Инспекция показала, что у ракеты-носителя NASA SLS очень большие проблемы

11 Октября 2018, Николай Хижняк 37

Сроки введения в эксплуатацию, а также стоимость разработки новой сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которую аэрокосмическое агентство NASA планирует использовать для доставки людей на Луну и Марс, могут снова увеличиться. Главный инспектор NASA, которые время от времени проводит аудит космических программ агентства, опубликовал новый отчет, касаемо прогресса разработки SLS, сообщает портал The Verge. Проблем, связанных с проектом, как оказалось, гораздо больше, чем думалось.

Согласно новым прогнозам, ракета, разработка которой уже несколько раз сталкивалась с перерасходом средств и задержками финансирования, обойдется США на несколько миллиардов долларов больше, чем ожидалось. Кроме того, ракета-носитель, вероятнее всего, не будет готова к своему первому запуску, намеченному на июнь 2020 года.

Главным виновником такого положения дел отчет называет компанию Boeing — основного подрядчика, занимающегося созданием SLS. Отмечается, что компания столкнулась с серьезными проблемами при разработке основной ступени ракеты. Изначально предполагалось, что дебютный тестовый запуск первой ступени SLS будет произведен в июне 2017 года. Однако сейчас по самым оптимистичным прогнозам запуск состоится не раньше декабря 2019 года. Но тут же отмечается, что есть вероятность переноса запуска на более поздний срок. По мнению генерального инспектора, основные проблемы связаны с «низким уровнем производительности» со стороны Boeing. В отчете говорится, что компания неоднократно давала неправильные оценки объемам оставшихся работ для завершения основной ступени, а также тому, сколько для этого может потребоваться людей.


Поскольку существует большая вероятность увеличения сроков задержки запуска, агентству стоит ожидать очередного повышения общей стоимости разработку SLS. Согласно текущим прогнозам, на доработку первой ступени силами Boeing, а также работу по подготовке ракеты к предстоящим запускам к 2021 году американское космическое агентство потратит 8,9 миллиарда долларов, что практически в два раза больше изначального бюджета разработки. И это, если не считать затрат на сотрудничество с другими подрядчиками. Например, доработка основных двигателей ракеты, которые использовались еще в программе космических шаттлов и производятся компанией Aerojet Rocketdyne, обошлась агентству в более чем 2 миллиарда долларов.

Задержки и постоянно раздувающийся бюджет уже давно стали типичной проблемой для программы разработки ракеты SLS, говорится в отчете. Первый запуск носителя ожидался еще в прошлом году, однако дебют так и не состоялся. С начала разработки в 2010 году и на текущий момент на создание ракеты NASA потратило почти 12 миллиардов долларов. В ноябре 2017 года агентство запланировало запуск на 2019 год, однако позже запуск был перенесен на 2020-й. Согласно экспертному мнению, и этот срок кажется маловероятным.

Одна из частей первой ступени ракеты-носителя SLS в сборочном цехе

Сама компания Boeing связывает постоянные задержки в разработке с недостатком выделяемого финансирования, однако в разговоре с инспектором официальные лица NASA заявили, что дело совсем не в деньгах. Агентство называет основной причиной проблем ошибочные прогнозы и оценки Boeing. Компания не только не смогла грамотно рассчитать объемы предстоящих работ, но еще и предоставляла NASA неправильные прогнозы по поводу сроков и стоимости проекта. Эффективность производства – еще одна проблема, которая указывается в отчете. Лишь половина запланированных задач была выполнена в установленные сроки. Также в отчете говорится о некоторых технических и санитарных проблемах на линии сборки. Свою роль также сыграли форс-мажорные обстоятельства. Торнадо повредил один из сборочных цехов NASA в Новом Орлеане, где производятся некоторые детали для SLS. Это задержало всю производственную цепь на два месяца.

