#факты | Беспилотный автомобиль: опасности и надежды

Олег Довбня

В наши дни много говорят о перспективном проекте Google по созданию самоуправляемого транспорта. В перспективе речь может идти о беспилотном такси. Блог Джессики Лессин вновь обратился к этой теме. Его обозревателю Амиру Ефрати посчастливилось лично прокатиться на одном из самоуправляемых автомобилей Google. И он решил не только поделиться своими впечатлениями, но и вкратце рассмотреть основные вопросы, связанные с темой беспилотного автотранспорта. Какие перспективы он сулит? Опасен ли он?

Самоуправляемый автомобиль

Самоуправляемый автомобиль

Когда Амир Ефрати ехал в одном из автомобилей Lexus, которые компания Google сделала самоуправляемыми, он обратил внимание на экран, расположенный на приборной доске умной машины. На этом экране отображаются другие машины и основные объекты окружения. Пассажир может наблюдать их перемещение в режиме реального времени. Иными словами, умная машина «знает» о своем окружении больше, чем любой водитель-человек.

Инженер-программист поискового гиганта, который продемонстрировал Амиру Ефрати автомобиль, находился за рулем и располагал возможностью перевести машину в традиционный режим ручного управления. Это на случай непредвиденных обстоятельств. По словам инженера Google беспилотный режим не может функционировать в плохую погоду, например, если идет снег или стоит туман. Иными словами, самоуправляемый транспорт не является технологией сегодняшнего дня. Google отмечала, что на его доработку потребуется пять лет.

Больше всего опасений вызывает вопрос о том, не будут ли беспилотные автомобили опаснее традиционных? В США, по данным Федерального Правительства, ежегодно случается примерно 10 миллионов дорожных происшествий. В год дорожное движение становится причиной 33 тысяч смертей или примерно один смертельный исход на 100 миллионов миль, которые транспорт проезжает по дорогам этой страны. В некоторых странах этот показатель значительно выше.

По беспилотным автомобилям собрать статистику не было возможности. Но уже сейчас известно, что переработанные поисковым гигантом самоуправляемые «Тойоты» проехали по дорогам более 500 тысяч миль и, по информации Google, не стали за это время причиной ни одного дорожно-транспортного происшествия.

По словам Амира Ефрати, «один человек близкий к проекту Google по созданию беспилотного автомобиля» отметил, что программное обеспечение нуждается в серьезной доработке для того, чтобы стать превосходным:

99 % это недостаточно хорошо.

Но, как это обычно бывает, есть и скептики. В их числе Элон Маск, возглавляющий небольшую компанию Tesla Motors, занимающуюся созданием элитных автомобилей. Он полагает, что «гугловская» система беспилотного автотранспорта слишком дорого стоит.

Автомобильные компании, в числе которых Daimler и General Motors, оснащают дорогие модели своих машин некоторыми элементами «беспилотности». Немецкий поставщик электроники и автомобильных комплектующих Роберт Бош говорил о том, что надеется найти коммерческое применение «помощнику движения в пробке» («traffic jam assistant»). Эта система может «тормозить, разгоняться и править рулем полностью автономно». Бош мог бы предложить эту систему ведущим автомобильным компаниям.

Google вела переговоры с производителями автомобилей и предпринимала попытки лицензировать свою технологию беспилотного транспорта, внедрив ее в новые автомобили ведущих компаний. Поисковая корпорация модернизировала автомобили Prius и Lexus для того, чтобы показать, как работает ее система в начальной стадии разработки.

В Google испытывают уверенность в том, что роботизированные такси сократят потребность людей в собственных автомобилях. Впрочем, это мнение натыкается на скептическую оценку со стороны экспертов.

Google и другие разработчики самоуправляемых автомобилей полагают, что автоматика будет лучшим водителем, чем человек. Это позволит сократить число аварий и смертельных случаев на дорогах. Они также уверяют, что автомобили, управляемые автоматикой, будут легче и станут потреблять меньше топлива. Согласно другой теории, если большая часть транспорта на дорогах станет самоуправляемой, пробки будут случаться реже, а автомобили смогут двигаться быстрее.

Google начинала в качестве поисковой компании. Сегодня она осваивает все новые и новые направления. В их числе и дополненная реальность. И это не говоря уже о популярнейшей в мире мобильной платформе Android. По мнению некоторых аналитиков ее господство будет вечным.