Суровая правда для SpaceX: посадить ракету не так-то просто

Илья Хель

После запуска полезного груза в космос с мыса Канаверал, штат Флорида, вчера ракета SpaceX Falcon 9 почти приземлилась в исторические книги, когда ее первая ступень попала в яблочко, вертикально опустившись на роботизированную баржу в Атлантическом океане. Проблема в том, что ступень слишком тяжело опустилась на точку посадки, если верить твитам гендиректора SpaceX Элона Маска, которые появились вскоре после посадки.

SpaceX

Компания рассчитывала на более мягкую вертикальную посадку, чтобы Falcon 9 можно было отремонтировать и запустить снова, по плану Маска, который снизит стоимость запуска «на фактор порядка ста». Долгое время такие посадки были продуктом научной фантастики, и до сих пор ни одна ракета не смогла совершить такой подвиг. Предыдущая попытка SpaceX, которая предпринималась в январе этого года, закончилась падением Falcon 9 на баржу.

Основная цель запуска, впрочем, заключалась не в испытании возможностей повторного использования ракеты, а в отправке капсулы Dragon на Международную космическую станцию. Запуск был шестым из двенадцати подобных миссий пополнения запасов, которые SpaceX должна провести в рамках контракта с NASA на 1,6 миллиарда долларов. Упакованная почти 2000 килограммов груза и научного оборудования, капсула Dragon безупречно отделилась от второй ступени Falcon 9 и развернула свои солнечные панели. В пятницу она должна состыковаться со станцией и планирует вернуться на Землю через пять недель, забрав мусор и ненужные вещи.

А вот и видео последнего приземления:

Суровая правда для SpaceX: посадить ракету не так-то просто. Фото.

Есть очевидные причины для развития многоразовых ракет. Сейчас действует парадигма, в рамках которой почти вся или большая часть ракеты выбрасывается после одного использования. Аэрокосмические эксперты иногда сравнивают это с тем, как если бы авиалайнер выбрасывался на свалку после одного полета. Сделайте многоразовую ракету и сможете летать на ней снова и снова, как на самолете, благодаря чему космические путешествия станут доступнее и превратятся в серые будни. Простой доступ к космосу позволит Земле расширить экономическую сферу на остальную часть Солнечной системы, что начнет новый золотой век в истории человечества. Во всяком случае такова теория футурологов и мечтателей. На практике же, несмотря на десятилетия совместных усилий, экономически жизнеспособная система космического запуска так и не разработана — даже многоразовые шаттлы NASA оказались слишком проблемными для использования. SpaceX, как и многие компании до нее, планирует все изменить. И несмотря на две или даже три неудачных попытки посадить ракету прямо на твердую почву, пока именно у SpaceX больше всего шансов добиться успеха, во всяком случае больше, чем у любого из ее предшественников.

У этой компании уже имеется порядка 50 пусков на счету, что составляет порядка 5 миллиардов долларов в контрактах на запуски коммерческих спутников, научно-космических аппаратов и миссий по пополнению запасов космической станции. Компания намерена в конечном счете возвращать ракеты из космоса на наземные космодромы, а не на океанические беспилотные суда. Она сотрудничает с Google в разработке глобального широкополосного интернет-сервиса, который будет работать за счет сотен небольших спутников. Она также разрабатывает толстую ракету Falcon Heavy и модернизированную для перевозки людей капсулу Dragon, которые вместе будут возить астронавтов на орбиту Земли и за ее пределы. Маск заявил, что хочет сделать человечество мультипланетарным видом и ждет не дождется, когда мы отправимся исследовать Марс. Разработка многоразовых ракет имеет решающее значение для всего этого, но многие эксперты считают, что даже если и когда SpaceX продемонстрирует успешные мягкие посадки, все равно пройдет еще много времени, прежде чем грандиозные планы Маска будут реализованы.

Ракеты

«Повторное использование долгое время было «святым Граалем» для отрасли космических запусков» и было основным мотивом для развития программы космических шаттлов NASA, говорит Джон Логсдон, эксперт политики космоса из Института политики космоса при Университете Джорджа Вашингтона. Но хотя орбитальные шаттлы и ракетные ускорители на твердом топливе были многоразовыми, их восстановление требовало месяцев работы и небольшой армии техников, а сложность всей системы стала ключевым фактором в катастрофической потере двух шаттлов и их команд. Если учесть срок жизни всей программы шаттлов, каждый их полет обошелся в полтора миллиарда долларов — столько же NASA стоили 12 полетов с компанией SpaceX. Вопрос не только в повторном использовании ракет, но и в повторном использовании при низкой стоимости. SpaceX нужно продемонстрировать, что она может повторно использовать одну и ту же первую ступень Falcon 9 без существенных затрат на обслуживание между полетами. Успешное приземление — только первый шаг.

По мнению Лироя Кьяо, промышленного консультанта и бывшего астронавта NASA, в дополнение к демонстрации низкой стоимости восстановления ракеты, SpaceX также должна показать, что может эффективно восстанавливать и проводить переаттестацию своих ракет.

«В конце концов, SpaceX планирует возвращать ракету на место запуска для восстановления, а не садить ее на баржу», — говорит Кьяо. Как только ракета будет отремонтирована и восстановлена, она также должна быть сертифицирована для полета. Следовательно, пока SpaceX не восстановит, не отремонтирует и не переаттестует даже не один, а множество Falcon 9, никто не сможет посчитать, насколько экономически выгодными могут быть многоразовые ракеты.

Компания уже достигла значительного прогресса с момента первых испытаний на возможность мягкой посадки, когда ракета-носитель Falcon 9 зависла над волнами, прежде чем погрузиться прямо в океан. В январе, в ходе первой попытки приземлиться на «автономный беспилотный корабль-космодром», носитель потерял управление при посадке, резко накренился и с фейерверком врезался в баржу. Хотя зрелище было забавным, успехом это не назовешь.

Для вчерашней попытки приземления компания увеличила резервы гидравлической жидкости, а также подготовила баржу для штормовой погоды и сильного ветра. Точная причина жесткой посадки в этот раз остается неизвестной, однако ракета приблизилась к барже в вертикальном положении, а опрокинулась после приземления.

Следующая попытка мягкого приземления носителя Falcon 9 состоится 19 июня этого года, во время следующей миссии пополнения запасов Международной космической станции.