«Призрак в доспехах» стал красивым, но неточным фильмом

12 Апреля 2017, Илья Хель 26

Насколько близки мы будем с технологиями в будущем? Как они изменят нас? Насколько близким будет это «близко»? «Призрак в доспехах» представляет собой футуристический, хай-тек, но при этом мрачный японский мегаполис, населенный людьми, роботами и технологически развитыми человеческими киборгами. Помимо сверхчеловеческой силы, стойкости и рентгеновского зрения, обеспечиваемых улучшением тела, одним из самых преобразующих аспектов нашего мира также считается идея дополнения мозга. То есть, когда мы будем киборгами, у нас будет два мозга, а не один. Наш биологический мозг — «призрак» в «доспехе» — будет взаимодействовать через нейронные имплантаты с мощными встроенными компьютерами, которые дадут нам молниеносные реакции и повышенные возможности к рассуждению, обучению и памяти.

Когда создатель «Призрака в доспехах» рисовал эту мангу в 1989 году, он предвидел, что нейрокомпьютерные интерфейсы превзойдут фундаментальное ограничение человеческого существования: освободит наш мозг от ловушки в виде нашей головы. В трансгуманистском будущем Масамунэ Сиро наши сознания будут плавать свободно, подключаясь к удаленным устройствам и датчикам через облако, транслируя мысли и изображения в наши запутанные мозги и даже глубоко погружаясь в чужое сознание, чтобы понять и разделить его опыт.

Истории Сиро также показали нам некоторые опасности этого гигантского технологического скачка. В мире, где знание — сила, эти нейрокомпьютерные интерфейсы создадут новые инструменты для правительственного контроля и наблюдения, а также новые виды преступности, такие как «взлом разума» — дистанционный контроль чужих мыслей и действий. Тем не менее в повествовании Сиро была и духовная сторона: состояние киборга может быть следующим шагом в нашей эволюции, а расширение перспективы и слияние индивидуальности с сетью сознания может стать путем к просветлению.

Потерянное при переводе


Классический анимационный фильм «Призрак в доспехах» — пересказанная режиссером Мамору Осии версия оригинальной манги, недавно была интерпретирована еще раз — со Скарлетт Йоханссон в роли Майора, киборга, работающего на Секцию 9, правительственную организацию, которая борется с коррупцией и терроризмом. Снятый Рупертом Сандерсом новый фильм визуально поражает, и сюжетная линия с любовью воссоздает лучшие сцены оригинального аниме.

Печально, однако, что фильм Сандерса уходит от главного вопроса: как эта технология может изменить состояние человека? В его фильме культурный герой становится американским героем, когда действия определяют личность, хотя на самом деле он был практически полной противоположностью.

Майор борется за своих хозяев с нарастающей неохотой, ставит под сомнение приказы, ее тянет к бегству и созерцанию. Это герой уже не дела, а кто-то, кто пытается собрать воедино фрагменты человека внутри киборга. В аниме 1995 года прямым текстом говорилось, что мы личности только благодаря воспоминаниям. И хотя новый фильм следует практически той же истории, он отказывается повторять эту идею. Голос Майора говорит нам, что «мы цепляемся за воспоминания, будто они определяют нас, но нас определяет то, что мы делаем». Здесь утрачивается дух оригинальной истории.

Новый фильм также отказывается от другой важной идеи Сиро — что разум человека, даже человеческого вида, по сути является информацией. В то время как в аниме 1995 года обсуждалась возможность покинуть физическое тело — доспех — и вывести сознание на новую плоскость, чтобы стать «частью всех вещей», в ремейке об этом говорится вскользь.

Открытые жизни

В реальном мире понятие связанных сознаний уже маячит перед нами. Сенсорные экраны, клавиатуры, камеры, мобильные устройства, облака: мы становимся все больше и больше напрямую и одномоментно втянутыми в широкий круг людей, при этом открывая свою личную жизнь для наблюдения и потенциальной манипуляции правительствами, рекламщиками или еще кого похуже.

Нейрокомпьютерные интерфейсы тоже грядут. Уже существуют имплантаты мозга, которые могут смягчить некоторые симптомы заболеваний мозга, от болезни Паркинсона до депрессии. Другие разрабатываются для преодоления сенсорных нарушений, таких как слепота, или для контроля парализованной конечности. С другой стороны, дистанционное управление поведением с помощью имплантированных стимуляторов уже было продемонстрировано на примере некоторых животных, и однажды может быть применено к людям.

