Blue Origin испытывает многоразовые ракеты. Но почему так скрытно?

В воскресенье, 29 апреля, компания Blue Origin провела очередной тестовый запуск новой многоразовой ракеты New Shepard, а также космического аппарата, который в перспективе будет использоваться в качестве туристического судна, доставляющего людей к границам космического пространства. Для серии ракет этой модификации это был уже восьмой запуск и второй для самой ракеты. Но в отличие от ярких и красочных запусков SpaceX, сопровождающихся мощным пиаром, фанфарами и прямыми трансляциями, для Blue Origin это лишь второй раз, когда компания сделала один из своих тестов открытым для общественности в реальном времени. Почему такая секретность?


Запуск ракеты New Shepard 29 апреля

Никто в Blue Origin – ни руководители, ни даже сам основатель Джефф Безос – не говорит о том, почему разработки компании окружены такой завесой тайны. Однако если посмотреть на ту информацию, которая обычно предоставляется в официальных интервью представителями компании, становится понятно, что Джефф Безос и Blue Origin скорее больше уделяют свое внимание собственно разработке и производству своего продукта, нежели следуют простому желанию подключиться к хайпу вокруг «второй космической гонки».

«Космос – это серьезная вещь. Ставки здесь очень высоки», — ответила Кейтлин О’Киф Дитрих, начальник отдела по связям с общественностью компании Blue Origin, на вопрос портала Engadget о том, чувствует ли компания какое-либо давление со стороны и нет ли у нее желания ускорить тесты благодаря использованию наработок и достижений ее конкурентов в лице SpaceX и Virgin Galactic.

«Наша философия заключается в постепенном, поэтапном подходе развития программ космических технологий. И благодаря именно такому подходу мы смогли добиться ощутимого прогресса», — добавила Дитрих.

Если говорить более простыми словами, то Blue Origin совершенно неинтересен весь тот медиацирк, который устраивает SpaceX. Компания не старается превзойти своих конкурентов в каждом отдельном взятом проекте – она просто ведет тихую, неторопливую разработку двух ракет (New Shepard и New Glenn) и надеется осуществить первый пилотируемый полет до конца 2018 года. Blue Origin волнует только Blue Origin. Вот и все.

Пока рано говорить – действительно ли выбранная стратегия Blue Origin эффективнее той, что используется SpaceX или нет. Конкуренция – двигатель прогресса. Однако со столь быстрым ростом и развитием коммерческой индустрии (и явным желанием SpaceX ее монополизировать) очень легко заиграться в эти инновации и прогресс, упустив из виду собственно главную цель всей этой соревновательной гонки.

Кто победит в ней? Тот, кто сможет отправить людей в космос дальше, чем когда-либо. В этом смысле все действительно стараются не спешить и рассматривают эту возможность в более долгоплановой перспективе. В интервью Дитрих отметила, что, наблюдая за стремлением всех вокруг создать будущее, в котором миллионы людей будут жить и работать космосе, компанию Blue Origin «радует каждый новый шаг на пути создания новых и более производительных систем».

Возвращаясь к вопросу скрытности запусков, следует отметить, что вечно умалчивать о своем прогрессе в разработках Blue Origin тоже не удастся. В конце концов компания стремится к тому, чтобы продавать билеты обычным людям за право побывать в космосе. И пока не покажешь, чего ты достиг, денег тебе никто не принесет.

Что же касается более близких перспектив, то компания не забывает и об обычном росте. Например, согласно последней информации, Blue Origin ведет конкурентную борьбу за право получить контракт на разработку нового класса орбитальных ракет для ВВС США.

Blue Origin испытывает многоразовые ракеты. Но почему так скрытно?

23 комментария Оставить свой

  1. danilo5o

    «...доставляющего людей к границам космического пространства.»
    Чего?!? 🤦‍♂️

  2. WEST117

    Похоже что в ближайшем будущем действительно будет конкуренция! Это немалые деньги, и наса не будет кормить всех сразу!

