NASA может отказаться от ракеты SLS, если SpaceX и Blue Origin предложат подходящую альтернативу

20 Ноября 2018, Николай Хижняк 32

В настоящий момент американское аэрокосмическое агентство ведет разработку ракеты Space Launch System (SLS). На нее возлагаются надежды вернуть американцев на Луну, а в перспективе – доставить на Марс. В то же время, внутри агентства рассматривается вопрос отказа от данной пусковой системы, а также космического корабля Orion, который планируется использоваться вместе с ней. Возможность такого развития событий будет зависеть от того, смогут ли частные космические компании SpaceX и Blue Origin предложить подходящую, надежную, безопасную и недорогую замену. Об этом в разговоре с издательством Business Insider рассказал помощник директора NASA Стивен Юрчик.

В качестве потенциальных альтернатив агентство рассматривает Big Falcon Rocket (BFR), созданием которого занимается SpaceX Илона Маска и New Glenn производства Blue Origin, владельцем которой является богатейший человек планеты Джефф Безос.

«Я думаю, что если данные коммерческие предложения станут доступными, то мы, скорее всего, откажемся от государственной [ракетной] системы и перейдем к использованию пускового потенциала этих ракет», — прокомментировал Стивен Юрчик журналистам Business Insider на мероприятии The Economist Space Summit.

Что интересно, NASA действительно может оказаться в весьма щекотливом для нее положении, если хотя бы одна из двух компаний, сможет обогнать агентство в возобновившейся гонке по возвращения человека на Луну. Более того, многие эксперты не сомневаются и в том, что именно частная компания, а не государственное агентство станет первой организацией, которая доставит человека на Марс.

Таким образом слова Стивена Юрчика звучат, как признание победы частной космонавтики над государственной. Но во многом этому поспособствовал не столько успехи Илона Маска и Джеффа Безоса, сколько неудачи при строительстве SLS. Последняя представляет собой ракету сверхтяжелого класса, способную выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку более 55 тонн.

«Нам нужна сверхтяжелая ракета. Без нее мы не получим безопасную, надежную и доступную архитектуру, подходящую для освоения дальнего космоса», — заявил Юрчик.

К 2020 году NASA собирается построить несколько модификаций ракеты-носителя SLS. Первая будет называться Block 1. Данная пусковая система высотой 98 метров сможет выводить на орбиту до 70 тонн оборудования. Первый тестовый запуск Block 1 агентство надеялось провести в июне 2020 года в рамках миссии Exploration Mission-1 (EM-1). В ее ходе с помощью SLS хотели вывести на орбиту непилотируемый аппарат Orion, который должен будет облететь Луну и вернуться обратно на Землю. Спустя несколько лет после первой NASA собирается провести миссию Exploration Mission-2 (EM-2) – уже пилотируемую.


К настоящему моменту американское космическое агентство потратило на строительство SLS около 11,9 миллиарда долларов (более 13 миллиардов долларов ушло на разработку корабля Orion). Согласно последним расчетам, завершение разработки ракеты к 2021 году потребуются еще дополнительные 4-5 миллиарда долларов. При этом, судя по прогнозам, агентство отстает от графика разработки примерно на 2,5 года.

В ходе внутреннего аудита программы NASA было обнаружено, что основными причинами превышения изначально рассчитанного бюджета, а также постоянных задержек стали в основном предотвратимые инциденты, неграмотное руководство, а также несоблюдение контрактных обязательств компанией Boeing, которая является главным подрядчиком в этом проекте. По оценке специалистов, если в дальнейшем возникнут новые проблемы, то NASA может стать свидетелем того, как SpaceX его обгонит и первой организует пилотируемую миссию к Луне.

«На беду» NASA поспособствовать этому может агрессивная политика Илона Маска, направившего все силы SpaceX на разработку BFR, которая будет использоваться для лунных и марсианских миссий. На днях Маск через «Твиттер» заявил, что компания отказывается от планов по дальнейшей модернизации ракеты-носителя Falcon 9 чтобы сделать ее еще более многоразовой и вместо этого всецело переключается на разработку Big Falcon Rocket и корабля Big Falcon Spaceship (BFS).

