Сможет ли Oculus Rift изменить наши игры, работу и обучение?

Илья Хель

Виртуальная реальность прошла долгий путь с 90-х годов прошлого века, многие еще помнят эпические сражения со злыми треугольниками и квадратами. Но с приходом гарнитуры Oculus Rift виртуальная реальность вполне может изменить способ нашего познания мира и развлечения — игры, работа, обучение. Звучит как гипербола, но уверяю вас, она абсолютно оправдана.

Oculus Rift

Oculus Rift — это гарнитура виртуальной реальности, ориентированная на потребителя, которая первоначально выстрелила на Kickstarter в августе 2013 года: из 250 000 долларов необходимого финансирования удалось собрать почти 2,5 миллиона. С тех пор проект привлек венчурное финансирование (около 91 миллиона долларов в общей сложности), чтобы выпустить продукт на массовый рынок в 2014 году по цене около 300 долларов. Справедливости ради отметим, что поклонников с глубокими карманами Oculus Rift уже приобрел.

Давайте послушаем рассказ от испытавшего всю прелесть Oculus Rift не так давно — и хоть мы неоднократно писали об опыте общения с этим устройством, еще одно откровение не повредит. Дальнейший рассказ от первого лица.

Я опробовал Rift около месяца назад. У меня не было выбора из демо-игр, в которые можно поиграть, поэтому я застрял в гонках на маленькой желтой машинке.

Я всегда ненавидел гоночные автомобили. Но лучше что-то, чем ничего, поэтому я согласился, уселся в свое кресло и стал ждать начала гонки. Когда она началась, я повернул голову и увидел, что мир проносится мимо. Когда я разогнался до 200 км/ч, я испытал легкое головокружение и сосущее чувство в груди. Выглянув из автомобиля и увидев вращающиеся колеса, я буквально почувствовал, как ветер колышет мои волосы. С неограниченным полем зрения, я буквально был там.

Я спросил представителя Oculus Rift, могу ли я разбить машину, не то в страхе, не то в надежде, что он ответит «да». Ответом было «нет». Несмотря на это, когда гонка закончилась, я твердо верил в будущее виртуальной реальности.

Перспектива видеоигр выглядит определенно интересной, но что, если я прыгну в действующий вулкан? Что если я слетаю на Марс? Вот реальная перспектива виртуальной реальности: возрождение человеческой страсти к приключениям. Виртуальная реальность делает возможными изыскания, на которые мы, возможно, никогда бы не осмелились. Мы можем совершить путешествие по дну моря, используя подводный дрон с 360-градусной камерой, поиграть с морскими чертями и угрями и посмотреть на еще не обнаруженные виды морских гадов. Видеотрансляция может быть открыта для всех, поэтому весь мир может исследовать Марианскую впадину вместе с Rift.

Мы могли бы отправить космические аппараты в космос и принести космос в массы — такая привилегия доступна далеко не всем. Представьте, что вы поворачиваете голову в шлеме виртуальной реальности и видите, как Земля становится все меньше и меньше. Возможно, мы могли бы слетать на любую из лун Юпитера. Страсть к путешествиям вспыхнет с такой силой, что страны начнут развивать космические программы заново.

В нашем материальном мире тоже есть что исследовать. Хирургические симуляторы станут привычным делом уже через пару лет, и студенты-медики или просто любители (не маньяки, стоит надеяться) смогут исследовать тела и органы «вживую». В виртуальной реальности врачи могут исследовать новые методы лечения, а их неудачи не будут преследоваться юристами.

Многие смогут попробовать свои силы в архитектуре: достаточно загрузить принципы физики в симулятор, а после посмотреть на свое творение с любого ракурса, включая «изнутри». Minecraft уже подписался под инициативой Rift, но это только один пример игры, которая позволит детям проявить все свои творческие стороны.

Туда же пойдет и кино. 3D, которое настойчиво показывают у нас в кинотеатрах, с неудобными очками и мнимо ценными спецэффектами, конечно, милая вещица, но может быть и лучше. Подумайте о том, чтобы полетать вместе с Человеком-Пауком по фильму, который выйдет в 2014 году. Подумайте о «Шерлоке», в котором у вас будет 360-градусный обзор. Все будет в вашем поле зрения и вы сможете решить задачи быстрее, чем великий сыщик. Ну и какой уважающий себя киноман не хотел бы побывать в Средиземье?

Oculus Rift сможет принести в массы возможности, которые вполне нам по плечу. «Невозможно», «опасно» или «смешно» останутся на откуп ленивых и скучных. Нет никаких причин не прыгать с обрыва и ощущать чувство свободного падения. Гравитация и физика говорит, что вы не можете прокатиться на муравье, но в виртуальной реальности это останется за бортом. Вы сможете поохотиться на львов без оружия — попробовать одолеть их руками и завладеть их прайдом.

Можно обратиться и к смешному. Ничто не помешает вам стать слоном, почувствовать свою необъятность и вес и увидеть, как сложно бывает с людьми, которые хотят вас пристрелить. Магия перестанет быть доступной только настоящим волшебникам, и многие получат свои билеты в Хогвартс даже в возрасте, далеком от дошкольного. Именно эти нелепости освободят нас для воплощения новых идей в реальной виртуальности.

Мы поговорили о деятельности, в которой каждый сможет принять участие. Однако представьте, какие возможности Oculus Rift открывает для людей в инвалидных креслах! Быть прикованным к постели не означает, что вы не можете исследовать неизведанные планеты на космических кораблях. Быть 90-летним не означает, что вы не сможете прокатиться на американских горках.

Единственное, о чем стоит переживать — так это о том, что некоторые люди слишком глубоко будут погружаться в виртуальный мир за счет несовершенства реального. Такое и ранее случалось, например, с World of Warcraft, однако в виртуальной реальности есть и свои плюсы: здесь на самом деле придется размахивать воображаемым мечом.