Что не так с современным кино?

2023 год, стал, вероятно, худшим в индустрии кино за последнее десятилетия. И это не просто частное мнение или дело вкуса – у нынешнего упадка кинематографа есть вполне конкретные причины. Во-первых, на лицо последствия пандемии COVID-19 – из-за введенных ограничений пострадали не только графики съемок, но и посещаемость кинотетатров, которая, к слову, до сих пор не вернулась к доковидному состоянию, а приемлемую аудиторию удалось собрать лишь на премьерах «Барби» и «Оппенгеймера». Еще одним бонусом к ковиду стало развитие стриминговых сервисов. И хотя сегодня они также находятся в упадке, их удар по массовому кино был внушительным. Третьей, и пожалуй, наиболее заметной и интересной проблемой киноиндустрии стало появление нейросетей и забастовки гильдии сценаристов и актеров в США, продолжавшиеся несколько месяцев. Но что дальше?

Что не так с современным кино? Разбираемся что случилось с массовым кино в 2023 году. Фото.

Разбираемся что случилось с массовым кино в 2023 году

Из всех искусств для нас важнейшим является кино, – В.И. Ленин

Эффект Netflix

Вы наверняка слышали о феномене «Барбигеймера» и о том, что с кинематографом покончено – или, по крайней мере, в том виде, в каком мы его знали. Еще до пандемии нам говорили, что будущее за потоковым вещанием – бесшовной, удобной, гостеприимной утопией бесконечного контента. Да-да, сегодня нам доступны любые фильмы – в любое время и в любом месте. Но как только кинотеатры закрылись из-за пандемии коронавируса, это последнее технологическое ноу-хау стало ощущаться как счастливая случайность.

И да, вынуждены признать – в стриминговых сервисах есть магия. Ведь если раньше новые серии любимых шоу выходили раз в неделю, а новые сезоны раз в полгода/год, то Netflix и другие платформы стали выдавать их сразу. И речь не только о новинках – хотите пересмотреть все 10 сезонов «Друзей»? Пожалуйста, оформляете подписку и вуаля – никаких CD, никаких скачиваний со сторонних ресурсов, просто включай и смотри.

Эффект Netflix. Сериалы захватили нашу жизнь, отодвинув больше кино на задний план. Фото.

Сериалы захватили нашу жизнь, отодвинув больше кино на задний план

Больше по теме: Почему мы смотрим сериалы «запоем» и при чем тут самоконтроль?

Стоит ли удивляться, что во время карантина мы оказались один на один с огромной библиотекой цифрового контента. Для тех из нас, кто помнит времена видеопраката и фильмов на DVD, появление потоковых сервисов действительно кажется волшебством. Можно даже сказать, что стриминги заменили чтение и оказали существенное влияние на то, как миллионы людей во всем мире проводят свободное время.

К тому же, когда мы привыкли к бесконечному контенту, в сериалах начали появляться знаменитые актеры, увидеть которых раньше можно было лишь на больших экранах. Такие гиганты мирового кинематографа как Энтони Хопкинс, Мэрил Стрип, Николь Кидман и другие появились в «Мире дикого запада», «Большая маленькая ложь» и «Утреннее шоу». Словом, примеров масса.

Эффект Netflix. Кадр из сериала «Мир дикого запада». Фото.

Кадр из сериала «Мир дикого запада»

Правда, вся эта красота привела к пустующим кинотеатрам. И действительно – зачем тратить деньги на билет, когда можно посмотреть все не выходя из дома? К тому же потоковые сервисы славятся не только сериалами, но и полнометражными картинами – в одном из последних фильмов Netflix, например, главные роли исполнили Джулия Робертс, Итан Хоук и Кевин Бейкон.

Еще больше интересных статей читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен – там регулярно выходят статьи, которых нет на сайте!

Кинотеатры и правда в прошлом?

Опустевшие кинозалы заставляют задаваться вопросом о том, стоит ли вообще в них возвращаться. Во время пандемии формирующаяся общепринятая точка зрения гласила, что, хотя некоторые блокбастеры все еще могут привлекать в кинотеатры большую аудиторию, будущее этого вида искусства решительно асинхронно и привязано к дому. Одна из наиболее популярных точек зрения гласила, что поход в кино станет подобен чтению или прослушиванию пластинок на виниле: то есть превратится в нишевое занятие или выражение культурной позиции.

Вот только разговоры о смерти кино ведутся с тех самых пор, как первые фильмы появились на свет, а неполный список сил, которые угрожали существованию кинематографа за последние 90 с лишним лет включает в себя звук, цвет, пол, кабельное телевидение, Интернет и видеоигры.

Кинотеатры и правда в прошлом? Разговоры о гибели кинематографа ведутся с самых первых дней появления индустрии. Впрочем, ничего нового. Фото.

Разговоры о гибели кинематографа ведутся с самых первых дней появления индустрии. Впрочем, ничего нового

И – сюрприз – ничто их вышеперечисленного не убило фильмы и кинотеатры. Более того, на протяжении 125 лет, по мере того как фильмов становилось все больше (как на больших, так и на малых экранах) не утихали разговоры об увядании индустрии. Впрочем, то же самое можно сказать и о театре в эпоху развития кинематографа (а театр, напомним, по-прежнему жив).