И Маск и президент SpaceX Гвинн Шотвелл ранее говорили о том, что первые тестовые запуски корабля BFS, которые планируется начать проводить уже в 2019 году, будут не полноценными запусками, а «прыжками». Аппарат будет подниматься на определенную высоту, а затем мягко садиться обратно на Землю. Такой же схемы компания придерживался при первых тестовых испытаниях своих «Фальконов». Но в 2020-2021 году компания планирует провести запуск и вывод на орбиту уже полноценной системы BFR – ускорителя Big Falcon Booster с установленным на него кораблем Big Falcon Spaceship. Примерно к тому же времени Blue Origin собирается запустить свою ракету-носитель New Glenn, которая отправит к Луне посадочный аппарат, предназначенный для поиска водного льда.

В случае успешного первого орбитального и последующих рабочих беспилотных запусков SpaceX собирается в 2023 году отправить в путешествие вокруг Луны японского миллиардера, а также группу людей, которые он решит взять с собой.

Таким образом, если у частной компании все получится, то уже NASA может оказаться в положении наблюдающего при повторении его достижения 1968 года, когда агентство безопасно доставило человека на спутник Земли. Да, агентство тоже в 2023 году агентство планирует отправить вокруг Луны миссию EM-2, но без высадки на поверхность.

Кроме того, NASA рискует «опоздать» и с Марсом. SpaceX собирается отправить беспилотную миссию BFR к Марсу в 2022 году, а в 2024 – первую пилотируемую. Это на несколько лет раньше предполагаемой высадки агентством астронавтов на Луну и возможно на целый десяток лет раньше того момента, как NASA планирует предпринять попытку пилотируемой миссии к Красной планете.

«На самом деле мы пока серьезно не обсуждали вопросы сотрудничества со SpaceX над ее ракетой BFR и ее использования для полетов на Марс. Однако я могу предположить, что такие обсуждения долго не заставят себя ждать», — прокомментировал Юрчик.

По словам Юрчика, прямо сейчас агентство внимательно следит за частными компаниями, участвующими в программе Commercial Crew Program, в рамках которой каждая из организаций работает над своими проектами пилотируемых космических кораблей. Конечная цель программы заключается в возвращении США возможности проведения самостоятельных пилотируемых запусков, которую страна утратила с закрытием своей программы космических шаттлов в 2011 году. Напомним, что с тех пор NASA полагается в таких вопрсах на российское космическое агентство Роскосмос, выступая лишь в качестве пассажира на российских «Союзах».

Отказаться от услуг российской стороны по мнению NASA помогут 7-местные пилотируемые космические аппараты Boeing и SpaceX. Их разработка находится на финальной стадии. Сейчас компании готовятся к проведению первых беспилотных и управляемых тестовых запусков. Первой, согласно графику, должна выступить SpaceX.

«Их первый беспилотный запуск запланирован на январь. Спустя несколько месяцев, возможно весной, они собираются отправить пилотируемую миссию к МКС», — говорит Юрчик.

Если аппараты Crew Dragon (SpaceX) и CST-100 Starliner (Boeing) докажут свою эффективность, безопасность и надежность, то NASA может проявить больший энтузиазм в вопросах использования BFR и ракеты-носителя New Glenn от Blue Origin.

«Как мы подойдем к этому вопросу – будет зависеть от темпов развития и возможностей этих систем», — говорит Юрчик.

Важнейшим аспектом, который позволит принять то или иное решение, как уже отмечалось выше, является наличие ракеты, способной выводить на околоземную орбиту очень много полезной нагрузки.

«Сейчас мы видим перспективы SLS. В первую очередь потому, что в этой ракете-носителе используются многие проверенные и уже зарекомендовавшие себя технологии и системы», — комментирует Юрчик, указывая на то, что SLS использует двигатели и другое оборудование, которое применялось еще в космических шаттлах.

«В то же время мы понимаем, что технологии, которые сможет предложить BFR, а также то, во что в конечном итоге может развиться New Glenn, могут пригодиться нам для пилотируемых миссий по исследованию Солнечной системы».

Смогут ли частные компании обогнать NASA в этой гонке? Обсудить данный вопрос можно в нашем Telegram-чате.

32 комментария Оставить свой

  1. vladgans

    Да, большие достижения могут быть только в условиях конкуренции. Причем, если раньше это была "внешняя", то теперь, с приходом частного сектора, это уже внутренняя борьба.
    И что характерно, частники имеют большую скорость развития.
    Интересные времена нас ждут

  2. dascratch

    Сижу, такой, уши развесил, срам начёсывая..