В отчете упоминается и неэффективное руководство со стороны NASA. Агентство не требовало от Boeing предоставления детальной информации о стоимости разработки ступеней для SLS, что в свою очередь не позволяло NASA проследить за всей цепочкой финансовых затрат. В итоге самому агентству оказалось сложно оценить – сможет ли подрядчик вовремя решить поставленные перед ним задачи. Кроме того, документ сообщает о злоупотреблении системой премиальных выплат – бонусов, которые компании получают за быстрое и эффективное выполнение и перевыполнение плана. В отчете говорится, что такие финансовые взаимоотношения между NASA и Boeing выглядят весьма странно, учитывая насколько низкой оказалась эффективность последней. В промежутке между 2014 и 2018 годами компания потратила дополнительные 600 миллионов долларов, отставая при этом от графика работ на два года, однако NASA все равно выплатило компании дополнительные 323 миллиона долларов премиальных.

В документе также прописываются рекомендации для NASA, которые позволят решить все накопившиеся проблемы и завершить разработку проекта. В частности, советуется пересмотреть и более точно определить сроки выполнения поставленных задач, а также пересмотреть условия контракта между двумя организациями, чтобы NASA могло точно знать во сколько обойдется завершение разработки ракеты-носителя.

Источник новости считает, что приводящиеся в отчете данные, могут стать инструментом манипуляции для тех, кто выступает против программы SLS. Противники программы не раз заявляли о чрезмерно высокой стоимости разработки, а также о возможности использования космическим агентством менее дорогих ракет-носителей. На эти аргументы NASA ранее уже отвечало тем, что SLS по завершению строительства станет самой мощной ракетой-носителей в мире, способной выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) до 131 тонны полезной нагрузки. Правда в этом случае речь идет о другой версии SLS (NASA разрабатывает две версии: Block 1 и Block 1B), первый запуск которой состоится не раньше 2024 года (если не будет никаких задержек). Базовая версия SLS (Block 1) будет способна выводить до 95 тонн груза на НОО. А это в свою очередь не многим больше возможностей той же сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy частной американской компании SpaceX – ее грузоподъемность составляет около 64 тонн. При этом стоимость подготовки Falcon Heavy к запуску составляет что-то среднее между 90 и 150 миллионами долларов, что гораздо дешевле запуска SLS.

В целом отчет не несет ничего хорошего тем, кто поддерживает программу SLS. NASA необходимо провести большие изменения в программе разработки, или ракета-носитель рискует так и остаться на земле.

Обсудить новость можно в нашем Telegram-чате.

Инспекция показала, что у ракеты-носителя NASA SLS очень большие проблемы
Метки: , , .

37 комментариев Оставить свой

  1. alvidov

    Большие проблемы у союза.

  2. AMDRYZEN

    Не ошибочно , в Боинг знали о сроках и стоимости , они просто все преуменьшили получили задаток а теперь уже поздно давать задний если слить проект то ни бабла ни ракеты , а если продолжать то будет хотя бы ракета , ну у США с деньгами проблем нет была бы необходимость сразу появится и $

    • KADZE

      AMDRYZEN, Стандартная схема работы многих подрядчиков, особенно строительства и ращработки

  3. Megard

    НАСА еще млрд. потратит пару лет, а затем купит документацию "Энергии" и конструкторов что еще живы и будет миру показан SLS.

    • vladgans

      Megard, "Энергия" никому даром давно не нужна. Устаревшая технология с кпд как у паровоза.

      • Ruslandgdhgerhshe

        vladgans, Эффективность SLS ещё хуже чем у Энергии. Так как Энергия тупо может вывести больше груза. Имеет спасаемые элементы. Может выводить грузы от Челнока до Космической станции. Имеет самые продвинутые до сегодняшнего дня ракетные двигатели. По сравнению с SLS это Энергия для США ракета следующего поколения.

        • vladgans

          Ruslandgdhgerhshe, Разберитесь, пожалуйста, что значит КПД.

          Паровоз тоже может и слона перевезти и жирафа. и ехать 200 км/ч. Но кпд у него "как у паровоза". то бишь крайне хреновое, по сравнению с современным электрическим транспортом.
          Ни Энергия, ни Сатурн-5, ни Шаттл сейчас никому не нужны по причине запредельной стоимости пуска в расчете на вес выводимой нагрузки. Тогда была совсем другая история. Нужно было выполнить определенные задачи любой ценой. Сейчас пуск должен быть экономически выгоден. Потому никто и никогда не думал их возрождать.