Остается также возможность добровольного объединения наших умов. Устройства вроде Emotiv представляют собой простые носимые устройства на основе электроэнцефалографа (ЭЭГ), которые могут обнаруживать некоторые электрические сигналы, излучаемые нашим мозгом, и являются достаточно разумными, чтобы интерпретировать эти сигналы и превратить их в полезный вывод. Например, Emotiv, подключенный к компьютеру, позволяет играть в видеоигры за счет одной только силы мысли.

Слияние технических систем с человеческим мозгом с учетом современных технологий невозможно, но это вполне может измениться в предстоящие десятилетия. Вы бы стали пользоваться электронным имплантатом, который мог бы значительно улучшить вашу память и интеллект?

26 комментариев Оставить свой

  1. psihopaho

    Полностью согласен с автором статьи! Сюжет фильма упрощен в угоду зрелищности и продвижения современных западных ценностей. Так киборг Майор начиная осознавать себя заявляет, что действует она исходя из соображений Гуманизма! При этом она крошит всех, кто оказался у нее на пути! Главное что бы начальник отдела сказал: "разрешаю"! Это в понимании сценаристов гуманизм.
    Далее... Майору объясняю, что она лишь экспериментальный образец, при том 98ой по счету. И буквально к концу фильма она с полной уверенностью заявляет, что первая в своем роде, т.е. Исклучительная!!!

    • Lila

      psihopaho, Да, так и есть, западный гуманизм - всегда абсолютно! относителен (нацизм - гуманен, по отношению к высшей расе, английский - гуманен по отношению к аристократии... а то что устраивали геноцид, так это по отношению к низким, необразованным скотам...)

  2. psihopaho

    А по поводу вживления имплантов.... Первыми серийными киборгами станут именно люди борющиеся с заболеваниями нервной системы. ( тех кто вживил себе радио-метку размером с зернышко в расчет не берем)

  3. serikastana

    Самой большой трагедией я считаю потерю зрения, даже больше чем потеря конечностей. Без зрения человеку остаётся только удовлетворять свои естественные потребности, ну иногда разве что слушать музыку или аудиокниги. Хотя сейчас вроде бы уже есть какие-то продвижения по передаче изображения в мозг слепому, но все ещё очень далеко от идеала. Считаю в первую очередь нужно двигаться в этом направлении.

    • Lila

      serikastana, Только остается вопрос...: "А что такое человек? Где грань восприятия технологиями, подмена реальности, ощущениями, вирусными атаками "внешних сознаний" отличает реальное от иллюзорного в мышлении, мультик хотя бы психоделический, намекает на опасность свихнуться (как в мультике "Паприка")...".
      Что Вы собираетесь ощущать? И для чего?
      Я в корне с Вами не согласен: Предле всего нужно общество в котором слепота, глухота, немота... не дефекты, а только особенность (часть индивидуальности), самое драгоценное, что есть у человека, самое востребованное - иная точка зрения.

    • Blidge

      serikastana, Это Вам сейчас так кажется, что самое главное – это зрение. Можете рассказать это людям со смертельными болезнями, которые годами лечатся, переносят невероятные боли и т.д. А слепота – это просто другое восприятие окружения, к этому тоже адаптируются, умудряясь при этом добиваться чего-то, например, в музыке или написании книг.

  4. Denus Warrus

    Если про фильм, то изначально я не был доволен выбором главной героини и если честно, моё недовольство осталось и после просмотра, Скарлетт вообще не похожа на Майора, ну просто ни капельки! Однако поразмыслив я понял, что в Голливуде просто больше никого нет...там реально нет нормальных актрис, одни только кисейные барышни, да неправдоподобные героини детских киношек, предыдущее поколение постарело, новое не выросло.
    О кибернизации. На данном этапе ни в коем случае бы не согласился. Ещё слишком мало известно о мозге и о его работе, а значит и последствия непредсказуемы, да и те примеры о которых говорится, это всё коряво, "примитивно"...одним словом я подожду, когда всё это станет более естественным и функциональным.
    Радость обучения или моментальное знание...моментально конечно звучит притягательно, но безрадостно, теряется человеческая сущность во всём этом. Лучше очень длинная жизнь в здоровом теле и возможность познавать и учиться. Вот взять Майора...она хоть персик может сожрать? Получить радость вкуса, ощутить мякоть и сок? Да нет конечно, максимум электростимуляция мозга...Матрица...обман.

    • Сергей Грэй

      Denus, Ну так-то в самом фильме очень неплохо обыгран момент выбора такой актрисы на главную роль :) Если вы смотрели, думаю, что вы должны были это заметить.

      • Denus Warrus

        Сергей, Смотрел, на премьеру ходил, но ничего такого не приметил.