  3. Targin

    > "SLS [...] представляет собой ракету [...] способную выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку более 55 тонн"
    > "Первая будет называться Block 1 [...] до 70 тонн"

    Как это стыкуется между собой и с официальной информацией?
    2018-07-09: "SLS can deliver more than 95 metric tons [...] to [LEO] with a Block I configuration"
    //https://www.nasa.gov/exploration/systems/sls/to-the-moon.html

    > "На днях Маск через «Твиттер» заявил, что компания отказывается от планов по дальнейшей модернизации ракеты-носителя Falcon 9"

    Это была не новость, а попытка замаскировать очередной бред, излитый чуть ранее в наркоблог.
    2017-11-21: "company freezes the Falcon 9 design"
    //https://spacenews.com/spacex-aims-to-follow-a-banner-year-with-an-even-faster-2018-launch-cadence/

    > "в 2020-2021 году компания планирует провести запуск и вывод на орбиту уже полноценной системы BFR"

    То есть за 2 года допилит?
    Немного фактов:
    - Falcon Heavy: в 2011 году первый запуск был назначен на 2013 год, но случился он в 2018 году.
    - Dragon 2: в 2014 году первый запуск был назначен на 2015 год, но не случился до сих пор.

    Указанные выше проекты основаны на реализованных ранее, чего не скажешь о BFR, а слова Маска о радикальных изменениях конструкции не добавляют веры в реальность запуска BFR в 2020 году.
    //https://twitter.com/elonmusk/status/1063867489543643136

    • Sc-in

      Targin, У тебя точно имеется желание деморализовать маскофилов? Зачем.
      По поводу чего-то частного в космосе. Вы как хотите это назовите, но если главный заказчик понятно кто, а других не видно даже на горизонте, то в чем вопрос-то.
      А Боинг - это другое государство? НАСА имела поставщиков по пальцам одной руки. Все такие же акционеры закрытые или открытые частные, как Спейс или от Мезоса. Государственная структура - это лишь аппарат чиновников, которые курируют заказы и работы по их выполнению. Кто с кем соревнуется? Одна корпорация акционеров с другой.

      • Targin

        Sc-in, Не уловил суть претензий.
        Деморализовать маскофилов словами Илонушки Величайшего? XD

        Перефразирую посыл выше:
        Странно/глупо пытаться спешно интерпретировать каждый чих Маска в социальных сетях (кстати, это не официальный источник информации), тем более что многие противоречат официальным заявлениям, а некоторые он лично опровергает на следующий же день.
        При этом, проверке актуальности/верности данных, не относящихся к Маску (в данном случае об SLS), уделяется поразительно меньшее внимание.

        P.S. Не являюсь фанатом SLS

        • Sc-in

          Targin, ****Не являюсь фанатом SLS
          сложно быть фанатом идеи в макете. Это понятно.
          Но суть моих слов следующая, если в конспекте. Все имеют главного заказчика - это государство. За него главная борьба. А не разные пуски спутников веером для кого-то там.
          Поэтому, борьба и цель у всех одна. Отхватить больше пирога. Вот и всё, что надо знать про Боинг, Локхид-Мартин, Нортон-Грумман, СпейсХ ... и им подобные. Ок?
          По проверке не согласен. Что-что, а проверять будут по всем точкам. Насколько смогут. С учетом стендовых испытаний. Это вам не 60-70-ые годы. Где можно было ограничится одним фото в газете и заголовком на первой полосе.

    • amd212

      Targin, Рано или поздно кто-нибудь найдёт утерянные чертежи на чердаке старого дома где жил прусский конструктор Вернер фон Браун, передаст их талантливому советскому пареньку и дело снова наладится :-)

  4. T_e_r_e_b_i_l_o_v

    Так они и о "Сатурн5" вспомнят!
    Из Вики:
    "Полная масса, выведенная на орбиту при запуске станции Скайлэб, составила 147,36 тонн" ...

  5. boyko_s

    Ну, уже давно все поняли, что ситуация в американской государственной космонавтике, мало чем отличается от российской. Главная заслуга Маска в том, что он, при всех своих недостатках, всерьез разворошил осиные гнезда по обе стороны океана.

  6. vahtang1961

    НАСА все равно, кто первый построит действующий ракетоноситель. выводящий 60-80 т на орбиту. Кто это сделает - того и тапки!

    • Targin

      vahtang1961, 60-80 тонн на НОО? То есть их устроит не только небольшой (SLS - 95-130 т), но и огромный (New Glenn - 45-??? т) шаг назад (Saturn V - 141 т)?

      • vahtang1961

        Targin, Будем реалистами - вначале смогут вывести только до 80 т, а после небольшой модернизации - 120. Сатурн им не повторить - сами вопили, что люди, сделавшие этого монстра уже в могиле, чертежи и технологии утеряны. поэтому сразу ничего не выйдет. примерно через 8-10 лет дойдут до уровня Сатурна.