  3. triodpentod

    компьютерная графика, и нет фото с exif

  4. viewfromUSA

    Из статьи:
    “Однако со столь быстрым ростом и развитием коммерческой индустрии (и явным желанием SpaceX ее монополизировать) очень легко заиграться в эти инновации и прогресс, ...”
    Если SpaceX вытесняет Роскосмос, то это не значит “монополизировать”. Автор немного преувеличил значение Роскосмоса и намного преуменьшил запуски других стран.
    Из статьи:
    “Возвращаясь к вопросу скрытности запусков, следует отметить, что вечно умалчивать о своем прогрессе в разработках Blue Origin тоже не удастся. В конце концов компания стремится к тому, чтобы продавать билеты обычным людям за право побывать в космосе. И пока не покажешь, чего ты достиг, денег тебе никто не принесет.”
    Вообще-то Безос сообщает о запусках. И не за пару недель/дней, а в день запуска. И результат запуска сообщает. А результат и есть показ чего он достиг.
    И денег принесут, когда положительныйй результат станет постоянным. Кроме того, купившие билеты понимают, что они рискуют.

  5. amd212

    Интересно а какие ощущения будут испытывать туристы?
    Сначала пара минут постоянной перегрузки в 2-3g.
    Потом вдруг всё кончается и мгновенно исчезает вес, полностью. Вы конечно накрепко пристёгнуты к креслу и головой понимаете что на самом деле происходит, но ваши внутренние органы отказываются подчиняться. Им кажется что вы упали в бездну. Желудок бунтует, сердце замирает, кишечник норовит распрямится. И так четыре долгих минуты - невесомость не выключить, из неё не выпрыгнуть. Потом хлоп - вышел купол, болтанка на парашютах и наконец долгожданный удар об землю на скорости 30 км/час.
    Спасибо. Вот ваш сертификат астронавта, вот видео с вами на борту космического судна, приходите ещё.
    Я бы туристов готовил к полёту, психологически и физически. 6 часов ДО никакой еды, оздоровительная клизма, укол лёгкого седитативного ...

    • VICTUM

      amd212, Почему вы так за туристов переживаете?
      Не переживайте, уж вам такой полет точно не светит никогда))))))))))))))

    • bilif

      amd212, Я так думаю пара секунд невесомости ощущается когда прыгают с моста на резинке. Можно видимо попробовать "до того"?

    • flugsondo

      amd212, Несколько маленьких поправок к язвительному эссе на тему "какие ощущения будут испытывать туристы":

      1. Во время невесомости туристы будут отстёгиваться и летать/кувыркаться (кто что выберет) в невесомости.

      2. Перегрузки будут действительно в районе 3g: при взлёте 1,95g, при посадке 3,2g.

      3. Удар о землю будет не 30 км/ч, а 1,6 км/ч (1 миля в час) -- у капсулы имеются реактивные тормозные двигатели, включающиеся в последнюю секунду (те самые, что поднимают столб пыли).

      4. Готовить туристов действительно будут: целый день перед полётом, но информационно, а не вашими любимыми клизмами.

      • amd212

        flugsondo, 1. Нет. Крайне опасно. Кувыркаетесь вы под потолком кверх тормашками, нелепо махая руканогами, пытаясь вернуться в кресло, а тут бац - выход парашютов и вас с ускорением 3g впечатывает головой в пол, с мерзким хрустом ломая шейные позвонки.
        2. 2g, 3g в течении не секунд но минут более чем достаточно, чтобы нетренированному человеку слегка поплохело.
        3. На видео пыль столбом от удара плоскости дна об землю, скорость с окна телеметрии пропадает мгновенно, диктор лишь говорит "тачдаун". 30 км/ч не такая уж и большая скорость. На месте конструктора я бы использовал пассивную систему амортизации кресло-днище. Пиропатроны можно приберечь на экстренный случай сбоя в парашютной системе или аварийный отвод капсулы при взрыве ракетоносителя.
        4. "информационно" это как - видик покажут? Что мешает скачать и посмотреть файл дома, заранее? Я бы предполётное время потратил на медицинские тесты, в том числе и под нагрузкой на центрифуге. А в комбинезон встроил бы обязательно электронный шприц с инъекцией против внезапной панической атаки или сердечного приступа.

        • flugsondo

          amd212, Интересно, я вам факты, а вы мне свои домыслы.

          Вот для того, чтобы не размазало по стенке, и будет дневная подготовка. И наверняка будут команды, когда занимать свои места и пристёгиваться.

          Вот когда сделаете свою ракету для туристов (что вряд ли), можете реализовать все свои фантазии, включая врезание в землю на скорости 30 км/ч.

          PS Кстати, при взлёте перегрузка 2,95g (1,95 была опечатка), то есть перегрузки близкие к 3g.
          Для сравнения, при полёте Гагарина перегрузка была около 10g (глазные яблоки опускаются ниже орбит, органы на грани отрыва).
          При резком торможении автобуса - 4-5g.
          На Спейс Шаттле перегрузка была 4g, при этом летали неподготовленные люди (учёные).

