Почему на Западе боятся роботов, а в Японии — нет?

3 Августа 2018, Илья Хель 33

Не только японцы смотрели «Евангелион» в детстве. В этом анимационном мультфильме изображается будущее, в котором машины и люди сливаются в кибернетическом экстазе. Наблюдая за сражениями роботов, мы и сами становились одержимыми мечтами о бионическом супергеройстве. Роботы всегда были частью японского менталитета. Astro Boy, например, даже официально внесли в список жителей Ниизы, к северу от Токио, а это серьезный подвиг. Японцы не только не боятся роботов — они с нетерпением ждут их.

Не то чтобы у жителей Запада не было своих дружелюбных роботов — взять тех же R2-D2 или «Рози» из «Джетсонов». Но в сравнении с японцами мы больше опасаемся роботов. Возможно, разница в разных религиозных контекстах, истории, а также отношении к роботам в промышленных масштабах.

Западная концепция «человечества» ограничена, считает Джои Ито, редактор Wired японского происхождения. Он также предлагает серьезно поразмыслить над вопросом, имеем ли мы право использовать окружающую среду, животных, инструменты или роботов просто потому, что мы люди, а они нет.

В 1980-х он принимал участие в собрании, организованном Honda Foundation, на котором японский профессор пришел к выводу, что японцы успешнее интегрируют роботов в обществе из-за местной религии синто, которая остается официальной национальной религией Японии.

Почему мы боимся роботов?

Последователи синто, в отличие от иудео-христианских монотеистов и греков до них, не считают, что люди в чем-то «особенные». Вместо этого везде витают духи, как какая-нибудь Сила в «Звездных войнах». Природа не принадлежит нам — мы принадлежим природе, а духи живут во всем, включая камни, инструменты, дома и даже пустое пространство.

У Запада, продолжал профессор, вещи не имеют духов и чувств, а антропоморфизм, когда человеческие атрибуты переносятся на вещи или животные, считается детским, примитивным или даже плохим. Он утверждал, что луддиты, которые разбивали автоматические ткацкие станки, которые отнимали у них работы в 19 веке, яркий пример этого — в Японии к роботам относятся скорее как к коллегам, нежели врагам.


Общая идея того, что японцы легче принимают роботов, чем жители Запада, довольно распространена в наши дни. Осаму Тецука, японский мультипликатор и создатель Atom Boy, отметил связь между буддизмом и роботами, заявив: «Роботы не проводят различий между человеком, высшим существом и миром вокруг него. Все сопряжено, и мы легко принимаем роботов вместе с широким миром вокруг нас, насекомыми, скалами — все это едино. У нас нет никакого сомнительного отношения к роботам, как к псевдолюдям, которое вы можете найти на Западе. Поэтому вы не находите сопротивления, просто спокойное принятие». И хотя японцы, конечно, сперва были аграриями, а затем перешли в промышленную эпоху, влияние синтоизма и буддизма привели к тому, что Япония сохранила много ритуалов и обычаев древних периодов.

Юваль Ноа Харари, израильский историк, описывает понятие «человечества» как нечто, что развивалось в нашей системе убеждений, когда мы превращались из охотников-собирателей в пастухов и фермеров, а затем капиталистов. Когда мы были первыми охотниками-собирателями, природа нам не принадлежала, мы были лишь ее частью, и сегодня многие люди все еще живут в этой системе убеждений. Коренные американцы слушают и говорят с ветром. Охотники часто используют ритуалы для связи с добычей и хищниками в лесу. Многие культуры охотников-собирателей, например, глубоко связаны с землей, но не имеют традиций владения землей.

Только когда люди начали заниматься животноводством и сельским хозяйством, у нас появилось представление о том, что мы владеем и властвуем над другими вещами, над природой. Понятие о том, что что-либо — скала, овца, собака, автомобиль или человек — может принадлежать человеку или корпорации, это относительно новая идея. Во многом это является основной идеей «человечества», которая делает людей особым, защищенным классом и, в процессе этого, обесчеловечивает и подавляет все, что не является человеком или не живет. Дегуманизация и понятие собственности и экономики породили масштабное рабство.

Историк Ибрам Х. Кенди описывает дебаты времен колониальной эпохи в Америке о том, нужно ли обращать рабов в христианскую веру. Британское право гласило, что христианина нельзя поработать, и многие владельцы плантаций боялись, что потеряют своих рабов, если те станут христианами. Поэтому утверждали, что чернокожие слишком варвары, чтобы стать христианами. Другие утверждали, что христианство сделает рабов послушнее. В сущности, эти споры касались того, уменьшит или увеличит дар христианства подчинение рабов. (Идея разрешения духовности в корне чужда японской культуре, потому что дух есть у всего, и его нельзя отнять или подарить).

