Мы составляем лишь 0,01 процента массы всего живого, но все равно умудряемся разрушать все вокруг

По сравнению с остальной массой всего живого на Земле на человечество приходится всего ничего. Но несмотря на такую «незначительность», след, оставленный человечеством на этой планете, по-настоящему разрушителен для всего остального. Одной из главных целей биологии как науки является понимание механизмов функционирования биосферы в общем, во всех ее сложных взаимосвязях, внутренних и внешних. Для этого важно иметь обоснованные количественные оценки массы живых организмов — как в целом, так и по отдельным таксонам. Но как отмечают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, современных данных об этом нет.

Мы составляем лишь 0,01 процента массы всего живого, но все равно умудряемся разрушать все вокруг. Фото.

В рамках самого всестороннего исследования, направленного на количественную оценку массы всех живых организмов, присутствующих на нашей планете, американскими и израильскими учеными было установлено, что на долю человечества приходится всего каких-то 0,01 процента всей биомассы. Но несмотря на нашу физическую незначительность в сравнении со всем тем многообразием жизни, которое нас окружает, история четко показывает, кто на самом деле доминирует на планете.

«Я надеюсь, наша работа даст ясное понимание того, какую доминирующую роль играет человек для всего живого на Земле», — говорит Рон Мило, биолог из израильского Института Вейцмана.

«Она безусловно поразительна и совсем непропорциональна нашему месту на планете».

Рону Мило и его коллегам понадобилось около трех лет на поиск и анализ обширной литературы (список ссылок в короткой статье достигает полусотни пунктов). Чтобы исключить влияние различного содержания воды в разных организмах, оценку они проводили по количеству углерода, который связан тем или иным царством живого. По этому показателю общая масса всей биосферы Земли составила около 550 Гт (гигатонн, миллиардов тонн).

Несмотря на свою колоссальную численность, вирусы составляют лишь крошечную долю этой массы — 0,2 Гт. Безусловными же лидерами оказались растения с их массой в 450 Гт (80 процентов всей биомассы), причем в основном вес приходится на растения суши: сухопутные биоценозы вообще отвечают за 470 Гт связанного углерода. Второе место отходит бактериям. На них приходится около 70 Гт (15 процентов). Следом идут грибы – 12 Гт, археи – 7 Гт и простейшие – 4 Гт.

Удивительно, но животные набирают в общей сложности всего 2 Гт массы по углероду, при этом половина ее приходится на насекомых. Доля человечества — 0,06 Гт — сравнима с массой всей группы термитов, но почти в 10 раз больше общей массы всех диких млекопитающих на планете, которая составляет около 0,007 Гт.

А вот масса существ, обязанных своей многочисленностью человеку, намного превосходит массу человечества: так, домашние животные — рогатый скот, свиньи и другие — «перевешивают» всех диких млекопитающих; масса домашних — больше в 20 раз. Та же история с птицами. На массу растений мы тоже значительно влияем: за последние 10 тысяч лет люди сократили ее вдвое.

Все эти цифры, конечно, интересны, но задачей ученых было не оценить массу живых существ, а найти главный источник белков на Земле. Пока они его не нашли; возникли сложности с оценкой массы и состава почвенных микроорганизмов. Рон Мило со своими коллегами рассчитывают ответить на свой вопрос до конца этого года.