NASA пытается удешевить производство и эксплуатацию своей мегаракеты SLS

17 Декабря 2017 в 21:00, Николай Хижняк 7 025 просмотров 33

Аэрокосмическое агентство NASA сообщило, что одной из надежнейших частей ее новой огромной ракеты-носителя сверхтяжелого класса Space Launch System («Система космических запусков») является ее первый разгонный блок, который частично использует технологии, хорошо проверенные временем, пишет портал Ars Technica. Например, такими технологиями являются движки, которые использовались еще во время программы космических шаттлов, а также два боковых вспомогательных ускорителя первой ступени, благодаря которым агентство может быть уверено в том, что когда ракета SLS взлетит, то сделает она это уверенно.

Однако одной из основных проблем при использовании устаревшего оборудования, производство которого поручено таким компаниям, как Orbital ATK и Aerojet Rocketdyne, заключается в его стоимости. Оно слишком уж дорогое. Несмотря на отсутствие официальных данных со стороны NASA, эксперты подсчитывают, что стоимость одного запуска ракеты-носителя SLS может достигать 1,5-2,5 миллиарда долларов. А ведь еще несколько лет назад прогнозы были куда оптимистичнее — порядка 500 миллионов долларов. В общем, это настолько дорого, что по факту оставляет возможность для осуществления всего одного-двух запусков SLS в год.

Аэрокосмическое агентство вполне осознает эту проблему и поэтому в прошлом уже пыталось привлечь идеи, которые позволили бы сократить как стоимость самого производства ракеты-носителя, так и ее эксплуатации. Судя по всему, к эффективным результатам это в конечном итоге не привело. Поэтому сейчас NASA приступило к более активным действиям и готово рассмотреть альтернативные решения, положившись на аутсорс. В качестве одной из таких аутсорсинговых компаний NASA рассматривает частное аэрокосмическое агентство Blue Origin, принадлежащее миллиардеру Джеффу Безосу. NASA привлекла идея использования потенциально более дешевых ракетных двигателей, которые предлагает эта компания.

SLS и вторая ступень

Различные конфигурации ракеты-носителя SLS

В первой ступени ракеты-носителя SLS используются два вспомогательных ускорителя, которые будут обеспечивать вывод ракеты на низкую околоземную орбиту. Дальше в дело будет вступать ускоритель разгонного блока второй ступени, который будет использоваться для того, чтобы вытаскивать полезную нагрузку с низкой орбиты и отправлять в сторону конечной точки назначения: Луне, Марсу или к одному из спутников Юпитера, Европе.

В рамках первого официального запуска, который, вероятнее всего, состоится не раньше 2020 года, носитель SLS будет оснащен временным вариантом второй ступени. В настоящий момент агентство ведет разработку «экспериментальной второй ступени», которая позволит использовать различные конфигурации разгонного блока, обладающие разной грузоподъемностью. Первый запуск с основной второй ступенью должен состояться в 2023-2024 годах. Согласно принятым техническим документам, во второй ступени планируется использование четырех жидкостных ракетных двигателя RL-10, не раз доказавших свою надежность с момента их первого использования в 1961 году.

Проблема же заключается в том, что разработанные и собираемые компанией Aerojet Rocketdyne двигатели RL-10 являются очень дорогими. Журналистам Ars Technica удалось выяснить, что в среднем за каждый двигатель RL-10, который будет использоваться в первом испытательном запуске, NASA пришлось заплатить по 17 миллионов долларов. Такой расклад агентство, видимо, не устроил, и в октябре оно выступило с открытым предложением к частным космическим компаниям: найти более дешевую альтернативу для снижения издержек производства ракеты-носителя. В опубликованном документе говорилось, что для подготовки к третьему полету (Exploration Mission-3) ракеты-носителя SLS агентство нуждается в четырех ракетных двигателях к середине 2023 года.

Что интересно, уже в середине ноября агентство отредактировало документ. Теперь в нем говорится о том, что NASA ищет не «более дешевую альтернативу» двигателям RL-10, а «замену». Несмотря на то, что на первый взгляд это может показаться обычным лексико-стилистическим приемом, портал Ars Technica, ссылаясь на анонимные источники из космической индустрии, сообщает, что изменение в используемой терминологии говорит о многом. Другими словами, NASA в дальнейшем откажется от двигателей RL-10. Согласно же официальным комментариям агентства по этому поводу, редактирование документа сделано с прицелом привлечения большего числа заинтересованных сторон.

Звездный час Blue Origin

Некоторые разглядели в документе NASA попытку таким образом намекнуть все той же Aerojet Rocketdyne о том, что ее двигатели RL-10 могли бы быть и подешевле. Другие говорят, что этим сообщением агентство показывает, что оно готово к изменениям в конструкции самой второй ступени и открыто для предложений с использованием иного набора двигателей. И если это так, то NASA, скорее всего, выберет двигатели BE-3U, пишет Ars Technica. Компания Blue Origin планирует использовать их во второй ступени своей тяжелой ракеты-носителе New Glenn. Они представляют собой модифицированную версию двигателей BE-3, использующихся в качестве основных двигателей ускорителя ракеты New Shepard, которую компания планирует использовать в качестве туристической и которая уже успешно летала (пока, правда, в рамках испытаний) 7 раз. К слову, следует отметить, что та же Orbital ATK тоже рассматривает двигатели BE-3U в качестве основной системы второй ступени для своей проектируемой ракеты-носителя Next Generation Launch System. Выбор в пользу BE-3U обусловлен тем, что двигатель способен создавать 120 000 фунтов тяги, в то время как RL-10 предлагает только 100 000.

