5 мифов о технологиях будущего

Илья Хель

Высокие технологии давно стали неотъемлемыми спутниками нашей с вами жизни. Каждый находит в них свои плюсы и минусы. Плюс — потому что связь становится легче, жизнь интереснее, развлечений больше. Минусы — мы теряем тесный контакт, мы уходим в виртуальный мир. Специально для таких людей создают антисмартфоны. Не все органично уживаются со стремительным потоком прогресса. Но те, кто уживается, могут серьезно заблуждаться относительно того, что ждет нас завтра. Давайте разберемся.

5 мифов о технологиях будущего. Технологии будущего выглядят очень многообещающе. Иногда даже слишком. Фото.

Технологии будущего выглядят очень многообещающе. Иногда даже слишком

Летающие машины

Летающих или «парящих» автомобилей ждали десятилетиями. Это один из святых граалей футуристического утопического общества, где каждый может преодолеть сотни километров по воздуху и приземлиться, где захочет, даже в самых труднодоступных местах. Мы уже обсуждали, почему летающих автомобилей не будет, хотя бы общераспространенном представлении, а один из современных художников даже представил целую фотоинсталляцию на эту тему.

Первый «автоплан» был создан в 1917 году, а за ним последовало много других попыток поднять личный транспорт в воздух. Генри Форд предсказывал, что летающие автомобили появятся уже в 1940 году, но его прогноз ждало лишь обилие провалов.

В первом десятилетии 21 века мы не приблизились ни на йоту к полетам такого плана. Даже NASA прекратило спонсирование соревнования изобретателей, которые должны были создать личный летающий транспорт. И кроме разве что скрытых подразделений DARPA, ни одно государственное учреждение не развивает эту отрасль.

Слишком много проблем буквально приговорили индустрию летающих автомобилей. Стоимость, летные пути и регулировка, безопасность, потенциальное использование террористами, расход топлива, обучение пилотов-водителей, «парковка», шум, война с автомобилями — все это мешает развитию. Кроме того, подобные транспортные средства должны, по идее, заменить обычные автомобили, что порождает другую материально-техническую проблему.

По сути, множество так называемых летающих автомобилей должны перенести наземные шоссе в воздух. Но гибрид самолета и автомобиля такого плана будет не в состоянии, скажем так, отвезти детей в школу. Плюс цена. Одно из таких транспортных средств, Terrafugia Transition, стоит около 200 000 долларов, что можно сравнить с дорогим суперкаром типа Lamborghini.

Технологическая сингулярность

Последние годы известный футурист Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil) утверждал, что мы приближаемся к технологической сингулярности, и наступит она к 2030 году. С наступлением этой эпохи в развитии технологий связаны одни из самых больших опасений. Существует много концепций относительно того, на что будет похожа технологическая сингулярность. Некоторые полагают, что будет иметь место искусственный интеллект, который превзойдет человечество в способностях думать и творить. Другие считают, что машины превзойдут человечество в интеллекте и создадут новые, более умные машины, которые будут управлять планетой. Третьи думают, что вычислительная мощь достигнет таких масштабов, что люди и машины объединятся во что-то новое, возможно, мы сможет загружать наше сознание в Сеть.

Критики сингулярности, например писатель и академик Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter), утверждают, что это «научно-фантастический сценарий», то есть раздутый мыльный пузырь. Хофштадтер говорит, что разговоры о технологической сингулярности абсолютно бесполезны в свете современных отношений человека и технологий. Но не отрицает, что своего рода «приливная волна» технологических инноваций неизбежна.

Митч Капор (Mitch Kapor), бывший исполнительный директор Lotus, называет синглярностью «разумный замысел людей с IQ 140». Компьютерный ученый Джефф Хокинс (Jeff Hawkins) утверждает, что в то время, как мы можем создавать очень умные машины — гораздо умнее, чем мы сами — истинный интеллект опирается на «опыт и профессиональную подготовку», а не просто бесконечную вычислительную мощь. То есть, примерно на то, чем интеллект отличается от мудрости — практическим применением знаний.

Противники теории технологической сингулярности указывают на множесто фантастических фантазий и предсказаний, которые до сих пор не сбылись. Например, у нас нет лунной базы или искусственной гравитации. Они также намекают на то, что понять природу сознания невозможно, не говоря уж о том, чтобы воссоздать такую возможность в машине. И больше всего под вопрос технологическую сингулярность ставит закон Мура, который мы обсуим дальше.

Закон Мура всегда будет работать

Под законом Мура, как правило, понимается то, что число транзисторов на чипе — а значит и вычислительная мощь — будет удваиваться каждые два года. Но на самом деле Гордон Мур (Gordon Moore), компьютерный ученый, который и стал автором этого закона в 1965 году, говорил об экономических затратах на производство чипа, а не о научных достижений в области конструирования чипов.

