10 веществ и субстанций, в существование которых когда-то верили

Илья Хель

Во все времена люди часто придумывали вещества, которые, по их мнению, существуют с целью объяснения процессов, которые непонятны. Хотя многие из них были дискредитированы, в некоторые из них верят и по сей день. Перед вами десять субстанций, веществ, материалов, в существование которые когда-то верили.

Субстанция

Одическая сила

Од

Барон Карл Людвиг фон Рейхенбах был прусским ученым 19 века, который посвятил большую часть жизни физической силе, известной как одическая сила. Похожая на мистическую силу из вселенной «Звездных войн», одическая сила, или просто Од, состоит, как говорили, из светлой и темной стороны. Есть мнение, что из этой теории вышли другие дискредитированные теории вроде доусинга или фэншуй.

Сила, названная по имени скандинавского бога Одина, как считалось, пронизывает вселенную, ее излучает каждый конкретный объект. Рейхенбах проводил эксперименты, используя магниты, провода и кристаллы, пытаясь выяснить, может ли нечто ощущать одическую силу. К сожалению, эту силу могли чувствовать только особые люди, названные «сенситивами», причем сам Рейхенбах в эту категорию не попал. Как ни странно, сенситивы также не особо любили желтый цвет, почему — непонятно.

Миазма

Эта теория приобрела популярность в ужасных антисанитарных условиях средневековой Европы. Идея миазмы была распространена с древнейших времен вплоть до появления микробной теории в 1800-х годах. Считалось, что миазма, будучи результатом разложения органических материалов, представляла собой облако ядовитого пара, характеризующееся неприятным запахом, которое могло привести к ряду тяжелых заболеваний у человека. К сожалению для ее сторонников, она не включала возможность распространения даже в приятно пахнущей среде.

Теория миазмы стала причиной такой практики, как ношение масок, наполненных цветами, которые врачи использовали во время Великой Чумы 1665 года. Несмотря на то, что это было технически неверно, идея миазмы стимулировала ученых исследовать гниющую материю как причину болезни, что привело к открытию микробов, истинных виновников. Также в госпиталях стало чище, правда, к рукам докторов это все равно не имело отношения.

Поливода

В разгар холодной войны американские и советские ученые соревновались, пытаясь поймать друг друга врасплох с новейшими научными достижениями. Одно из таких событий произошло в 1966 году, когда советские ученые заявили, что создали новую форму воды, которая была гораздо плотнее, более вязкой и с высокой точкой кипения по сравнению с обычной водой. Сев в лужу, ученые США наперебой начали пытаться повторить эксперименты российских ученых, выкладывая сотни работ, связанных с поливодой.

Как в случае с льдом-9, вымышленной формой воды из романа Курта Воннегута 1963 года, некоторые ученые опасались, что поливода вырвется из лабораторий и мгновенно полимеризует все водоснабжение Земли. Это событие, как некоторые считали, может нанести человечеству непоправимый вред и могло быть причиной смерти Венеры. В конце концов выяснилось, что в основе поливоды было загрязнение контейнера с водой человеческим потом — в частности, лактатом соды, обнаруженным в человеческом поту. После того как были проведены эксперименты со строгим контролем, стало известно, что поливода — не более чем плод человеческого воображения.

Теплород

Этот пункт списка получил в свое время наиболее широкое распространение. Полагалось, что теплород — невидимая жидкость, которая объясняет большинство различных эффектов, наблюдаемых при работе с теплом. Она перетекала от горячих объектов к холодным, изменяя свойства материала по мере уменьшения или увеличения количества теплорода. Из-за того, что тепло, казалось, передавалось между объектами, а также эффектов при нагревании газа под давлением, идея жидкого тепла казалась очевидной. Различные эксперименты только продвигали теорию в массы.

Предложенная Антуаном Лавуазье, «отцом современной химии», теория получила широкое признание в 18 веке и в первой половине 19 века, пока ее не вытеснила механическая теория теплоты. При всем этом постоянно предпринимались энергичные попытки опровергнуть теорию теплорода.

Ядовитый птомаин

Птомаин

Единственная реальная субстанция в этом списке, ядовитый птомаин (трупный яд), попала сюда из-за мнения, что именно он был причиной болезней пищевого происхождения. Известное как отравление птомаином, или трупным ядом, оно было результатом аминовых соединений, которые лежали в основе разлагающихся органических материалов и имели отчетливый неприятный вкус и запах. В 18 веке ученые выделили птомаины в ходе различных экспериментов, связанных с инъекциями экстрактов из гниющего мяса в вены различных животных. Как правило, этот процесс приводил к смерти.

