Колонизация Марса по плану Илона Маска
В эту пятницу в рамках собрания Международного конгресса астронавтики, встреча которого будет проходить в австралийском городе Аделаида, исполнительный директор компании SpaceX Илон Маск собирается провести презентацию и представить большой «апдейт» касаемо его идеи колонизации Марса. На этой встрече он собирается поделиться новыми деталями плана, о котором он рассказывал на конференции IAC, проходившей в Мексике в прошлом году, где заявил о желании отправить на марсианскую поверхность несколько тысяч человек. В этот же раз разговор, вероятнее всего, будет идти о том, как реализовать этот план в реальность.
На данный момент Маск лишь намекнул о некоторых вещах, о которых он будет говорить на презентации в конце этой недели. И судя по всему, мы можем ожидать анонс новой и более компактной ракеты-носителя, а также деталей о том, как он собирается получить средства для ее разработки. Кроме того, Илон сказал, что нас ждет несколько сюрпризов касаемо того, как эта ракета-носитель может быть использована.
Небольшая ракета
Центральными фигурами в плане колонизации Марса являются огромная ракета и космический корабль, получивший название «Межпланетная транспортная система» (Interplanetary Transport System, ITS), который будет использоваться для доставки людей на Марс, а также для возвращения их обратно на Землю. Однако Маск уже несколько раз намекал на то, что собирается представить новую и более компактную версию «Межпланетной транспортной системы», которая, по его мнению, будет гораздо практичней в использовании.
Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.
Нынешняя версия ITS, представленная в прошлом году, представляет собой ракету-носитель, способную поднять на свой борт до 100 колонистов. Предполагается, что ракета будет многоразовой и ее основная часть будет производить мягкую посадку, как и основная ступень ракеты-носителя Falcon 9. В то же время корабельная (жилая) часть будет оставаться на орбите и дожидаться нового запуска, в рамках которой к ней будет доставляться топливо, необходимое для полета к Марсу.
Подобный дизайн подразумевает создание действительно большой ракеты. Высота носителя в сочетании с космическим кораблем будет составлять более 121 метра, что сделает ее выше ракеты «Сатурн-5» аэрокосмического агентства NASA, возившей астронавтов на Луну. Кроме того, диаметр ITS будет равен почти 12 метрам, а в основной ступени будет использоваться целых 42 двигателя. В этом случае ITS рискует стать самой большой из когда-либо создававшихся ракет. Такой размер – это одна из причин, по которой Маск однажды назвал ее BFR (Big Fucking Rocket, «Большая гребаная ракета»). Что же касается более компактного варианта, то она, скорее всего, будет несколько уже и ниже. И, вероятно, с меньшим количеством двигателей, чем предполагает оригинальный дизайн.
Это сделает «Межпланетную транспортную систему» более практичной.
«Когда вы уменьшаете что-то в масштабе, то у вас появляется больше возможностей для использования», — прокомментировал Бобби Браун, аэрокосмический инженер и декан Инженерного колледжа при Колорадском университете, порталу The Verge.
Например, ракета-носитель «Сатурн-5» разрабатывалась только с одной целью – доставить людей на Луну. Но более компактные ракеты-носители, такие как Falcon 9 компании SpaceX или «Атлас-5» альянса United Launch Alliance, могут использоваться для более широкого круга космических миссий, начиная от запусков спутников и заканчивая доставкой полезного груза на Международную космическую станцию. У более компактной версии ракеты ITS будет больше простора для применения, помимо отправки людей на Марс. На своей страничке в Instagram Маск даже отметил, что «определенные аспекты нового дизайна и использования будут весьма неожиданными».
Для ясности следует добавить, что ракета по-прежнему будет большой.
«Она больше, чем что-либо сегодня существующее», — добавляет Браун.
«То есть ракету, которая изначально должна быть просто гигантской, решено немного уменьшить в размерах и сделать просто большой».
Доступность Марса
Более компактный и универсальный дизайн позволит решить еще одну проблему, которая становится на пути амбициозного плана Маска, – доступность. Одно из критических замечаний, звучащих в сторону идеи Маска, связано с тем, насколько нереалистичным оно выглядит с точки зрения стоимости разработки и времязатрат. SpaceX известна своими более дешевыми по сравнению с конкурентами ракетами-носителями, однако разработка и строительство гигантской ракеты уровня ITS, вероятнее всего, обойдутся в несколько миллиардов долларов. Несмотря на это, Маск и SpaceX заявили, что будут готовы отправить первых колонистов на Марс уже в 2024 году. И это несмотря на то, что сама компания готова инвестировать лишь 5 процентов от полной стоимости проекта.
Хороший вопрос! Что скрывается в древних вулканах Марса?
Уменьшение размеров ITS определенно снизит стоимость разработок, так как создание более компактных ракет в долгоплановой перспективе может действительно обойтись дешевле, чем создание больших. А чем больше будет заказов на ее использование, считает Браун, тем эффективнее и дешевле станет ее производство со временем. В конечном итоге ITS ведь сможет не только доставлять людей на Марс, но и использоваться для других проектов, в том числе и коммерческих.