Страх быть свергнутым угнетенным или стать угнетенным каким-то образом доминировал в сознании тех, кто с самого начала находился у власти в эпоху рабства и работорговли. И хотя в Японии также было в некотором смысле рабство, оно не было распространенным в промышленных масштабах.

Многие влиятельные люди на Западе (среди которых белых — большинство) публично выражают свои опасения относительно потенциальной способности роботов поработить людей. Многие из тех же людей так же наперегонки пытаются построить роботов, которые будут достаточно способными для этого, чтобы попытаться сохранить над ними контроль, пока это не сделают другие. Обращать в христианство, впрочем, роботов пока не собираются… но это пока.

Если проводить связь между рабами и роботами, можно подумать, что дегуманизируются рабы или потомки рабов, что особенно опасно в эпоху войн слов и символов. Речь идет не столько о гуманизации и дегуманизации, сколько о проблеме создания привилегированного класса — людей — которым мы оправдываем притеснение, игнорирование и эксплуатацию.

Сейчас технологии находятся на повороте, когда нам нужно задуматься о том, что роботы могут иметь права и как правильно их кодировать и защищать. Воображать, что наши отношения с роботами будут такими же, как у персонажей «Звездный войн» — с C-3PO, R2-D2 и BB-8, несколько наивно.

Как отмечает исследователь из MIT Media Lab Кейт Дарлинг, есть много доказательств того, что люди переживают эмоции и отвечают на действия социальных роботов — даже неразумных. Вот к этому мы должны относиться весьма серьезно. Мы негативно воспринимаем, когда кто-то толкает или обижает робота. Это антропоморфизация и нам стоит задуматься, как насилие над роботом приводит к насилию над человеком.

Замена угнетаемых людей угнетаемыми машинами не исправит фундаментально неверный порядок, который сложился за много веков. Синтоисты полагают, что не помешало бы взглянуть на «примитивную» систему убеждений. Разработку и эволюцию машинного интеллекта можно рассматривать как «расширенный интеллект», а не искусственный, угрожающий человеку.

По мере создания правил и прав для роботов, нам, скорее всего, потребуется договориться о них до того, как узнаем, как они повлияют на общество. Подобном тому, как золотое правило учит нас относиться к другим так, как мы хотели бы, чтобы с ними обращались, насилие и дегуманизация роботов дадут о себе знать в дальнейших поколениях.

Нетрудно догадаться, почему пастухи и фермеры пришли к мысли о том, что люди — особенные, но ИИ и роботы могут наставить нас на другой путь, заставить задуматься о том, что люди — это всего лишь один из примеров проявления сознания, и что особое положение человечества — преувеличение. Вместо того, чтобы ориентироваться на человека, нужно развивать уважение, эмоциональный и духовный диалог со всеми вещами.

33 комментария Оставить свой

  1. Transchelovek

    Как и всегда во фразе "мы боимся роботов" говорите только за себя) Это как и ядерная энергетика - технология двойного назначения. А если вы смотрели открытие последних Олимпийских Игр, то по выступлению японцев стало думаю всем понятно, что технологии для них, особенно связанные с искусственным интеллектом являются для них и культурным достоянием и почти религией, для них чуть не смысл жизни слиться с технологиями судя по количеству "кибернетических" манг. А запад как всегда относится ко всему с предосудительной оценкой, граничащей с ксенофобией, такой уж у них менталитет.

    • SeraphM

      Transchelovek, С мангой что то вы попутали, у них фентези бум...

      • Transchelovek

        SeraphM, Манга у японцев - национальное достояние и самая популярная литература, аналог комиксов

        • Evial

          Transchelovek, Он не о том. В манге больше мечей и магии чем кибернетики

          • Transchelovek

            Evial, я и не сказал о превалировании той или иной манги над остальными) Просто это часто затрагиваемая тема, очень часто

  2. Falloutrulezz

    Роботы не поработят людей. Люди поработят людей, используя роботов как инструменты, как часть системы тоталитарной слежки, мозгопромывки и т.д.

    • SeraphM

      Falloutrulezz, Если рабочей силы и ресурсов будет в излишке, никого порабощать не придётся. Нужно только следить за популяцией...

