Колонизация Марса по плану Илона Маска

Николай Хижняк

В эту пятницу в рамках собрания Международного конгресса астронавтики, встреча которого будет проходить в австралийском городе Аделаида, исполнительный директор компании SpaceX Илон Маск собирается провести презентацию и представить большой «апдейт» касаемо его идеи колонизации Марса. На этой встрече он собирается поделиться новыми деталями плана, о котором он рассказывал на конференции IAC, проходившей в Мексике в прошлом году, где заявил о желании отправить на марсианскую поверхность несколько тысяч человек. В этот же раз разговор, вероятнее всего, будет идти о том, как реализовать этот план в реальность.

Колонизация Марса по плану Илона Маска. Все же Илон Маск крутой. Фото.

Все же Илон Маск крутой.

На данный момент Маск лишь намекнул о некоторых вещах, о которых он будет говорить на презентации в конце этой недели. И судя по всему, мы можем ожидать анонс новой и более компактной ракеты-носителя, а также деталей о том, как он собирается получить средства для ее разработки. Кроме того, Илон сказал, что нас ждет несколько сюрпризов касаемо того, как эта ракета-носитель может быть использована.

Небольшая ракета

Центральными фигурами в плане колонизации Марса являются огромная ракета и космический корабль, получивший название «Межпланетная транспортная система» (Interplanetary Transport System, ITS), который будет использоваться для доставки людей на Марс, а также для возвращения их обратно на Землю. Однако Маск уже несколько раз намекал на то, что собирается представить новую и более компактную версию «Межпланетной транспортной системы», которая, по его мнению, будет гораздо практичней в использовании.

Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.

Нынешняя версия ITS, представленная в прошлом году, представляет собой ракету-носитель, способную поднять на свой борт до 100 колонистов. Предполагается, что ракета будет многоразовой и ее основная часть будет производить мягкую посадку, как и основная ступень ракеты-носителя Falcon 9. В то же время корабельная (жилая) часть будет оставаться на орбите и дожидаться нового запуска, в рамках которой к ней будет доставляться топливо, необходимое для полета к Марсу.

Подобный дизайн подразумевает создание действительно большой ракеты. Высота носителя в сочетании с космическим кораблем будет составлять более 121 метра, что сделает ее выше ракеты «Сатурн-5» аэрокосмического агентства NASA, возившей астронавтов на Луну. Кроме того, диаметр ITS будет равен почти 12 метрам, а в основной ступени будет использоваться целых 42 двигателя. В этом случае ITS рискует стать самой большой из когда-либо создававшихся ракет. Такой размер – это одна из причин, по которой Маск однажды назвал ее BFR (Big Fucking Rocket, «Большая гребаная ракета»). Что же касается более компактного варианта, то она, скорее всего, будет несколько уже и ниже. И, вероятно, с меньшим количеством двигателей, чем предполагает оригинальный дизайн.

Это сделает «Межпланетную транспортную систему» более практичной.

«Когда вы уменьшаете что-то в масштабе, то у вас появляется больше возможностей для использования», — прокомментировал Бобби Браун, аэрокосмический инженер и декан Инженерного колледжа при Колорадском университете, порталу The Verge.

Например, ракета-носитель «Сатурн-5» разрабатывалась только с одной целью – доставить людей на Луну. Но более компактные ракеты-носители, такие как Falcon 9 компании SpaceX или «Атлас-5» альянса United Launch Alliance, могут использоваться для более широкого круга космических миссий, начиная от запусков спутников и заканчивая доставкой полезного груза на Международную космическую станцию. У более компактной версии ракеты ITS будет больше простора для применения, помимо отправки людей на Марс. На своей страничке в Instagram Маск даже отметил, что «определенные аспекты нового дизайна и использования будут весьма неожиданными».

Небольшая ракета. Такая ракета может многое. Фото.

Такая ракета может многое.

Для ясности следует добавить, что ракета по-прежнему будет большой.

«Она больше, чем что-либо сегодня существующее», — добавляет Браун.

«То есть ракету, которая изначально должна быть просто гигантской, решено немного уменьшить в размерах и сделать просто большой».

Доступность Марса

Более компактный и универсальный дизайн позволит решить еще одну проблему, которая становится на пути амбициозного плана Маска, – доступность. Одно из критических замечаний, звучащих в сторону идеи Маска, связано с тем, насколько нереалистичным оно выглядит с точки зрения стоимости разработки и времязатрат. SpaceX известна своими более дешевыми по сравнению с конкурентами ракетами-носителями, однако разработка и строительство гигантской ракеты уровня ITS, вероятнее всего, обойдутся в несколько миллиардов долларов. Несмотря на это, Маск и SpaceX заявили, что будут готовы отправить первых колонистов на Марс уже в 2024 году. И это несмотря на то, что сама компания готова инвестировать лишь 5 процентов от полной стоимости проекта.

Хороший вопрос! Что скрывается в древних вулканах Марса?

Уменьшение размеров ITS определенно снизит стоимость разработок, так как создание более компактных ракет в долгоплановой перспективе может действительно обойтись дешевле, чем создание больших. А чем больше будет заказов на ее использование, считает Браун, тем эффективнее и дешевле станет ее производство со временем. В конечном итоге ITS ведь сможет не только доставлять людей на Марс, но и использоваться для других проектов, в том числе и коммерческих.