В результате этих испытаний ученые сделали выводы, что птомаины вызывают почти любую болезнь пищевого происхождения. Эта теория получила широкое признание на десятки лет. Дальнейшее изучение птомаинов показало несколько фактов: во-первых, они не образуются ни до, ни после того, как еда будет признана непригодной для любого нормального человека. Во-вторых, не было никаких доказательств вреда птомаинов при внутреннем приеме — их вводили явно не тем путем, каким обычно люди питаются. После того как было обнаружено существование бактерий, теория отравления трупным ядом пошла своим путем.

Светоносный эфир

Эфир

Пока ученые 19 века пытались справиться со всей информацией, поступившей с момента обнаружения закона всемирного тяготения сэром Исааком Ньютоном, идеи, предложенные еще во времена Ньютона, приобретали широкое признание. Считалось, что светоносный эфир существует во всей вселенной, позволяя свету проходить через вакуум вроде космического. Ученые знали, что звуку нужна среда для переноса, поэтому просто сделали аналогичный вывод относительно света.

В конечном счете, как это обычно и бывает, ученые начали видеть доказательства эфира где попало. Кометные хвосты или орбитальный сдвиг Меркурия — свидетельства существования эфира. В конце 1800-х годов два ученых — Альберт Майкельсон и Эдвард Морли — провели самый тщательный и продуманный на тот момент эксперимент, чтобы подтвердить существование эфира. Для них стало шоком (да и для научного сообщества в целом), что эксперимент по факту предоставил одни лишь опровержения и стал первым шагом в направлении общей теории относительности Альберта Эйнштейна.

Elan vital

Менее эфирный и более вещественный эквивалент души, elan vital («жизненный импульс» по-французски) впервые был придуман французским философом Анри Бергсоном. Он был сторонником теории витализма, в основе которой была философская доктрина, согласно которой живые организмы обладают чем-то, что отличает их от неодушевленных предметов. Также считалось, что невозможно создать органический материал из неорганического, поскольку люди не могут породить «искру жизни».

Elan vital также был ключевым элементом в теории творческой эволюции Бергсона, согласно которой существа вроде людей обладают творческим импульсом, который движет их развитием — альтернативное объяснение широко принятой дарвиновской теории эволюции. В начале 20 века elan vital, а также витализм и прочие теории, связанные с душой, ушли на обочину науки.

Аликорн

Единорог

Аликорн — это менее известный термин, означающий рог единорога. Как и рог носорога, аликорн был широко востребован для получения медицинских бонусов, главным из которых было умение обезвреживать яды. Также с его помощью якобы можно было очистить загрязненную воду.

Аликорн стал популярен в средневековой Европе, когда началось массовое увлечение отравлениями. Широко было распространено мнение, что рог единорога был бесценным инструментом для любого благородного господина, который волновался, что убийцы могут быть повсюду — достаточно было просто окунуть его в жидкость, которую предстоит пить. Разумеется, эта легенда породила ряд мистификаций вроде выпрямленных моржовых клыков или бивней нарвала.

Знаете, как отличали подлинные рога единорогов от подделок? Окунали рог в воду и рисовали круг вокруг скорпиона. Если скорпион оставался в кругу, рог — настоящий.

Эрототоксины

Эротика

Эрототоксины были детищем воображения Джудит Райзман, женщины без медицинского образования, которая утверждала, что они являются результатом химических смесей, наводняющих мозг при просмотре порнографии. Состоят они из тестостерона, окситоцина, дофамина и серотонина. Кроме того, вызывают привыкание и способны вызвать непроизвольную реакцию, связывающую свободу воли.

Райзман пошла дальше и заявила, что порнография и эрототоксины могут повредить мозг человека, а значит первое следовало бы запретить. Интересно, конечно.

Алкагест

Этот термин был введен алхимиком и врачом 16 века по имени Парацельс. По слухам, алкагест был универсальным растворителем — веществом, способным растворять любой другой материал — что сделало бы его полезным инструментом для алхимиков. Один из алхимиков, Ван Гельмонт, утверждал, что обнаружил его, хотя, скорее всего, его примером был реагент, который просто растворяет субстанцию, с которой взаимодействовал.

Один из очевидных парадоксов, которые возникают, когда думаешь об универсальном растворителе: в чем можно хранить то, что может растворить любой материал? Со временем интерес к алкагесту пропал, во многом благодаря немецкому алхимику Кункелю, который открыто сказал, что это ложь. Тем не менее считалось, что алкагест может помочь при болезнях печени. Хотя почему человека, выпившего его, не должно расщепить пополам, неизвестно.

По материалам listverse.com