Пока неясно, сколько и какие компании откликнулись на призыв NASA, однако сбор предложений завершился 15 декабря.

NASA пытается удешевить производство и эксплуатацию своей мегаракеты SLS

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

33 комментария

  1. nubulla

    Каменный век закончился не потому что кончились камни. Так что время таких динозавров похоже закончилось. Может один раз и слетают, но не больше. А если Илон к 22 году выкатит свою BFR, то дальше этот проект развивать смысла не будет. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • amd212

      При этом, применение камня в железном веке увеличилось в миллионы раз.

      • nubulla

        В строительстве да, но орудия и оружие из камня уже не делали. Бронзовым и железным мечем башка отрубается легче. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

        • amd212

          Слова поклонника наипервейшего гигантомана Маска. :-) БЕР -то ему тогда зачем? Ф9 вполне достаточно.
          И где тут вообще аналогия между камнем и бронзой?

  2. pupsikizada

    Роскосмоса на этих неугомонных нет))) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • aimaskcoin

      Вспомнил анекдот про то, как 3 линуксоида меряются пип*сками:
      - Вот у меня 10 см.
      - Ха! У меня 8!
      - Лохи. У меня вообще не стоит.

  3. nubulla

    Яковлева как то спросили - какой самолёт самый лучший? Тот который снимают с производства - ответил он. Он идеален, устранены все недостатки, учтены все пожелания летчиков, технология отлажена, но он МОРАЛЬНО УСТАРЕЛ. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  4. WEST117

    Ну у государства всегда такие проблемы, это и ежу понятно! Бюрократия и тягомотина недаёт ход инновациям и прогрессу! Зачем чёто придумывать, когда и так можно"сосать" деньги!Другое дело часник! Всё сделает быстро, дёшево и эфыективно!

  5. AMDRYZEN

    Безос и Маск по тихонько устраняют не только внешних конкурентов но и внутренних на пенсию отправят . (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  6. Megard

    Почему используют движки от шатлов? У америкосов ведь есть супер надежные движки от лунной программы? Почему не использовать их? Мы вот на Луну не летали, а двигатели используем и продаем в полный рост.

    • nubulla

      Топливо другое. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

      • Megard

        у пиндосов проблемы с керосином?

        • nubulla

          Думаю что нет. Только у пары водород/кислород импульс больше. Поэтому на Энергии использовалось это топливо. И на Ariane-5 тоже. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

          • Megard

            забавно тогда получается, зачем пиндосы использовали керосин в первой ступени в своих Аполлонов?

            • nubulla

              Но на второй ступени у них был водород. Просто керосин более плотное топливо и ступень можно сделать меньше, а значит легче. В техники не бывает абсолютных решений. Каждое решение это баланс возможностей. Научных, технологических и даже законодательных. Вот например SwirlWeld используют уже во всех ракетостроительных и авиационных компаниях Америки, а у нас ВИАМ до сих пор этот вид сварки не утвердил. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

              • mr Vanya

                Причём сильно плотнее
                Пара Кислород+ Водород = 0.316 г/см3
                Пара Кислород+ Керосин = 1.036 г/см3
                Разница в импульсе 428 против 335

                Круче всех Фтор с Водородом, но там температура горения 4707 К против 3 250 К

            • AMDRYZEN

              Риск меньше , водород очень летучий смесь водород+кислород ещё более опасна , и технология изготовления хранения и эксплуатации сложнее риск что что нибудь пойдёт не так выше (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • IRoN

      Была у NASA идея - выкинуть твердотопливные ускорители от космического челнока «Space Shuttle» на свалку истории, а вместо них разработать новый жидкостный ускоритель «Pyrios» на основе ракетного двигателя Вернера фон Брауна F-1.

      Была бы тогда их SLS почти полной копией ракеты «Энергия»
      1) Ускорители
      - Двигатели: 4 × РД-170 (4 × F-1)
      - Тяга двигателя: 7.257 кН (6.770 кН)
      - Топливо: керосин (керосин)
      2) Первая ступень
      - Двигатели: 4 × РД-0120 (4 × RS-25)
      - Тяга двигателя: 1.526 кН (1.860 кН)
      - Топливо: водород (водород)

  7. sender

    Это очень здоровая конкуренция и в этом прогресс. Старое не всегда устаревшее,можно с иной точки зрения новых технологий вдохнуть свежую жизнь.

  8. IQ

    Увеличение размера транспортных ракет на поверхности Земли выглядит тупиком. Увеличевается сложность и риск потери корабля и груза, который можно вывести на орбиту за несколько стартов ракетами меньшего размера. А строительство кораблей для изучения дальнего космоса, логичнее вести на орбите, или Лунной базе..

  9. Megard

    Все будет по отработанной схеме, пиндосы будут разрабатывать эту ракету 20 лет, распилят под это дело млрд. так 500, затем скажут не рентабельно, пусть на МКС возит SpaceX и проект закроют.

    • AMDRYZEN

      Вообще-то они уже разработали и полетит она скоро , это же не Роскосмос , а деньги у них есть , к тому же это дешевле чем запускать Сатурн 1 запуск Сатурна 3млд $ с учётом инфляции так что SLS уже дешевле в 3 раза (отправлено из приложения Hi-News.ru)

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.