Дышать на Марсе нам помогут цианобактерии

18 Июня 2018, Николай Хижняк 16

Забудьте обо всех классных вариантах марсианских жилищ, выращивании пищи и рытье туннелей, которые позволят нам защититься от опасного уровня радиации. Если мы не найдем способа, который позволит нам дышать на Марсе, то какой смысл будет от всех этих планов по колонизации? Однако ученые считают, что надежда на получения доступа к источнику свежего кислорода на Красной планете у нас все-таки есть. И эту надежду они возлагают на недавно обнаруженные цианобактерии.

Особенность цианобактерий заключается в том, что они питаются углекислым газом и выделяют кислород, живя при этом в настолько суровых условиях на Земле, что по сложности их можно сравнить с марсианскими.

На прошлой неделе международная группа исследователей опубликовала в журнале Science статью, в которой проводится связь между крошечными живыми организмами и возможностью человеческой жизни на Марсе.

Помните фотосинтез? Это процесс, при котором растения и другие организмы конвертируют солнечный свет в энергию. Цианобактерии тоже используют фотосинтез как источник энергии, но при этом способны поддерживать этот процесс с участием гораздо меньшего объема солнечного света, который требуется для выращивания ваших помидоров на даче. Ученые обнаружили несколько видов цианобактерий, обитающих в самых глубоких океанических впадинах.

Ключевую роль в процессе фотосинтеза играет хлорофилл – специальный пигмент, необходимый для производства энергии. Большинство растений и других организмов для конвертации видимого света в энергию используют хлорофилл-а. Международная группа исследователей в свою очередь обнаружила, что найденная ими цианобактерия использует особый тип хлорофилла – хлорофилл f — для конвертирования дальнего красного/ближнего инфракрасного света в энергию. И именно благодаря этому эти бактерии могут выживать в очень малоосвещенных средах.

«Это исследование позволяет переопределить уровень минимально необходимой энергии в виде света для поддержки процесса фотосинтеза. Этот тип фотосинтеза, вполне возможно, прямо сейчас происходит в вашем саду, под каким-нибудь камнем, находящимся в тени», — говорит соавтор работы Дженнифер Мортон.

Ученые уже находили живые бактерии в одних из самых засушливых, а также одних из самых холодных мест на нашей планете, например, в пустыне Мохаве, в Антарктиде и даже снаружи Международной космической станции. Таким образом, говорят исследователи, мы могли бы отправить цианобактерии и на Марс, где они будут производить кислород для колонистов.

«Это может звучать как научная фантастика, но космические агентства и частные компании по всему миру уже заинтересованы этой возможностью и хотят испытать все на практике в недалеком будущем», — говорит другой соавтор исследования Элмарс Краусц.

«Теоретически фотосинтез для производства кислорода на Марсе действительно можно запустить с помощью этого типа организмов».

Дышать на Марсе нам помогут цианобактерии

1. mi

Переработаем весь цэо2 в кислород, а потом благополучно выпустим в космос ( магнитное поле Марса)

• GlobalElite

mi, Сразу скажу, я не специалист, но насколько я знаю, Магнитное роле земли в 15 раз слабее магнитного поля аппарата МРТ. Так что создать магнитное поле - это не сложно. Сложно создать большое.

• kek1337

mi, Был проект по размешению огромного сверхпроводящего магнита между марсом и солнцем, если на марсе размесят хоть чуть чуть воды, то вероятно после создания защиты.

• rpl

mi, Полистайте новости на сайте. Совсем не давно обсуждали установку мощного магнита на орбите марса у полюсов. Современные электромагниты в состоянии создать необходимую мощность магнитного поля даже для целой планеты. И это не очередной полусказочный проект, а вполне реализуемая задача. Нужно просто собрать этот магнит и доставить на орбиту марса. Просто колонистов там еще нет, а атмосфера и так разряжена и выветривается медленно. Уж в ближайшие 50-100 лет каких-либо значимых обьемов не выветрится.

• rpl

mi, Еще надо знать, что сила солнечного ветра возле марса гораздо меньше, чем у земли или у венеры, так как марс находится на большем расстоянии от солнца. Сл-но сила магнитного поля марса может быть меньше, чем у земли.

2. Transchelovek

Перспективно, нет сомнений, однако генномодифицированные растения обычные, особенно если это будет подобие Symplocarpus foetidus приведут и к потеплению климата, если засеять ими все доступные для их выживания них площади. Но тут сказка о двух концах. Если не заселить планету и животными, то дышать рано или поздно на Марсе станет опять невозможно - если переработать все 95% атмосферы планеты, состоящей из углекислого газа в кислород. Вывод - нужно сразу создавать целую экосистему, чтобы не происходило сложнообратимых изменений.

• VINTIKI

Transchelovek, По мере увеличения кол-ва кислорода популяция бактерий зависящих от углекислого газа будет уменьшаться - еды на всех не хватит.

• Transchelovek

VINTIKI, дело не только в этом, на земле один из криогенных периодов связан с перенасыщением кислородом атмосферы. Углекислый газ создает парниковый эффект, и без наличия полноценной экосистемы температура на Марсе упадет и он станет ещё менее пригодным для жизни

• VERBA DARE IN VENTOS 123

Transchelovek, Вообще, у писателя Кима Стенли Робинсона есть замечательная трилогия о Марсе, о его колонизации, где многие из поднятых здесь вопросов очень хорошо раскрываются в интересном, художественном повествовании)
          Почитайте, не пожалеете)

3. rpl

Терраформинг Марса вполне реален. Почти все технологии уже имеются. Я думаю в ближайшие 50-100 лет люди сделают все необходимое для этого. А потом останется только ждать. Терраформинг процесс медленный и первые результаты можно будет получить не раньше чем через 100 лет. Свободно дышать на марсе конечно же не получится, но с помощью фильтров можно будет получать кислород уже из атмосферы. Куда более сложная проблема это реальные запасы воды и плотность атмосферы марса. Для колонистов, живущих под куполом, воды хватит даже в сухом пустынном климате, а вот для бурной открытой флоры и фауны нужны океаны, моря, на крайней случай озера. И атмосфера на марсе слишком тонкая. Хоть ученые и предполагают, что если растопить весь замерзший СО2, то атмосфера станет плотнее, но все равно это будет не достаточно для прогулок без скафандра. А для этого придется гнать на марс газовые кометы, что технологически пока очень сложно и в ближайшее время не реально.

• Ilya81

rpl, А вот в плотности атмосферы и вся сложность, и кислород в ничего не поменяет. Воды на марсе, кстати, совсем не мало, в твёрдом виде, разумеется, и чуток в газообразном. Для жидкого вида воды этого атмосферного давления и не хватает. Разве что и впрямь разогрев может помочь - растает углекислый лёд, выделится водяной пар, и если этого хватит для жидкой воды, то поможет лёд из соляной и серной кислот, он высвободит углекислый газ из карбонатных пород. Но хватит ли изначального льда?

• rpl

Ilya81, Остаются только газовые кометы. Но это сложно и не в ближайшем будущем.

4. nkey500

Магнитное поле магнитом размером с планету что ли создавать

• rpl

nkey500, Ошибаетесь. Сила магнитного поля вокруг земли не такая уж огромная. Если разместить на одном полюсе мощный электромагнит, то на другом полюсе сила магнитного поля будет сопоставимой с земным. Магнит должен быть всего в пару раз мощнее, чем самый мощный электромагнит, сделанный на данный момент. Это вполне реально! Просто на земле нету надобности в таким мощных магнитах, а собрать их уже сейчас могут.

5. botan