Искусственное мясо перевернет наш мир

Илья Хель

В 2013 году первый в мире искусственный гамбургер, гамбургер из пробирки, был приготовлен и отведан. Вслед за этим событием в прессе появилось много слухов об искусственном мясе, мол, скоро нам не придется убивать животных ради еды вообще. Возникла мысль, что в каждом местечковом магазинчике появится искусственная курочка и бекон из пробирки. Но в реальности все было не так: эпоха такой пищи бесконечно далека от нынешних реалий. Да, концепция была доказана. Идея классная. Но кто ее развивает? Да и с чего бы кому-то вдруг захотеть кушать мясо из пробирки?

Искусственное мясо перевернет наш мир. Фото.

Но не всем оно может понравиться

Наша нынешняя система мясопотребления работает в край плохо. Она нестабильна в долгосрочной перспективе: сегодня мы используем 30% свободной ото льда суши Земли, чтобы кормить на ней животных, которые обеспечивают нас белком. Сектор животноводства производит порядка 15% от глобальных выбросов парниковых газов. В целом существующая система предлагает слишком много возможностей навредить нам: кишечная палочка, сальмонелла, устойчивость к антибиотикам, эвтрофикация, утрата биоразнообразия и загрязнения воздуха — это лишь несколько пунктов из длинного списка.

Итак, если нам хочется мяса, почему мы не можем его выращивать? Зачем производить целый живой организм в качестве неэффективного посредника?

Что такое искусственное мясо

Искусственное мясо предлагает вариант более безопасного, здорового и безубойного мяса, которое на 100% идентично обычному, привычному для нас. Технология его производства будет оказывать меньше пагубного влияния на окружающую среду (иначе зачем ее использовать, не так ли?), снизит потребность в дефицитной пресной воде, земле и топливе, а вместе с тем снизит объем выбросов парниковых газов и проблему с антибиотиками.

Искусственное мясо перевернет наш мир. Что такое искусственное мясо. Фото.

Не говоря уж об ожидаемом повышении общей эффективности

В качестве примера, стартап Memphis Meats планирует вывести на рынок искусственное мясо и тратить всего три входных калории для производства одной калории мяса. Это было бы важным усовершенствованием по сравнению с обычной системой, которая, по заявлению стартапа, использует 23 калории для производства одной калории говядины.

Зачем нужно искусственное мясо?

Можно было бы подумать, что эта область с таким большим потенциалом — исправить нашу не самую лучшую систему производства мяса — хорошо финансируется и поддерживается миллиардерами, а также на федеральном уровне. Но это совершенно не так.

Сегодня работа в области искусственного мяса по большей части поддерживается New Harvest, крошечным исследовательским институтом, существующим на пожертвования, в котором трудится четыре штатных человека. Несмотря на все трудности, именно они движут эту область вперед:

  • Организуют первую конференцию по вопросам так называемого клеточного сельского хозяйства (cellular agriculture)
  • Финансируют развитие культивированной курицы и индейки
  • Финансировали первые исследования по созданию искусственного стейка

Эти достижения прекрасны, но на пути к коммерциализации этой идее стоит много проблем. Преодоление этих проблем ускорит появление культивированного мяса, превратит его из идеи в продукт.

Как вырастить искусственное мясо?

Вот четыре вещи, которые мы должны сделать, чтобы воплотить в реальность эпоху культивированного мяса.

Финансирование фундаментальных научных исследований

Существует две основных научных проблемы, которые мы должны решить.

а) предоставить клеточные линии для исследователей;

В настоящее время исследователи в медицинском пространстве имеют легкий доступ к большинству необходимых клеток; они просто открывают каталоги и заказывают по мере необходимости. Это возможно только потому, что банки различных типов клеток были созданы в прошлом. Таких банков для культивированного мяса не существует. Таким образом, любой исследователь, который хочет поработать над культивируемым мясом, должен создать клеточную линию непосредственно от животного, а это сложный и трудоемкий процесс.