«Маленькие ракеты летают чаще, следовательно, и клиентов должно быть больше», — говорит Браун, добавляя, что в результате такой подход может полностью окупить затраты на ее разработку.
Маск, кажется, думает в том же направлении:
«Ключевым вопросом для вас, наверно, является – где найти на нее деньги?», — заявил он на ежегодной конференции по вопросам научных исследований и разработок на борту Международной космической станции, проходившей в Вашингтоне в июле этого года.
«Если мы уменьшим размеры ракеты, которая будет использоваться для полетов на Марс, сделаем ее более пригодной и для использования в околоземных космических миссиях, то деньги для нее мы сможем получить с этих околоземных космических миссий».
Полет на Луну
Еще одним вариантом для решения денежного вопроса для Маска, безусловно, является — просто попросить поддержки у правительства. Вполне вероятно, что этот вопрос будет еще одним предметом обсуждения в эту пятницу.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.
Маск долгое время грезил Марсом, считая, что человечество должно наконец собрать силы и отправиться сразу на Красную планету, не тратя деньги и время на создание первой колонии сначала на Луне. Однако в последние месяцы исполнительный директор SpaceX, кажется, в некоторой степени сместил свои приоритеты. В феврале SpaceX объявила о плане по отправке двух туристов в путешествие вокруг Луны где-то в 2018 году. Затем в июле Маск заявил в ходе конференции ISS R&D о том, что постоянное присутствие человека на Луне было одной из ультимативных целей космической программы «Аполлон».
«Чтобы действительно привлечь внимание людей, нам необходимо построить базу на Луне», — заявил Маск на той встрече.
Такие изменения в мыслях, возможно, связаны с политическими сдвигами, которые происходят сейчас в стране. Во время администрации Обамы NASA было серьезно настроено на «путешествие к Марсу» и высадку человека на Красную планету. Но после прошлогодних выборов нового президента появились предпосылки, согласно которым новая администрация президента Трампа может сменить курс космических исследований и повернуть его в сторону Луны. У американского аэрокосмического агентства уже имеется план по строительству орбитальной лунной космической станции «Deep Space Gateway». А на выступлении в Космическом центре имени Кеннеди вице-президент США Майк Пенс заявил, что «нация готова вернуться на Луну», правда, не уточнив, когда именно это произойдет. Тут же следует упомянуть и слова Скотта Пейса, исполнительного директора новообразованного Космического управления, заявившего, что отказ от исследования Луны во время администрации Обамы был настоящей ошибкой для NASA.
Готовы поучаствовать? Новый ровер NASA может быть сконструирован с вашей помощью
Пока это всего лишь предположения, но, возможно, в эту пятницу Маск расскажет о том, как его ракета ITS может использоваться для лунных космических запусков, что может привлечь внимание NASA и заставить агентство оказать ему поддержку. В прошлом году Маск уже отмечал, насколько важным для него будет финансовая поддержка государства для разработки ITS, но это было в то время, когда агентство было всецело сосредоточено на Марсе. Если администрация Трампа укажет NASA вернуться к лунной программе, то для Маска наступит наиболее удачный момент для того, чтобы постараться получить эту поддержку, указав в своем выступлении и о желании отправиться на Луну.
«Он еще в прошлом году намекал на то, что ему может потребоваться государственное финансирование, о чем мы и сами догадывались», — прокомментировал порталу The Verge Брайан Виден, космический эксперт и программный директор организации Secure World Foundation.
«Есть предпосылки к тому, что NASA может сменить курс в сторону Луны, бросив планы по Марсу. И сложность в том, что не совсем понятно, будет ли в этом плане место для Илона и SpaceX».
Важно отметить, что не только NASA хочет вернуться обратно на Луну. Космические агентства Европы, России и Китая – все заинтересованы в лунных миссиях и строительстве там постоянных баз. И это если не говорить о частных компаниях вроде Lockheed Martin, United Launch Alliance и многих других, имеющих такие же планы.
Минусы идеи Илона Маска
По-прежнему остается очень много непонятного вокруг планов Маска по Марсу. Например, каким образом люди смогут выжить на Красной планете. Сам он пока неохотно комментирует подобные вопросы, как и не говорит о том, как может выглядеть марсианская колония и какую систему жизнеобеспечения он предложит в ней использовать.
«Я думаю, что важным вопросом здесь является также и то, что они будут делать, если на самом деле туда доберутся», — говорит Виден.
Возможно, что ответы на эти и другие вопросы мы не узнаем на этой неделе. Маск и сам в прошлом году дерзко заявил, что его больше интересует тот факт, что люди смогут добраться до Марса, и в меньшей степени технологии, которые необходимы для того, чтобы сохранить этим людям их жизнь.
«Задачей для SpaceX является создание эффективной транспортной системы. Это как строительство Union-Pacific Railroad (крупнейшей железнодорожной сети США, — прим. ред.)», — сказал тогда основатель SpaceX.
«Как только эта транспортная система будет создана, у любого желающего отправиться на Марс и создать там нечто новое, заложить фундамент нового общества, появится такая возможность».
Более подробных сведений о том, что нас ожидает, мы, конечно же, не дождемся раньше пятницы. Поэтому давайте наберемся терпения.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Чат с читателямиСвободное общение и обсуждение материалов