    • MASking

      Falloutrulezz, Люди уже поработили людей! И рабы - добровольно ежедневно вкалывают что бы просто не здохнуть с голоду

      • SeraphM

        MASking, К сожалению, животный мир занят практически тем же самым:)) разница лишь в том, что за час работы, мы получаем куда больше братьев наших меньших. Если вы думаете, что волку в лесу живётся *******, то вы в этом сильно ошибаетесь...
        З.Ы. Много раз слышал о том, что кто то завидуют кошкам, но мне этого никак не понять... Имея в качестве развлечений пожрать, поспать и поиграть с клубочком, я бы вздёрнулся от такой жизни уже через неделю...

        • SERGZV

          SeraphM, Да будя кошкой и вздёргиваться не надо. У них жизнь в 8 раз короче. Так и так в 12-15 лет сдохнешь. То есть будь мы кошками большинство пользователей этого сайта уже сдохли бы непонимаю чему тут завидовать.

  3. uran

    Чаппи форева!

    • Kok

      uran, Чаппи крутой) вторая часть планируется?

  4. markda

    Пойду поглажу микроволновку, а то из-за дегуманизации совсем забыл о её чувствах

  5. Александр Богданов

    Круто

  6. romale

    Японцы признали торжество ИИ...

  7. Spaceman

    До чего дошел прогресс

    До чего дошёл прогресс -
    До невиданных чудес,
    Опустился на глубины
    И поднялся до небес.

    Позабыты хлопоты, остановлен бег,
    Вкалывают роботы, а не человек.

    До чего дошёл прогресс -
    Труд физический исчез,
    Да и умственный заменит
    Механический процесс.

    Позабыты хлопоты, остановлен бег,
    Вкалывают роботы, а не человек.

    До чего дошёл прогресс -
    Было времени в обрез,
    А теперь гуляй по свету,
    Хочешь с песней, хочешь без.
    Позабыты хлопоты, остановлен бег,
    Вкалывают роботы, счастлив человек.

    1979 год.Почти 40 лет песне

    • SERGZV

      Spaceman, Да я её тоже часто вспомниаю. Наши деды мечтали об этом а теперь люди бояться...

      • Spaceman

        SERGZV, Со временем будет как в песне!Хотелось бы поскорее просто этого!Чтоб Будущее Алисы Селезневой стало днём сегодняшним

      • Spaceman

        SERGZV, !!!

  8. romale

    Месяц назад пересматривал Электроника, понравилось

    • Spaceman

      romale, Была какая то особенная аура в Советском Союзе.B позднем, по крайней мере,-я его застал,хоть и мелким был.Какая то доброта,порядок.Песни хорошие,детские,книги добрые,безмятежность,беззаботность какая то.Может это ностальгия,но вряд ли.Этой ауры,этой атмосферы я не вижу сейчас в РФ и не вижу этого в западной культуре

      • Kok

        Spaceman, То что в советском союзе огораживали и ограничивали от понимания того что реально происходит в мире и создавало эту атмосферу. Всем просто казалось что все хорошо

        • xdecimox

          Kok, Для среднестатистического обывателя это и нужно

        • Rambler

          Kok, Поздравляю, вы идиот. Ваш комментарий совсем не в тему.

          Советские фильмы и книги высокого качества, не потому что в СССР "не знали" что происходит в мире.


          ЗЫ: Происходящее в мире широко обсуждалось в советском обществе.

          • Kok

            Rambler, Rambler, поздравляю это вы идиот

        • Spaceman

          Kok, Я помню солнечные дворы и поля за домами и те детские советские песни.Ну типа:

          'Если с другом вышел в путь -
          Веселей дорога!
          Без друзей меня - чуть-чуть,
          А с друзьями много!'

          Может это обычная детская ностальгия,но эти пионеры вокруг и многое другое оставили в памяти что-то светлое

      • VERBA DARE IN VENTOS 123

        Spaceman, SPACEMAN
        Я не застал, но +

  9. dawson.white

    Меня вообще ничего не пугает. Ни роботы, ни ИИ, ни что либо ещё. Все это новые технологии, которые улучшают жизнь, и это неизбежно. А страх перед чем то совершенно новым всегда был у людей. Машины и поезда тоже пугали когда то.

  10. freawertyhn

    Японцы их придумали, потому и не боятся..

  11. Rambler

    Почему европейцы бояться роботов? У европейцев в голове засел миф о восставшем големе.
    ЗЫ: Европейцы в принципе подвержены всяким фобиям. Например, европейцы слишком сильно боялись попасть в ад. Чтобы понизить уровень религиозного фанатизма, церковь придумала чистилище.

  12. uran

    японцы сами роботы

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.