Почему пассажирские самолёты производят только несколько компаний в мире?
Самолёты кажутся повседневной вещью — мы видим их в небе, летаем на отдых, следим за новостями об авиапромышленности. Но если приглядеться, выяснится интересный факт: пассажирские самолёты производят всего несколько компаний в мире. Почему их так мало? Неужели остальные не могут? Или не хотят Разбираемся, что делает авиастроение таким сложным, и почему у большинства не получается создать конкурента для Boeing и Airbus.

В большинстве стран самолёты разрабатываются и производятся частными или получастными компаниями с большим участием правительства и господдержки.
Почему производство пассажирских самолётов доступно только крупным компаниям
Главная причина — колоссальная сложность производства. Пассажирский самолёт — это не просто «большой автобус с крыльями». Это высокотехнологичный продукт, который требует:
- сотен тысяч уникальных деталей;
- строжайших стандартов безопасности и сертификации;
- тысяч инженеров, дизайнеров и тестировщиков;
- годы исследований и миллиардов инвестиций.
Чтобы выпустить один конкурентоспособный авиалайнер, компания должна вложить десятки миллиардов долларов — и ждать возврата инвестиций 10–15 лет. Более того, одна ошибка в конструкции может привести к катастрофе и краху всей программы, как это было с Boeing 737 MAX.
Почему новым производителям сложно выйти на рынок авиалайнеров

Самолёт — это продукт из сотен тысяч компонентов, с инженерной, аэродинамической, сертификационной и логистической сложностью. Производственный цикл может достигать десятилетия.
Даже если удаётся создать свой самолёт, это не гарантирует успеха. Мировой рынок контролируют всего два гиганта — американский Boeing и европейский Airbus. Их доля в сегменте средне- и дальнемагистральных лайнеров превышает 90%. Авиакомпании предпочитают проверенные модели с понятной поддержкой, логистикой запчастей и отлаженным техническим обслуживанием.
Вот почему даже крупные экономики, такие как Япония или Германия, не производят свои пассажирские самолёты. Они просто не видят смысла конкурировать с гигантами отрасли.
Не забудь подписаться на наши каналы в Telegram и Дзен — там много интересного!
Какие компании помимо Boeing и Airbus делают самолёты
На сегодня собственные программы есть у нескольких компаний:
- Embraer (Бразилия) — производит региональные самолёты E-Jet;
- Comac (Китай) — активно продвигает C919, но пока без признания за пределами Китая;
- Объединённая авиастроительная корпорация (Россия) — разрабатывает Sukhoi Superjet 100 или SSJ100 и МС-21 с упором на импортозамещение;
- Bombardier (Канада) — ранее выпускала CSeries, но в 2018 году продала программу Airbus. Сейчас не ведёт самостоятельную разработку.
Но ни одна из этих компаний пока не угрожает монополии двух лидеров, особенно на дальних маршрутах, где требуются крупные и надёжные самолёты.
На всякий случай: Как выбрать место в самолете, чтобы выжить в авиакатастрофе
Производство самолётов — это вершина промышленного и инженерного развития. Поэтому весь мир летает на самолётах, сделанных несколькими компаниями. У остальных просто нет таких ресурсов и возможностей. Это не вопрос желания — это вопрос технологий, денег и десятилетий опыта. И пока что изменить это могут лишь немногие.

Новости, статьи и анонсы публикаций
Чат с читателямиСвободное общение и обсуждение материалов