          • amd212

            vladgans, Что-то мене подсказывает, что выполненный в современном технологическом формате, Сатурн V по стоимости будет дешевле FH а по выводимой полезной нагрузке в 20 раз эффективнее.

            • nubulla

              amd212, Глупость. Конструкцию всегда определяет доступная технология. Но и при смене технологии меняется и конструкция. Так что это будет новая разработка. SLS и задумывался как вариант максимально использующий старые Технологии и отработанные узлы.

              • amd212

                nubulla, Прямой вопрос:
                Сатурн V воспроизведённый в современных технологиях будет дешевле, мощнее, эффективнее, надёжнее старого Сатурна V ?
                - Да
                - Нет
                Нужное подчеркнуть

                • nubulla

                  amd212, Сатурн не воспроизводим современными технологиями. Придётся менять конструкцию под современные технологии и материалы. Но это будет уже не Сатурн. Так что ответ НЕТ. Да и не нужен он никому. Если иксы построят BFR, то задача будет решена на новом уровне. Существует ещё одна проблема - топливо. Керосин для ракет весьма дорог и его делают из легких нафтановых нефтей. В России залежи этой нефти в Чечне, за пределами РФ это в основном Иран. Мы свою проблему решили, а вот США с Ираном не очень дружат. Именно из-за диффецика топлива Raptor делают на метане. Так же на метане делают и B-4.

                  • amd212

                    nubulla, Однако правильный ответ был "Да".
                    "Англоамерика" пока страна номер 1 по добыче нефти (не важно на чьей территории)

                    • nubulla

                      amd212, Ну в этом случае предложите NASA свои услуги по перезапуску Сатурна. Типа у меня есть команда, а я вообще реинкарнация Фон Брауна)) Как я уже писал подобный эксперимент сейчас проходит в КБ Туполева и КАПО Горбунова по реинкарнации Ту-160. Эффективные менеджеры тоже решили все загнать в цифру. Только вот теперь всю оснастку приходится переделывать.((

                  • Sc-in

                    nubulla, **** В России залежи этой нефти в Чечне, за пределами РФ это в основном Иран.
                    Самые крупные если точнее, на шельфе Каспия, т.е. в РФ. Т.к. Каспийское море имеет берега с Ираном, поэтому тут упомянут. Хотя самые протяженные с Казахстаном. Но какая там добыча?
                    Добыча и переработка этой нефти, слишком затратна и трудоемка. Но проблема ещё в том, разведанные запасы, а также которые можно добыть современными технологиями, сильно ограничены. Встречал исследования, разведанные запасы, если разрабатывать настоящими темпами, хватит ещё лет на 30. Т.е. разговоры про окончание нефти, первыми коснутся ракетчиков.
                    Отчасти и поэтому рассматривают вариант водород, а для Ангары кис­ло­род­но-во­до­род­ную третью ступень.
                    Разработки первыми начали в 1987 в Энергии. Изделие 11К25, зарубежное обозначение SL-17. buran.ru/htm/rocrt.htm
                    Практически все лучшие разработки на сегодня у основателей.

                    • Sc-in

                      Sc-in, Если не заправка водородом на границах с абсолютным нулем, было б все очень отлично. Заправка подготовка, если приходится отменить старт, сильно усложняют и конечно удорожают старт

  4. Shekan

    Зачем вообще США как государство тратит на это деньги? Есть Маск и Бренсон которые готовы тратить свои кровные на развитие космических технологий, и делают это если верить официальной информации довольно успешно. Закрыли бы эту денежную черную дыру и всем бы дышать стало легче!

    • nubulla

      Shekan, У боинга большое лобби в наса. Похоже там людишки хорошо прикормлены.

      • botan

        nubulla, До поры а потом будет цирк ;-)

    • Ruslandgdhgerhshe

      Shekan, Если Бозес реально тратит свои деньги то Маск скорей дотируется косвенно заказами НАСА и Пентагоном. Запуск для госструктур у Маска как правило стоит в два раза дороже.

  5. nubulla

    Я всегда считал, что SLS мертворожденный проект. Очень странный проект. Сперва это была грузовая Areas-5,которая была задумана в паре с Areas-1. Пока Боинг ковырялся с этим старьем иксы родили новый класс ракет.