          • amd212

            flugsondo, Когда ваша девушка беременна, вы можете рассуждать о факте зачатия и факте самой беременности, но никак не о факте рождения ребёнка.

            Мне будет очень неприятно, если над моей головой будет беспомощно барахтаться туша весом в 120 кг, прослушавшая краткий курс поведения в невесомости, когда во всю мигает красная лампочка и осталось 30 секунд до выхода парашютов.

            Важны как величина так и время воздействия. Я могу выдержать перегрузку и в 100g, но в течении микросекунды. "Неподготовленных людей (учёных)" готовили к полёту месяцами. Почитайте записи.

            • flugsondo

              amd212, /http://ec2-174-129-141-77.compute-1.amazonaws.com/new-shepard

              Подробно описывается весь процесс подготовки туристов.

              За 2 дня прибывают в Западный Техас и отдыхают

              За день получают дневной курс подготовки, "активный, полный удовольствий день", за который туристы получат общую информацию о корабле, глубокий брифинг о безопасности, симуляцию миссии, включая коммуникацию и маневрирование в невесомости.

              При взлёте будет перегрузка свыше 3g в течение 150 секунд, затем будет команда на расстёгивание ремней и наслаждение невесомостью. При приземлении, перед раскрытием парашютов, перегрузка превысит 5g (так в этом источнике).

              На борту установлено множество камер и каждому будет выданы материалы с фото и видео их пребывания в космосе, чтобы поделиться по соцсетям.
              В капсуле самые большие из когда-либо существовавших окна.

            • flugsondo

              amd212, AMD212,

              только что заметил, что вы подвергаете сомнению тормозные двигатели на капсуле.
              Так вот, ссылка:
              /https://spaceflight101.com/blue-origin-resumes-new-shepard-testing-with-crew-capsule-2/

              The crew capsule’s flight lasted ten minutes and six seconds, touching down under three blue-and-orange parachutes and with help of soft landing engines that slowed the vehicle to less than 0.5m/s for touchdown.

              Перевод: Полёт пассажирской капсулы длился 10 минут 6 секунд. Приземление было осуществлено с помощью трёх оранжево-голубых парашютов и двигателей мягкой посадки, которые замедлили скорость капсулы при касании земли до меньше чем 0,5 м/с (т.е. меньше чем 1,8 км/ч).

              Эта ссылка на предыдущий полёт, но при этом полёте было всё так же. Упоминается торможение до 1 мили в час (что примерно то же самое: 1,6 км/ч). Но не видел описания подробностей, поэтому привёл старую ссылку.
              Также повсюду объясняется, что столбы пыли в последний момент как раз из-за тормозных двигетелей.

              • amd212

                flugsondo, Спасибо. Очень полезный линк с кучей технических подробностей.
                С удовольствием прочитал.

  6. PROVOCATOR

    А рвзве Блу Ориджин конкурируют со Спэйс Х? У них ведь, вроде, изначально было заявлено, что они только по суб-орбитальным полётам.

    • WEST117

      PROVOCATOR, Когда будут запускать большую ракету (2020год) они будут отбирать заказы у конкурентов!

    • flugsondo

      PROVOCATOR, Blue Origin проектирует (кроме туристической ракеты, New Shepard) также ракету большую по размеру чем SpaceX Falcon 9, под названием New Glenn. Причём она будет в варианте с одной и с двумя ступенями (соответственно с меньшей и большей нагрузкой) -- даже с одной ступенью она будет превышать Falcon 9, а с двумя приближаться по размеру к крупнейшей ракете когда-либо построенной, Saturn V, доставлявшей астронавтов на луна во время лунной программы.
      Кроме того Blue Origin задумал гигантскую ракету (сродни BFR Маска) - забыл название.
      Первые ступени ракет Безоса будут многоразовыми, якобы до ста раз использования.
      Разработанный Blue Origin ракетный двигатель, BE-4 будет почти самолётным, рассчитанным на сотни пусков (двигатель уже есть, его кстати покупает также ULA для замены российского РД-180).
      Так что скоро мы будем много слышать о Джеффе Безосе.

  7. Aaa-p

    Почему, почему... потому! Ибу ибудэ дэдао вэйдадэ муди! Мао Дзедун

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.