Мур считал, что затраты на производство чипов будут удваиваться на протяжении каждых 10 лет, но не всегда. Предел закона Мура можно подсчитать экономически, а не научно.

Некоторые известные эксперты в области компьютеров полагали, что закон Мура не может работать более двух десятилетий. Почему же он обречен? Потому что, по мере того, как уменьшаются транзисоры, чипы становятся все дороже в производстве.

Один из аналитиков предсказал, что к 2014 году транзисторы будут составлять 20 нанометров в размере, но любое дальнейшее его уменьшение будет сводить на нет экономическую целесообразность массового производства подобных чипов.

Для сравнения, летом 2009 года только Samsung и Intel инвестировали в создание 22-нанометровых чипов.

Фабрики по производству таких чипов стоят миллиарды долларов. Globalfoundries Fab 2 начала работать в Нью-Йорке в 2012 году, но затраты на ее постройку составили 4,2 миллиарда долларов. Очень немногие компании располагают такими ресурсами, а по словам Intel, компания должна иметь годовой доход в 9 миллиардов, чтобы конкурировать на передовой производства чипов.

Тот же аналитик считает, что компани будут стараться выжимать максимум из современных технологий, прежде чем инвестировать в новые и очень дорогие чипы меньшего размеры.

Роботы станут нашими друзьями

Несмотря на то, что мы, вроде бы, не приближаемся к Армагеддону в стиле «Скайнет», все больше ученых начинают переживать по поводу того, как адекватно защититься от роботов и собственных цифровых творений.

Одной из самых существенных проблем является автоматизация. Будут ли военные беспилотники самостоятельно принимать решение, атаковать цель или нет? Если будет следить человек, сможет ли он корректировать намерения беспилотника? Позволим ли мы машинам размножаться без вмешательства человека? Позволим ли мы самостоятельно двигаться автомобилю? Читайте подробнее об эксперименте с самоходным авто.

Очевидно, есть проблема того, какие полномочия должен получить робот. Уже сейчас существуют прототипы медицинских роботов, которые спрашивают пациентов о симптомах, симулируя утешительные эмоции — роль, которую традиционно выполняет доктор-человек. У Microsoft существует видео-регистратор в одном из зданий, который работает на системе искусственного интеллекта (пусть даже примитивного). Новый класс «служебных роботов» получит возможность самостоятельно подключаться к электрической сети и выполнять другие простые задачи.

Наверняка мы постепенно будем поручать роботам некоторые критические и ответственные задачи, тем самым постепенно вовлекая себя в зависимость от машин. На конференции 2009 года, посвященной компьютерным ученым, разработчикам роботов и других исследователей, очень многие выражали обеспокоенность тем, что преступники могут воспользоваться технологией следующего поколения, которая под видом искусственного интеллекта будет выдавать себя за реально существующих людей. Суть этой конференции и других дискуссий говорит о том, что нужно приступать к решению ключевых вопросов уже сейчас, вне зависимости от того, какие технологические тонкости возникнут в будущем.

Мы сможем остановить изменение климата

Является ли глобальное потепление неизбежным? Многие ученые надеются, что мы сможем остановить крупные стихийные бедствия и справиться с последствиями. Но что касается климатологов, то некоторые авторитетные ученые полагают, что человечество уже прошло пресловутую точку невозврата. После того, как в 2001 году было объявлено, что температура растет, к 2007 году группа из 2000 ученых установила окончательную точку в прениях.

Даже сейчас мы наблюдаем таяние ледников и повышение уровня моря, что обостряет циклоны в Южной Азии. Эти эффекты, как предполагается, будут нести очень серьезные последствия для миллионов людей в развивающемся мире. Атолл Тувалу, например, столкнулся с повышением уровня приливов, что грозит потоплением целой страны.

Даже если мы не будем повышать уровень выхлопа парниковых газов в атмосферу с сегодняшнего дня, температура по всему миру вырастет на один градус к 2050 году, поскольку двуокись углерода сохраняется в атмосфере на протяжении полувека и даже больше. Потенциально катастрофический рост на 3-6 градусов к концу века пугает многих.

Вопрос в том, сможем ли мы удержать в узде глобальное потепление, чтобы предотвратить катастрофическое развитие событий. Этим должны заниматься государства, которые уже сейчас разрабатывают серьезные программы по предотвращению последствий стихийных пожаров и прочих природных катаклизмов. Важно создать максимально оперативное реагирование на такого типа события, прежде чем станет слишком поздно.

Источник: howstaffworks.com