  6. vladgans

    В общем то все это наглядно показывает, почему динозавры вымерли.

    • Sc-in

      vladgans, Если чуть по теме, кроманьонцы. Которых слегка и далее до минимума подвинули более узколобые неандертальцы. Прямая параллель с Х-ми. Не так ли?

    • karambas

      vladgans, именно. Все упирается ресурсы. Убрать ресурсы - сам собой уйдет.. Пример тот же Рогозин, он на легких ресурсах - и этот динозавр еще будет долго эти ресурсы потреблять, не выдавая результат. А другой динозавр который породил Рогозина не за что не отдаст ресурсы. наоборот за счет пенсионных накоплений себе ресурсы только прибавит.

  7. amd212

    Остались же чертежи от Сатурна V.
    Чего уж проще - загнали в комп, да передизайнили с учётом новых материалов и технологий.
    :-)

    • vladgans

      amd212, да кому он нужен сейчас с такой стоимостью пуска то

    • Aaa-p

      amd212, Что Сатурн, что Энергия для своего воспроизводства потребует огромного количества вновь создаваемых производств, смежников, материалов, технологий и т.д. Увязки новой техники со старой и многократных испытаний. Не говоря уже о стоимости пусков. Хотя Энергия наверно подешевле была бы.

      • Aaa-p

        Aaa-p, И да, чертежи от Сатурна V не остались вроде бы)

      • amd212

        Aaa-p, У Сатурна V общее количество деталек в два раза меньше чем у ТяжСокола. вы только посмотрите на количество двигателей. А размеры не сильно влияют на стоимость ибо железо сейчас дёшево..

      • Targin

        Aaa-p, > "Энергия для своего воспроизводства потребует огромного количества вновь создаваемых производств..."

        Предлагаю взглянуть на 3-ий вариант РН СТК по ссылке ниже. Разве не напоминает РН «Энергия»?
        /http://russianspaceweb.com/superheavy.html

    • nubulla

      amd212, Чертежи на подобные объекты это просто бумажки с добрыми пожеланиями. Поэтому в авиации и кораблестроении присутствует понятия увязки. Сейчас это делают ко компьютерах, а раньше делали на плазах. Именно по этой вашей логике Ту-160 «загнали в компьютер». Но как и следовало ожидать ничего не собирается. Короче цирк с конями.

  8. amd212

    Пентагон временно остановил полеты многофункциональных истребителей-бомбардировщиков F-35 для исследования их двигателей на возможное наличие неполадок.
    Специалисты обнаружили 111 критических недостатков первой категории, 855 — второй. Особо отмечены проблемы с системой катапультирования и с установлением координат для сброса бомб. Последнее может привести к ошибочным ударам, в том числе по собственным подразделениям.

    bloomberg.com/news/articles/2018-10-11/pentagon-temporarily-halts-f-35-flight-operations-after-crash-jn4ncuxt

    • Sc-in

      amd212, F35+SLS - проекты, которые как нельзя нравятся всем кому госдеп встал поперек со своими требованиями где кому что продавать и вообще как себя вести.
      Вот ещё HyperLoop+BFR подключат к бюджету ... Но это врядли. Не потянет даже продвинутая экономика.
      Но было б интересно.

      • amd212

        Sc-in, Полтора триллиона зелени налогоплательщиков!
        "Это прото позор какой-то!" (с)

    • Targin

      amd212, Истребитель пятого поколения F-22 Raptor ВВС США совершил аварийную посадку.
      При приземлении у самолета сломалась левая стойка шасси, повреждения получили левое крыло и нижняя часть фюзеляжа истребителя.
      //http://www.thedrive.com/the-war-zone/24177/f-22-raptor-came-to-a-rest-on-its-side-after-making-emergency-landing-in-alaska

  9. Alex St

    Как не крути - все госкомпании одинаковые

  10. SpaceDark

    По имеющимся данным боинг совершенно зажрался и обнаглел.
    А не пора ли его почистить от дураков и планктона, провести оптимизацию.
    Всем на пользу пойдет.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.