«Мона Лиза» Леонардо да Винчи названа первым 3D-изображением в истории

Картина «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи, может быть частью древнего 3D-изображения. Ученые обнаружили, что копия портрета Джоконды, находящаяся в Музее Прадо в Мадриде очень близка к оригиналу, висящему в художественном музее Лувр в Париже. Анализ показал, что если наложить эти картины друг на друга, создается эффект объема.

Картины "Мона Лиза" из Прадо (слева) и Лувра (справа)

Дело в том, что горизонтальное расстояние между перспективами, на которых построены обе картины, составляет 69 миллиметров, что приблизительно равно расстоянию между зрачками глаз человека, которое стандартно составляет 64 миллиметра. Поэтому совмещение двух картин с изображением госпожи Лизы дель Джокондо дает 3D-эффект, пишет журнал Science News.

Возможно, различия в двух работах объясняются тем, что копию Джоконды писал студент, практикующий в мастерской да Винчи.

Чтобы воссоздать обстановку, в которой работали художники, исследователи из Университета Бамберга в Германии рассчитали сдвиг перспективы, взяв за ориентир кончик носа на двух изображениях. С помощью 32 наблюдателей ученые визуально определили положение художников относительно наблюдаемого объекта (модели) во время написания двух картин. Сцена выглядела так:

Положение художников во время написания "Мона Лизы"

Леонардо да Винчи находился по правую сторону от другого художника и был удален от модели на немного большее расстояние. Если бы они стояли рядом, то сдвиг перспективы оказался бы еще более сильным. Выбранное художниками местоположение свело к минимуму расстояние между перспективами для двух картин, объясняют исследователи.

Именно так создаются 3D-изображения. Мозг человека воспринимает глубину путем слияния двух изображений с различной перспективой, поступающих от каждого глаза.

Исследователи пропустили электронные версии картины «Мона Лиза» через светофильтр и получили стереоизображение для просмотра через очки с цветными стеклами: для левого глаза красный, для правого – бирюзовый. Метод получения стереоэффекта называется анаглиф. На изображении ниже вы можете увидеть результат.

Лицо "Мона Лизы" в 3D (справа)

В своих работах Леонардо да Винчи описывал монокулярное и бинокулярное зрение, а также изучал анатомию глаза, отражение света и даже экспериментировал с цветными источниками света. Однако неясно, складывал ли он обе работы вместе, чтобы понять процесс получения объемного изображения. Картины из Лувра и Прадо не создают идеальную стереопару, но показывают весьма неплохой результат для того времени. С момента написания «Мона Лизы» прошло более 500 лет. Это случилось за 330 лет до изобретения первой стереограммы. Прибор для просмотра объемных изображений был изобретен Чарльзом Уитстоном в 1838 году.

Однако не все верят в 3D-эффект «Мона Лизы». Некоторые эксперты считают, что картина из Музея Прадо и оригинал создавались в разное время. Джоконда таит в себе немало загадок, на которые вряд ли удастся найти однозначный ответ.

Леонардо да Винчи считается одним из величайших изобретателей в истории. О его гениальных изобретениях можно узнать здесь.