«Маленькие ракеты летают чаще, следовательно, и клиентов должно быть больше», — говорит Браун, добавляя, что в результате такой подход может полностью окупить затраты на ее разработку.

Маск, кажется, думает в том же направлении:

«Ключевым вопросом для вас, наверно, является – где найти на нее деньги?», — заявил он на ежегодной конференции по вопросам научных исследований и разработок на борту Международной космической станции, проходившей в Вашингтоне в июле этого года.

«Если мы уменьшим размеры ракеты, которая будет использоваться для полетов на Марс, сделаем ее более пригодной и для использования в околоземных космических миссиях, то деньги для нее мы сможем получить с этих околоземных космических миссий».

Полет на Луну

Еще одним вариантом для решения денежного вопроса для Маска, безусловно, является — просто попросить поддержки у правительства. Вполне вероятно, что этот вопрос будет еще одним предметом обсуждения в эту пятницу.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.

Маск долгое время грезил Марсом, считая, что человечество должно наконец собрать силы и отправиться сразу на Красную планету, не тратя деньги и время на создание первой колонии сначала на Луне. Однако в последние месяцы исполнительный директор SpaceX, кажется, в некоторой степени сместил свои приоритеты. В феврале SpaceX объявила о плане по отправке двух туристов в путешествие вокруг Луны где-то в 2018 году. Затем в июле Маск заявил в ходе конференции ISS R&D о том, что постоянное присутствие человека на Луне было одной из ультимативных целей космической программы «Аполлон».

«Чтобы действительно привлечь внимание людей, нам необходимо построить базу на Луне», — заявил Маск на той встрече.

Такие изменения в мыслях, возможно, связаны с политическими сдвигами, которые происходят сейчас в стране. Во время администрации Обамы NASA было серьезно настроено на «путешествие к Марсу» и высадку человека на Красную планету. Но после прошлогодних выборов нового президента появились предпосылки, согласно которым новая администрация президента Трампа может сменить курс космических исследований и повернуть его в сторону Луны. У американского аэрокосмического агентства уже имеется план по строительству орбитальной лунной космической станции «Deep Space Gateway». А на выступлении в Космическом центре имени Кеннеди вице-президент США Майк Пенс заявил, что «нация готова вернуться на Луну», правда, не уточнив, когда именно это произойдет. Тут же следует упомянуть и слова Скотта Пейса, исполнительного директора новообразованного Космического управления, заявившего, что отказ от исследования Луны во время администрации Обамы был настоящей ошибкой для NASA.

Полет на Луну. Эту поверхность можно и нужно колонизировать. Фото.

Эту поверхность можно и нужно колонизировать.

Готовы поучаствовать? Новый ровер NASA может быть сконструирован с вашей помощью

Пока это всего лишь предположения, но, возможно, в эту пятницу Маск расскажет о том, как его ракета ITS может использоваться для лунных космических запусков, что может привлечь внимание NASA и заставить агентство оказать ему поддержку. В прошлом году Маск уже отмечал, насколько важным для него будет финансовая поддержка государства для разработки ITS, но это было в то время, когда агентство было всецело сосредоточено на Марсе. Если администрация Трампа укажет NASA вернуться к лунной программе, то для Маска наступит наиболее удачный момент для того, чтобы постараться получить эту поддержку, указав в своем выступлении и о желании отправиться на Луну.

«Он еще в прошлом году намекал на то, что ему может потребоваться государственное финансирование, о чем мы и сами догадывались», — прокомментировал порталу The Verge Брайан Виден, космический эксперт и программный директор организации Secure World Foundation.

«Есть предпосылки к тому, что NASA может сменить курс в сторону Луны, бросив планы по Марсу. И сложность в том, что не совсем понятно, будет ли в этом плане место для Илона и SpaceX».

Важно отметить, что не только NASA хочет вернуться обратно на Луну. Космические агентства Европы, России и Китая – все заинтересованы в лунных миссиях и строительстве там постоянных баз. И это если не говорить о частных компаниях вроде Lockheed Martin, United Launch Alliance и многих других, имеющих такие же планы.

Минусы идеи Илона Маска

По-прежнему остается очень много непонятного вокруг планов Маска по Марсу. Например, каким образом люди смогут выжить на Красной планете. Сам он пока неохотно комментирует подобные вопросы, как и не говорит о том, как может выглядеть марсианская колония и какую систему жизнеобеспечения он предложит в ней использовать.

«Я думаю, что важным вопросом здесь является также и то, что они будут делать, если на самом деле туда доберутся», — говорит Виден.

Возможно, что ответы на эти и другие вопросы мы не узнаем на этой неделе. Маск и сам в прошлом году дерзко заявил, что его больше интересует тот факт, что люди смогут добраться до Марса, и в меньшей степени технологии, которые необходимы для того, чтобы сохранить этим людям их жизнь.

«Задачей для SpaceX является создание эффективной транспортной системы. Это как строительство Union-Pacific Railroad (крупнейшей железнодорожной сети США, — прим. ред.)», — сказал тогда основатель SpaceX.

«Как только эта транспортная система будет создана, у любого желающего отправиться на Марс и создать там нечто новое, заложить фундамент нового общества, появится такая возможность».

Более подробных сведений о том, что нас ожидает, мы, конечно же, не дождемся раньше пятницы. Поэтому давайте наберемся терпения.