Точно так же, как вы не ждете от программиста, что он будет писать операционную систему перед созданием приложений, так и нам нужно снизить барьер для исследователей в области культивированного мяса за счет предоставления клеточных линий. Работа над этим уже началась. Профессор Пол Моздзяк из Университета Северной Каролины и его аспирантка Мэри Гиббонс получили финансирование от New Harvest для создания клеточной линии для клеток индейки в начале этого года.

Искусственное мясо перевернет наш мир. Финансирование фундаментальных научных исследований. Фото.

А вы бы стали есть мясо из пробирки? Расскажите в нашем Telegram-чате

Адекватно закладывая основание, мы создаем благоприятные условия для исследователей, чтобы они могли сосредоточить силу своих мозгов, время и творчество на этой сложной задаче создания культивированных мясных продуктов вместо того, чтобы заниматься клеточными линиями.

б) разработка недорогой среды для роста клеток без сыворотки;

Чтобы вырастить животные клетки за пределами животного, необходимо смоделировать среду обитания внутри животного. Сегодня это требует использования эмбриональной телячьей сыворотки, сложного бульона из белков и факторов роста, который, по иронии судьбы, получается из крови мертвого теленка. Помимо очевидного этического вопроса, ЭТС стоит дорого, меняется от партии к партии и потенциально может служить источником загрязнения.

Стабильная, недорогая, этически чистая альтернатива ЭТС необходима, если мы хотим, чтобы культивированное мясо было конкурентоспособным по сравнению с обычным мясом. Ученые ищут замену ЭТС много лет. Для серьезных прорывов нужно серьезное финансирование.

Финансирование инженерных усилий

Нам необходимы инженеры, которые смогут построить вспомогательные технологии для развития культивированного мяса. Возможности колоссальны, поэтому будут задействованы все основные подобласти инженерии.

Сегодня нам нужны:

  • Инженеры-химики и биохимики для создания эффективных биореакторов, которые смогут наращивать выгодное производство.
  • Инженеры тканей, которые смогут создавать биоразлагаемые каркасы, на которых будут расти и держаться клетки.

Завтра нам понадобятся:

  • Электромеханики для точного проектирования систем управления. Это особенно важно, поскольку клетки будут процветать только в тщательно контролируемых условиях.
  • Гражданские инженеры для создания и управления строительством перерабатывающих заводов, на которых разместятся биореакторы.
  • Инженеры-механики для проектирования, строительства и испытания новых систем замешивания кислорода в биореакторах, которые обеспечат равномерное распределение кислорода по всем клеткам.

Превратить эту область в академическую дисциплину

Очевидно, для того чтобы нарастить базу знаний, нам нужно больше денег и мозгов. Этот десяток академиков, который в настоящее время — по всему миру — работает над клеточным сельским хозяйством, этого мало. Нужно превратить эту область в академическую дисциплину. В начале это может повлечь за собой:

  • Вводные курсы и проведение семинаров на университетском уровне.
  • Появление центрального открытого научного журнала, который будет вмещать все исследования в этой области.
  • Разработку учебной программы для получения ученой степени и, в конце концов, создание кафедр.
  • Поощрение междисциплинарных проектов, студенческих клубов, состязаний на тему культивирования мяса.

Открыть мир культивированного мяса для каждого

Люди хотят знать, что едят и как эта еда производится. Но в наше время система производства мяса невидима для большинства из нас. Многие из нас никогда не бывали на фермах, которые производят мясо, которое мы потом поглощаем. Наша любовь к мясу держит нас в блаженном неведении.

Чем больше открытости и сотрудничества сможет предложить наука культивирования мяса, тем быстрее мы сможем этим насладиться. Нужно двигаться.

Культивированное мясо обещает помочь нам по-новому взглянуть на этот мир. Изобилие и стабильность вполне могут быть не взаимоисключающими понятиями, особенно если это касается искусственного мяса. Очень скоро мы будем оглядываться и поражаться тому, как неэффективно, неконтролируемо, пошло уничтожали миллионы, миллиарды голов живого скота. Мы будем винить себя за то, что не подумали об этом раньше. В конце концов, мир будущего не потерпит излишеств. Он будет точно рассчитан во всем: в лечении точно доставляемыми лекарствами к месту поражения, в расходовании электроэнергии, в управлении дорожным транспортом. Мясо не станет исключением.