        • Сергей Грэй

          Denus, Круто вы кино посмотрели, при этом не заметив самого важного :)

          • psihopaho

            Сергей, И чего же мы все там просмотрели то, самое, на Ваш взгляд, важное?!?!?!?

            • Сергей Грэй

              psihopaho, Ну я не могу вам тут об этом рассказать, так как это очень серьёзный спойлер о сюжете фильма :( Найдите меня в ВК. Там побеседуем :)

            • Blidge

              psihopaho, Все уже про это спрашивали, даже после просмотра трейлера – ГДЕ СОСКИ????? :)

    • designer_andrew

      Denus, Фильм не смотрел пока. Но вот про персик не соглашусь. Вкус персика - такая же работа нейронов, как и осязание, т.е. в принципе возможно сделать искусственные рецепторы для киборга, как и ощущение запаха и т.п. Т.е. живой или кибернетический - уж очень границы размыты. По сути мы все роботы, только оболочка очень сложная.

      • Lila

        designer_andrew, Вкус персика под персиковым деревом, в ранную осень, перед закатом... не тот же, что вкус замерзшего, ГМО персика, в одиночной камере, как последнее желание перед одиночным изгнанием.

  5. psihopaho

    Что бы обсуждать эту тему, гоже посмотреть оригинальный фильм 1995 года. Иначе просмотр современной итерации с последующим обсуждением её художественных качеств превратится в бессмысленное действо... Уж потрудитесь, уделите 70 минут своего драгоценного времени тому, что по праву считается основой киберпанка, комментаторы!!!!

  6. Klimentus

    Коллеги, есть вопрос. В свое время очень увлекался этой серией, и смотрел все что с ней связано. Насколько помню, поправьте если ошибаюсь, майор Кусанаги была полностью синтетическим организмом, включая мозг, с искусственным интеллектом. А в фильме ее мозг вставили в кибернетическое тело? Тогда полностью теряется смысл и трагедия трансгуманизма. Кусанаги страдала от депрессии, как живой человек, по поводу самоидентификации в обществе. Она, обладая полностью искусственным телом и разумом, ощущала себя живой, осознавала себя в мире, испытывала чувства, и задавалась вопросом: что есть живое, а что не живое? можно ли ей считать себя человеком? где граница между человеком и машиной?..... В общем в свое время эти фильмы поразили меня, произвели неизгладимое впечатление, и сформировали представление о направлении трансгуманизма, а этот фильм кажется каким-то.... даже не могу слово подобрать... В общем совсем в другую сторону((((

    • Klimentus

      Klimentus, А в дополнение к ней был её друг Бото, в котором от человека тоже осталось мало чего. Так вот он - человек, а она - нет. Почему? где граница?

    • The0dor

      Klimentus, Из Википедии. В 6 лет лет Мотоко Кусанаги попала в авиакатастрофу и осталась сиротой. Пробыла в коме два года, пока ей не была произведена полная кибернетизация тела. Лишь мозг и часть спинного мозга Кусанаги остались целыми и были перенесены в новую оболочку.

      • Klimentus

        The0dor, Ды, тоже у же прочитал. Но почему-то не помнится мне об этом из полных фильмов. Может в сериале про это было, а может что-то с памятью моей стало.))) ну да ладно

        • St_Sinner

          Klimentus, В сериале, в одной из серий она рассказывает, как некая девочка, очнулась в палате по-соседству с мальчиком. Мальчик этот впечатлился тем, что девочка умеет пользоваться своим искусственным телом и даже сворачивает журавликов из бумаги. А потом мальчик остался один, а девочка (Матоко) успешно прошла реабилитацию и покинула клинику. Но своими действиями девочка побудила мальчика к продолжению жизни.

          В общем Матоко живая. Просто она одна из первых и достигла максимального владения технологиями киберизации

  7. ponchic

    Эра компьютеров умрет довольно скоро, ведь органичские компьютеры будут лучше интегрироваться в живую ткань, самовосстанавливаться и служить почти неограниченное время.

  8. zelen4uk

    Аниме круче, фильм не зашёл.

  9. piggy

    Я стал бы стал пользоваться таким имплантом

  10. zegelkranz

    по мне так фильм ни капли не схож с аниме, вообще ни в чем.
    Аниме было о взрослении ИИ, о его экзистенциальных переживаниях и о его целенаправленном саморазвитии и эволюции. В конце два ИИ слились в один ИИ качественно отличающийся от исходных. Взломы мозга, роботы, киборги и пиу-пиу там были только фоном. В кинчике присутствовал только этот фон. Не ну вы впрямь верили что Йохансон сможет изобразить на своей мордашке экзистенциальное страдание?

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.