят (100 р/сутки). Кормить в любом случае приходится, так лучше пускай она используется по назначению.

              • slon_ok

                А кто вам сказал, что мозг чувствует безопасность? Посмотрите на поведение людей в очках в простых играх с американскими горками и тд. и скажите мне после этого что мозг чувствует. Наш мозг на много легче обмануть, чем вам кажется.

                • mr Vanya

                  Потеря равновесия или реальный испуг, страх за свою жизнь? Как во сне.
                  Если первое то это просто и ожидаемо. Завяжи глаза - покрути ...
                  Второе - от недостатка опыта игр. У меня друган когда начинал летать в космосе по началу сидя на стуле натурально от астероидов на мониторе уворачивался, потом привык.

            • vg_colt

              Вы так и не поняли то что я написал выше. Комментировать далее или обсуждать не вижу смысла если суть поста не доходит. Сравнивать истребитель со сторожевым псом невежественна и безграмотно. Скажу лишь одно у каждого истребителя есть ресурс моточасов, когда они вырабатываются самолёт списывается. 1 час стоянки су-27 стоит 1000 баксов 1 час полёта 24000 баксов прекратите нести ересь пожалуйста. Учите мат часть. Всех вам благ. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

              • Bit

                Я уже тоже понял, что вам не знакомы такие понятия, как метафора и планирование бюджета.
                Вижу, что вы готовите специалистов по результатам результатов компьютерных игр и двух реальных вылетов.

                • vg_colt

                  Господи да причём тут компьютерные игры. Ладно дубль два. Летчики гражданской авиации прежде чем быть допущенными к полетам проходят тренировки в специализированных тренажерах где все выглядет как "компьютерная игра" и чёт ничего хорошо готовятся. Пилоты боевой авиации прежде чем сесть в реальный самолёт тоже проходят на земле тренировку в тренажерах. Технологии vr дают много плюсов в том что лётчик со всеми перегрузками и телоощущениями проходят тренировку в воздухе. И нет надобности 20 раз подымать в воздух дозоправщик который тоже вырабатывает ресурс и жрет топливо. Как мне ещё объяснить не понятно. То за что вы переживаете отсутсвие ощущения ответственности из за очков сводится на нет так как пилот находится в реальном самолете на реальной высоте. Я бы сказал что это даже эффективнее чем когда они проходят предварительную тренировку на наземных тренажерах вот тут да будет у них ощущение тепла и комфорта с чистом бессмертия. Что касается космонавтов так там вообще все тренировки проходят на земле и наличие vr технологий только помогут более качественно подготовить космонавта. Никто же не говорит что они там с очками на диване тренируются, да как вам вообще это в голову пришло. Оденут скафандр оденут очки плюхнутся как раньше в бассейн и вперёд и с песней. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                  • Bit

                    Я вижу, как на видео в статье все в скафандрах находятся...
                    Выводы мои сделаны по видео, где толпа непонятных товарищей "тренируются" в искусственной невесомости с вр-очками.
                    Откачать бы им там воздух, температуру снизить хотя бы до -80, нацепить очки и в путь. Вот это я понимаю тренировка. А пока что это игрща компьютерные.

                    • vg_colt

                      Ладно хватит меня троллить к вашему сведению уже полвека без очков так тренируют космонавтов а очки только помогают. Изучите этапы подготовки космонавтов. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

                      • Bit

                        "А очки только помогают" собственно хорошо, что вы признали это.
                        И троллить я вас не собирался, просто раз за разом напоминал вам, что мозг надо убеждать в реальности происходящего, а не "учить плавать без воды" (метафора).

      • Amper

        Можно)
        В песке:) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Kumaravle

      Ну остаётся только поддержать учёных, говорящих что игрушки для детей, а вот симуляция, это уже действительно интересно, и уже используется в симуляции.

      • vg_colt

        В том то и дело смотря как использовать технологии. Когда они имеют такой универсальный спектр и как домашний досуг и как платформа для научной деятельности. Вообще слава богу этот гипертрофированный рынок гаджетов хоть как то помогает двигать фундаментальные исследования которые и так в ступоре уже 20 лет как. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  3. kot777

    Все одели на голову VR и стали крутыми космонавтами и уже бороздят космос на энтерпрайсе ) покоряют новые миры и галактики) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Bit

      Следовало ожидать. Безалкогольное пиво, резиновая женщина, виртуальный Марс...

      • kot777

        Да видимо всеже подсадят всех на vr . всё-таки это немного но нечно новое . об этом мечтали давно . видел как телевизор пытались прикрутить к голове ещё в 60х . но "немного" технологии не позволяли получить хоть чето похожее на нормальную vr. Да че там vr и телика нормального не было ) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • gazon

          Спустя 60 лет продолжаются попытки культивировать прикреплённый к глазам телевизор))

          • kot777

            Ну так там уже есть что хоть показать )) идея просто была ещё очень давно . оказывается ) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

          • kot777

            А может йоги ещё сотни лет назад придумали третий глаз чтобы картинки смотреть в голове ))) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • Bit

              Индейцы тоже могли смотреть картинки в голове. И без медитаций у них мог появляться третий глаз, рука, нога, драконы и т.п. Всего-то нужно было трубку мира раскурить ))

  4. ya.legenda

    Хуйня ,игрушка на 2-3 дня после надоедает , та же самая херня что с 3д теликами , у многих есть и сколько пользуется ? Правильно никто , пару дней тусуются и забивают болт , (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • gazon

      Тоже так считаю.Чем отличаются Шлемы VR сейчас,от VR шлемов 10 лет назад?Наличием дисплея для каждого глаза,разрешением
      повыше,гироскопом и..и всё.Я думаю,сама концепция передачи vr через шлем массово не приживётся.
      Вот если бы это был не шлем,а скажем линзы,с функциями нынешних шлемов,то эффект от vr был куда выше,но о таких технология остаётся пока только мечтать.

      • ya.legenda

        Ставою на очки дополнителтной реальтности на много более полезный гаджет если доработают как надо (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • kot777

        Мужику те 500 грамм на голове сушие пустяки !) Это не важно . если мозг будет видеть хорошую картинку вы будете думать что вы там ... (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  5. kot777

    Зачем марс заселять ? Поиграл в шлеме пару недель по бродил да и ладно . Может Маск про игру рассказывал какуето ?)) а все повелись ) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  6. storm X

    ска... чурки уже и в космос проникли/( чо это за дагер с бакенбардами..

  7. uran

    Роботов на Марс отправить будет дешевле, им даже охлажление тамошнее в кайф будет, а человек требует кучу земных благ, что очень дорого
    (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  8. mr Vanya

    Хороший способ преодоления скорости света, изучения далёких галактик и, при должном развитии, даже колонизации экзопланет

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.