        • Zamza

          vahtang1961, Ну, предполагаю что этот Сатурн на 141 тонну, имел много "лишнего" железа, помня что строился 50 лет назад. Сейчас, с учётом развития материалов и технологий, думаю 60-80 тонный вполне заменит по эффективности, 141 тонну Сатурна. Поэтому Биг Фалкон вполне справится.... А Маск конечно сроки всегда называет заведомо нереальные... Но это просто "рабочий" пиар, подстёгивающий интерес публики, что не есть плохо.... Разве лучше было бы, "на всякий случай", назначать запредельные сроки, чтобы потом быть "передовиком производства, перевыполняющим план по срокам"? Можно конечно и так действовать, но он вот так не хочет...

          • Targin

            Zamza, 141 тонна это масса полезной нагрузки, выводимой на НОО, а не масса ракеты (2970 тонн).
            Кстати, да, она имела много лишнего "железа", а также двигатели с низким УИ (топлива нужно было брать больше из-за неэффективного расходования), что снизило массу полезной нагрузки.

            С учётом развития материалов и технологий, цифра должна была стать больше 141 тонны.

        • Targin

          vahtang1961, > "вначале смогут вывести только до 80 т"

          На чём?
          SLS Block I - 95 тонн на НОО
          New Glenn (2-ступенчатая) - 45 тонн на НОО, а после модернизации ~70 тонн.

    • boyko_s

      vahtang1961, "НАСА все равно, кто первый построит действующий ракетоноситель. выводящий 60-80 т на орбиту"
      Не совсем так. FH выводит на НОО >63т, но для НАСА этого мало. И пан Маск это сам понимает, переключившись на BFR. Марс, не Марс, но SLS отодвинуть у него желание явно есть.

  7. ashum

    А как же Роскосмос..

    • amd212

      ashum, Роскосмос пока всего за $37 млн
      - единственный в мире отправил к МКС 2.5 тонны груза
      - единственный в мире выполнил стыковку корабля к станции в автоматическом режиме
      - единственный в мире двигателями грузовика поднял орбиту МКС на 27 км.

      ria.ru/science/20181118/1533044033.html

    • amd212

      ashum, Роскосмос пока всего за $37 млн
      - единственный в мире отправил к МКС 2.5 тонны груза
      - единственный в мире выполнил стыковку корабл&я к станции в автоматическом режиме
      - единственный в мире двигателями грузовика поднял орбиту МКС на 27 км.

      ria.ru/science/20181118/1533044033.html

      • boyko_s

        amd212, То есть по-прежнему спекулирует на разработках СССР.

        • Targin

          boyko_s, То есть РФ купила «Прогресс» у СССР по дешёвке и продаёт всем втридорога?

          Предположим у твоих родителей есть дом. Долгих лет жизни им. Но после, ты этот дом разворотишь к чёртовой бабушке?

          К твоему сведению:
          СССР запускал КК «Прогресс», используя РН «Союз-У2», работающий на синтине. В середине 90-х годов синтин прекратили производить, исчерпалось месторождение сырья. Пришлось вернуться к использованию РН «Союз-У», имевшей меньшую грузоподъёмность.
          Велась работа по модернизации двигателей, были изменены Форсуночные Головки. В 2001 году впервые взлетела РН «Союз-ФГ».
          Параллельно велись работы по глубокой модернизации РН. В 2004 году впервые взлетела РН «Союз-2.1а», имевшая не аналоговую, цифровую систему управления российского производства. В 2006 году впервые взлетела РН «Союз-2.1б», имеющая на 3-ей ступени РД-0124 - новый керосиновый двигатель - рекордсмен по удельному импульсу.

          • boyko_s

            Targin, И шо? Новый двигатель позволит сделать "Союз" многоразовой? В некоторых странах до сих пор летают МИГ-21, на них ставят новые двигатели, меняют электронику, но они все равно остаются самолетами вчерашнего дня. Так и с Союзами-Прогрессами: что с ними не делай, они останутся техникой эпохи паровозов.

  8. [email protected]

    Рогозин предложил проверить, высаживались ли американцы на Луну
    Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин во время посещения компании «Российские космические системы» вместе с молдавским лидером Игорем Додоном предложил проверить, были ли американцы на Луне.

    • boyko_s

      [email protected], "Ах Моська, знать она сильна..."
      Это таки агония...

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.