Почему электромобили не продаются?

Илья Хель

Сюрприз: продажи электромобилей растут, несмотря на то, что вы там себе думаете. В то же время, у большинства производителей электромобилей возникают проблемы с поддержанием продаж. Причина этого сходна по сути с тем, что творится на рынке смартфонов, но с другим знаком заряда. Два бренда, Nissan и Tesla, делают большую часть продаж электромобилей. Все остальные продали по сотне машин за первую половину 2013 года. В зависимости от того, как вы взглянете на цифры, рынок электромобилей можно считать здоровым или большим. Вот пять причин, по которым сферу этих автомобилей будущего все же можно выписывать. Или нет.

Nissan Leaf

1. Продажи растут только в США

За последние полгода продажи в США по сравнению с первым полугодием 2012 года увеличились втрое, по большей части благодаря Nissan Leaf и Tesla Model S. Renault добилась такого же успеха в продаже электромобилей в Европе. В США продажи электромобилей подскочили с 7000 до 25 000.

Но… При всем этом такие продажи — капля в море, по сравнению с 8 миллионами автомобилей, проданными за июнь. В сфере электромобилей только Tesla и Nissan чувствуют себя неплохо. Из 25 000 проданных электромобилей на Nissan Leaf приходится почти 12 000. Tesla не сообщала о продажах, пока SEC не заставил, но судя по замечаниям, за первую половину 2013 года было продано около 10 000 электромобилей Model S. Теперь идем дальше. Ford Focus EV — чуть больше 1000 единиц, Mitsubishi MiEV — чуть меньше. Кто остается? Toyota RAV4 EV, Honda Fit EV, Smart For Two ED и Chevrolet Spark EV разделили 1000 проданных автомобилей.

Nissan Leaf

2. Цены на электромобили падают

Nissan урезала цены на Leaf на 6400 долларов, то есть на 18 %. Ford сбила цену на Focus EV на 2000 за наличный расчет. Mitsubishi предложила скидку в 10 000 долларов на MiEV. Таким образом, электротранспорт стал конкурентоспособен по цене с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания и гибридами.

Однако… Некоторые из снижений цен были вызваны разработкой более эффективных технологий и снижением стоимости аккумуляторов. Многое было спровоцировано действием невидимой руки рынка, многое маркетинговыми ходами, а значит, снижение цен должно было спасти продажи автомобилей. Некоторые скидки были временные. Если бы не было акций, некоторые автомобили просто не продавались бы. Если бы не было скидок, некоторые клиенты не чувствовали себя оболваненными: купили раньше и не сэкономили пару тысяч долларов.

3. Любая поездка ограничена 160 километрами пробега

Большинство людей ездит в пределах 30-60 км/день. Этот лозунг помогает стимулировать продажи. Возникают общественные зарядные станции. ZipCar, Relay Rides и дилеры электромобилей могут дать вам настоящую машину на выходные.

Но… Каждый раз, когда автопроизводители говорят вам не беспокоиться о дальности пробега, вы начинаете переживать о дальности пробега. Вы забыли зарядить машину вечером — и идете на работу пешком. Батареи портятся со временем, кондиционеры и подогрев также плохо влияют на дальность пробега, публичные зарядные станции заполнены или сломаны. Самые счастливые владельцы электромобилей те, у которых есть и обычная машина в гараже. Классно быть владельцем Nissan Leaf, когда в гараже стоит еще Nissan Armada в полной боеготовности.

Tesla Model S

4. Электричество дешевле газа и дизельного топлива

Крупные энергетические компании, которые обманывают вас ежемесячно — ну или так кажется — производят энергию, которая примерно в три раза дешевле, чем бензин (в пересчете на двигатель внутреннего сгорания). Именно на этом и выезжает, к примеру, Tesla, которая заявляет, что за десять лет езды вы полностью окупите свой автомобиль в ноль.

Но… Электромобиль дешевле, если вы не платите за премиальную сборку. Он дешевле, если вы используете электроэнергию только дома. Некоторые публичные зарядные станции работают бесплатно. Другие загребают бешеные деньги, прикрываясь удобством — и все преимущества дешевой электроэнергии сходят на нет. К тому же, мы пока далеки от индуктивной зарядки от пластины, которая встроена в пол или в дорогу, ну и от других способов получения дешевой электроэнергии.

5. Больше и лучше электромобилей — не за горами

По слухам, Tesla Model E будет продаваться по цене, близкой к мейнстримной — в пределах 30 000 долларов уже в 2015 году. BMW i3 станет первым массово-производимым транспортом такого плана, благодаря использованию углеродного волокна, снижающего вес. Mercedes-Benz SLS AMG Electric Drive будет генерировать 580 л.с. и разгоняться до 100 км/ч меньше, чем за 4 секунды. Эта тройка автомобилей должна генерировать продажи и популярность электромобилей. Во всем мире есть масса мегаполисов, жители которых редко будут уезжать из города: Пекин, Мехико, Токио.

Но… Автомобили типа BMW i3 будут премиальными по сравнению с остальными, но не премиальными по сравнению с BMW с двигателями внутреннего сгорания при той же грузоподъемности. Чтобы подстраховаться и угадать с потребительским спросом, BMW будет толкать i3 с бензиновым двигателем, что сделает i3 больше похожим на Chevrolet Volt, который способен проплыть по асфальту 300 км на одной «зарядке».

Продажи электромобилей составили 100 000 экземпляров на этот год, что является определенной вехой. Электромобили становятся лучше и дешевле, в краткосрочной перспективе из-за скидок, в долгосрочной — из-за экономии топлива.

Возможно, они станут популярны только к тем годам, когда Google запустит свои самоуправляемые автомобили или Элон Маск построит первый Hyperloop.