Это интересно: Любите криминальные шоу и сериалы? Ученые знают почему

Выходит, хоть посещаемость кинотеатров сильно просела за последние несколько лет, большие экраны вряд ли канут в прошлое. Однако фильмы, на которые пойдет перенасыщенный цифровым контентом зритель, однозначно претерпят изменения. В конечно итоге кино меняется от десятилетия к десятилетию и так было всегда — фильмы радикально меняли свой размер, форму и внешний вид.

Как нейросети изменили Голливуд?

Летом этого года мы рассказывали о намерении киностудий заменить актеров второго плана искусственным интеллектом (ИИ), заплатив актерам только за один день работы. Так, первая серия шестого сезона научно-фантастического сериала «Черного зеркала» заставила киноделов поволноваться – в эпизоде показано, как технологии искусственного интеллекта заменяют актеров, а студии выкупают права на использование их изображений в производстве контента.

И да, именно так и решили поступить студийные боссы. В отместку гильдии киноактеров и сценаристов объявили забастовку, а режиссер нашумевшего «Оппенгеймера» Кристофер Нолан и вовсе сравнил развитие ИИ с созданием атомной бомбы. Конфликт продолжался несколько месяцев и привел к остановке съемок множества фильмов и сериалов.

Как нейросети изменили Голливуд? 2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США, представляющая более 11 500 сценаристов, объявила забастовку в связи с продолжающимся трудовым конфликтом с Альянсом продюсеров кино и телевидения и после серии переговоров, забастовка была окончена 27 сентября 2023 год. Фото.

2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США, представляющая более 11 500 сценаристов, объявила забастовку в связи с продолжающимся трудовым конфликтом с Альянсом продюсеров кино и телевидения и после серии переговоров, забастовка была окончена 27 сентября 2023 год

Вообще, нейросети оказали огромное влияние на все аспекты современной жизни, меняя экономику, образование, медицину, кинематограф и нашу способность адаптироваться к изменениям. Подробнее о том, что ученые думают о самом громком научно-технологическом событии XXI века мы рассказывали здесь, рекомендую к прочтению.

Не пропустите: Какие фильмы приносят людям наибольшую пользу?

Что же до киноиндустрии, которая изо всех сил старается идти в ногу со временем, то она неизбежно адаптируется к новой реальности, а предсказать как именно сейчас едва ли возможно. На самом деле кризис, вызванный развитием ИИ-технологий, сопровождается как желанием киноделов заработать деньги (при этом наплевав на зрителей), так и отсутствием новых идей и, разумеется, перенасыщенностью графикой и однообразным контентом.

Смерть супергероики

Одним из наиболее показательных примеров «гибели современного кино» является тотальная усталость от супергероики. Что удивительно, ведь всего пять лет назад фильмы Marvel обсуждал весь мир, а супергерои и их приключения действительно нравились зрителям. Теперь же именитая киностудия переживает не лучшие времена – 2023 год стал, пожалуй, худшим за всю историю ее существования.

Причины, по которым это произошло включают в себя общую усталость от одинаковых историй, в которых герои неизменно побеждают, набившей оскомину графикой (вряд ли мы увидим что-то лучше и масштабнее чем «Мстители» End Game) и изрядно надоевшую тему Мультивселенной, которая, к слову, свела на нет ценность персонажей и сюжетных линий. Но главное, на мой взгляд, заключается в желании студийных боссов заработать – сделав ставку на количество, а не качество, Marvel потеряли репутацию, которую зарабатывали годами.

Смерть супергероики. Тони Старк пожертвовал собой, а потом студийные боссы сошли с ума. Фото.

Тони Старк пожертвовал собой, а потом студийные боссы сошли с ума

К тому же, как бы ни была хороша сюжетная арка «Мстителей», супергероев стало слишком много и все они чересчур похожи друг на друга. Отчасти по этой причине сериал «Пацаны» (The boys) нашел своего зрителя, так как в нем создатели высмеивают жанр и смело фантаизируют о том, каким бы был наш мир, появись в нем так называемые суперы – обычные люди, которые случайно (или нет) обрели божественную силу (спойлер для тех, кто не смотрел – ничего хорошего из этого бы не вышло).

Вам будет интересно: «Все везде и сразу» с точки зрения науки: какой может быть мультивселенная?

Ну а если копнуть еще глубже, то можно увидеть, что нынешний кризис спровоцирован совокупностью огромного количества факторов – пандемии, появлением потоковых сервисов, развитием ИИ, отсутствием новых идей и, разумеется, обыкновенной человеческой жадностью.

Смерть супергероики. Корейский блокбастер «Бетонная утопия» является, пожалуй, одним из лучших фильмов 2023 года. Фото.

Корейский блокбастер «Бетонная утопия» является, пожалуй, одним из лучших фильмов 2023 года

К счастью, в 2023 году были и хорошие фильмы. Среди них нашумевший «Оппенгеймер» Нолана, хоррор от Netlix «Оставь мир позади», корейский фантастический триллер «Бетонная утопия», комедийный триллер с Николасом Кейджем в главных ролях «Герой наших снов» и другие. Правда, плохих релизов, все же, было намного больше. То же самое справедливо и в отношении сериалов. Будем надеяться, что 2024 год для кинематографа будет хорошим.